Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.08.2017 N 18-АПГ17-21

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. N 18-АПГ17-21


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" на решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пунктов 39213 и 39225 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" Малыгиной Ю.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745 на 2017 год утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пунктам 39213 и 39225 которого налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0404003:114, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, Симферопольская улица, дом 55, а также в отношении здания с кадастровым номером 23:43:0404003:83, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Краснодар, Симферопольская улица.
Вышеназванный приказ вместе с Перечнем объектов недвижимого имущества размещен на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" diok.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании приведенных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что является собственником указанных зданий и земельного участка, на котором данные здания расположены. По мнению административного истца, данные здания признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться как кадастровая стоимость на основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не обладают. Как утверждал административный истец, фактическое использование указанных зданий не устанавливалось, вместе с тем данные здания фактически используются в качестве склада продукции, в котором торговая деятельность не осуществляется.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" просит решение суда отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов апелляционной жалобы департаментов имущественных отношений Краснодарского края и прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Отказывая в удовлетворении административного иска и отклоняя доводы общества с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания", суд первой инстанции руководствовался подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" и исходил из того, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83, предусматривает размещение торговых объектов, что является достаточным основанием для включения указанных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласна.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой предусмотрено, что одними из таких отдельных объектов недвижимого имущества являются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории Краснодарского края установлен налог на имущество организаций, определены ставка данного налога, порядок и сроки уплаты данного налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно пункту 1 статьи 1.1 указанного Закона Краснодарского края налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов административного дела, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Южная торговая компания" объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0404003:37, вид разрешенного использования которого указан следующий - "для эксплуатации зданий и сооружений базы оптово-розничной торговли".
Классификация видов разрешенного использования земельных участков приведена в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39.
В случае по настоящему административному делу вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0404003:37 соответствует пункту 1.2.5 названных Методических указаний - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", поскольку предусматривает размещение торговых объектов, к которым, в частности, относятся здания и сооружения базы оптово-розничной торговли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что принадлежащие административному истцу здания с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, пришел к правильному выводу о закономерности включения указанных зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" о том, что принадлежащие ему объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:43:0404003:114 и 23:43:0404003:83 для размещения торговых объектов фактически не используются, на правильность принятого судом первой инстанции решения не влияют, поскольку указанные здания были включены в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не по виду их фактического использования, а по виду разрешенного использования земельного участка, на котором эти здания расположены.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания", основанным на неверном толковании норм материального права, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная Торговая Компания" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)