Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Борисовой Г.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Нестеровым С.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): Варданян А.Г. по доверенности от 01.07.2016;
- от ответчика (должника): Чкаловой Т.В. по доверенности от 11.01.2012, Петровой Т.В. по доверенности от 11.01.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18633/2016) ООО "ЛангеревоИнвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-92539/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "ЛангеревоИнвест"
к МИФНС N 8 по Ленинградской области
3-е лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "ЛангеревоИнвест" (ОГРН 1077847425380, место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт, 274, далее - налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 7231 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.07.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда первой инстанции от 25.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверки представленной Обществом первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По итогам проверки составлен акт N 10395 от 20.05.2015.
На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией вынесено решение от 31.07.2015 N 7231 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 212 219,40 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 061 097,00 руб., пени в сумме 34 295,72 руб.
Основанием доначисления земельного налога явился вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,3%. Как указал налоговый орган, применение налоговой ставки 0,3 процента допускается только в отношении земельных участков, которые в соответствии с Законом N 66-ФЗ предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан. Общество является коммерческой организацией и поэтому обязано исчислять налог по ставке 1,5 процента.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 28.09.2015 г. N 16-21-25/11457@ оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое решение инспекции соответствует требованиям НК РФ и не нарушает прав и законных интересов общества, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговые ставки в проверяемый период установлены решением Совета депутатов Муниципального Образования Пениковское Сельское поселение Ломоносовского Муниципального Образования Ленинградской области от 11.10.2013 N 40, согласно которого налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков подлежит применению ставка 1,5% процента от кадастровой стоимости.
Материалами дела установлено, что Общество является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами: 47:14:0203010:11, 47:14:0203010:10, 47:14:203010:6, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, АО "Плодоягодное", в районе Лангерево-Кузнецы, квартал, 10.
До 2012 года спорные земельные участки имели категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" с кадастровой стоимостью в размере 262 070 рублей каждый.
Постановлением главы МО Пениковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 06.04.2012 N 26 вид разрешенного использования участков принадлежащих ООО "ЛангеревоИнвест" изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области в спорном налоговом периоде земельные участки отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства". Изменена кадастровая стоимость участков, которая составила 29 474 946 рублей каждый.
Общество при исчислении земельного налога за 2014 год в качестве налоговой базы применило кадастровую стоимость определенную для вида разрешенного использования на "для дачного строительства" и применило ставку земельного налога в размере 0,3%.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 82 ЗК РФ).
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки, находящиеся в собственности общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки следует руководствоваться ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет доверительное управление этими участками в целях строительства дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
При этом отнесение спорных земельных участков к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для дачного строительства" не свидетельствует о наличии у коммерческой организации возможности использовать тот объем прав в отношении таких земельных участков, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Правомерность применения коммерческими организациями ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, подтверждена судебной практикой, в частности Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по делу А41-63325/13, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869.
Доводы Общества о том, что изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" противоречит требованиям пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области в спорном налоговом периоде земельные участки отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства". Доказательств признания незаконными действий Управления Росреестра по ЛО в части внесения соответствующих сведения в кадастровый учет в материалы дела не предоставлено.
Апелляционным судом отклоняются также доводы Общества о том, что поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения о том, что вид разрешенного использования спорных земельных участков "для сельскохозяйственного производства" не изменялся, применение ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 394 НК РФ, решения Совета депутатов Муниципального Образования Пениковское Сельское поселение Ломоносовского Муниципального Образования Ленинградской области от 11.10.2013 N 40 ставка земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сданных в аренду под прочие виды использования).
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий:
- - при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;
- - при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Таким образом, именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Соответственно, в отсутствие предоставленных налогоплательщиком доказательств правомерности применения льготной ставки налогообложения, доводы налогового органа о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, основаны на правильном толковании НК РФ.
Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, т.е. используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела установлено, что Общество имеет основной вид деятельности - деятельности в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве.
В материалы дела предоставлен договор на возмездное оказание услуг N 22 от 01.04.2014, по условиям которого ООО "ПлодИнвест" обязалось оказать Обществу услуги по сенокошению (стоимость услуг 2000 рублей), а также акт приемки-сдачи услуг от 18.08.2014, согласно которого за период с 01.05.2014 по 01.10.2014 оказаны услуги по сенокошению в количестве 10 рулонов сена.
Между тем, сам по себе факт заключения договора и оформление акта от 18.08.2014, котором отражены услуги оказанные после указанной даты (период оказания услуг 01.05.2014 по 01.10.2014) не свидетельствует об использовании земельных участков для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с положениями ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, Обществом не подтвержден факт использования спорных участков для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, правовые основания применения ставки земельного налога в размере 0,3%, установленных в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, отсутствуют.
Кроме того, апелляционный суд считает указать на то обстоятельство, что Обществом налоговая база по спорным земельным участкам определена исходя из кадастровой стоимости, установленной для земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-92539/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 13АП-18633/2016 ПО ДЕЛУ N А56-92539/2015
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. N 13АП-18633/2016
Дело N А56-92539/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Борисовой Г.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Нестеровым С.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): Варданян А.Г. по доверенности от 01.07.2016;
- от ответчика (должника): Чкаловой Т.В. по доверенности от 11.01.2012, Петровой Т.В. по доверенности от 11.01.2016;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18633/2016) ООО "ЛангеревоИнвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-92539/2015 (судья Калайджян А.А.), принятое
по заявлению ООО "ЛангеревоИнвест"
к МИФНС N 8 по Ленинградской области
3-е лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛангеревоИнвест" (ОГРН 1077847425380, место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Лиговский пр-кт, 274, далее - налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 7231 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.07.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда первой инстанции от 25.05.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверки представленной Обществом первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По итогам проверки составлен акт N 10395 от 20.05.2015.
На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией вынесено решение от 31.07.2015 N 7231 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 212 219,40 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 1 061 097,00 руб., пени в сумме 34 295,72 руб.
Основанием доначисления земельного налога явился вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,3%. Как указал налоговый орган, применение налоговой ставки 0,3 процента допускается только в отношении земельных участков, которые в соответствии с Законом N 66-ФЗ предоставлены для целей дачного строительства некоммерческим объединениям граждан. Общество является коммерческой организацией и поэтому обязано исчислять налог по ставке 1,5 процента.
Апелляционная жалоба налогоплательщика решением Управления ФНС России по Ленинградской области от 28.09.2015 г. N 16-21-25/11457@ оставлена без удовлетворения.
Считая решение инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемое решение инспекции соответствует требованиям НК РФ и не нарушает прав и законных интересов общества, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы отражен в статье 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
- - 0,3 процента в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Налоговые ставки в проверяемый период установлены решением Совета депутатов Муниципального Образования Пениковское Сельское поселение Ломоносовского Муниципального Образования Ленинградской области от 11.10.2013 N 40, согласно которого налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселении и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
- предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков подлежит применению ставка 1,5% процента от кадастровой стоимости.
Материалами дела установлено, что Общество является собственником трех земельных участков с кадастровыми номерами: 47:14:0203010:11, 47:14:0203010:10, 47:14:203010:6, расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, АО "Плодоягодное", в районе Лангерево-Кузнецы, квартал, 10.
До 2012 года спорные земельные участки имели категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства" с кадастровой стоимостью в размере 262 070 рублей каждый.
Постановлением главы МО Пениковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 06.04.2012 N 26 вид разрешенного использования участков принадлежащих ООО "ЛангеревоИнвест" изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области в спорном налоговом периоде земельные участки отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства". Изменена кадастровая стоимость участков, которая составила 29 474 946 рублей каждый.
Общество при исчислении земельного налога за 2014 год в качестве налоговой базы применило кадастровую стоимость определенную для вида разрешенного использования на "для дачного строительства" и применило ставку земельного налога в размере 0,3%.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (статья 82 ЗК РФ).
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки, находящиеся в собственности общества имеют разрешенное использование "для дачного строительства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанные земельные участки следует руководствоваться ЗК РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как общество осуществляет доверительное управление этими участками в целях строительства дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
При этом отнесение спорных земельных участков к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для дачного строительства" не свидетельствует о наличии у коммерческой организации возможности использовать тот объем прав в отношении таких земельных участков, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Правомерность применения коммерческими организациями ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства" в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, подтверждена судебной практикой, в частности Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 по делу А41-63325/13, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869.
Доводы Общества о том, что изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" противоречит требованиям пп. 2 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку согласно сведениям Управления Росреестра по Ленинградской области в спорном налоговом периоде земельные участки отнесены к категории "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным использованием "для дачного строительства". Доказательств признания незаконными действий Управления Росреестра по ЛО в части внесения соответствующих сведения в кадастровый учет в материалы дела не предоставлено.
Апелляционным судом отклоняются также доводы Общества о том, что поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения о том, что вид разрешенного использования спорных земельных участков "для сельскохозяйственного производства" не изменялся, применение ставки земельного налога в размере 0,3% правомерно по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 394 НК РФ, решения Совета депутатов Муниципального Образования Пениковское Сельское поселение Ломоносовского Муниципального Образования Ленинградской области от 11.10.2013 N 40 ставка земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, сданных в аренду под прочие виды использования).
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий:
- - при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях;
- - при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Таким образом, именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Соответственно, в отсутствие предоставленных налогоплательщиком доказательств правомерности применения льготной ставки налогообложения, доводы налогового органа о том, что в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, основаны на правильном толковании НК РФ.
Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, т.е. используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела установлено, что Общество имеет основной вид деятельности - деятельности в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве.
В материалы дела предоставлен договор на возмездное оказание услуг N 22 от 01.04.2014, по условиям которого ООО "ПлодИнвест" обязалось оказать Обществу услуги по сенокошению (стоимость услуг 2000 рублей), а также акт приемки-сдачи услуг от 18.08.2014, согласно которого за период с 01.05.2014 по 01.10.2014 оказаны услуги по сенокошению в количестве 10 рулонов сена.
Между тем, сам по себе факт заключения договора и оформление акта от 18.08.2014, котором отражены услуги оказанные после указанной даты (период оказания услуг 01.05.2014 по 01.10.2014) не свидетельствует об использовании земельных участков для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с положениями ст. 17, п. 3 ч. 1 ст. 21, п. 1 ст. 52, ст. 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
В нарушение ст. 65 АПК РФ, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, Обществом не подтвержден факт использования спорных участков для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, правовые основания применения ставки земельного налога в размере 0,3%, установленных в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, отсутствуют.
Кроме того, апелляционный суд считает указать на то обстоятельство, что Обществом налоговая база по спорным земельным участкам определена исходя из кадастровой стоимости, установленной для земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного строительства".
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, Общество не представило доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность своих требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2016 по делу N А56-92539/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА
О.В.ГОРБАЧЕВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Г.В.БОРИСОВА
Л.П.ЗАГАРАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)