Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец считает незаконным решение комиссии, поскольку отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости составляет 46 процентов, чем нарушаются права административного истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-833/2017 по административному исковому заявлению администрации поселения Марушкинское в городе Москве к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Администрация поселения Марушкинское в городе Москве обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. Административный истец считает незаконным указанное решение комиссии, поскольку отличие рыночной стоимостью объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы", составляет 46%, чем нарушаются права административного истца, связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет. Кроме того, решение комиссии принято с нарушением положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку вопрос о пересмотре кадастровой стоимости был рассмотрен без извещения административного истца, тогда как спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования и существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает напрямую права органа местного самоуправления, связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет. Административный истец узнал об этом решении комиссии только 11 января 2017 г., когда получил его копию по почте. В суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии административный истец обратился 10 апреля 2017 г., то есть с соблюдением трехмесячного процессуального срока, предусмотренного 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представители административного истца администрации поселения Марушкинское в городе Москве - И., Т., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что административный истец не согласен с установленной решением комиссии кадастровой стоимостью земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., считает его существенного заниженным. Согласно отчету об оценке от 5 июля 2017 г. N 18-07/2017, проведенному оценщиком Автономной некоммерческой организации "Межрегиональный центр экспертизы", размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 года составляет * руб., соответственно размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составил бы * руб. * коп. Если же исходить из установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составляет * руб. * коп. Следовательно, местный бюджет не дополучит * руб. * коп. Тогда как, решением Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве от 18 ноября 2016 года N 6/43 утвержден бюджет внутригородского муниципального образования, в том числе с учетом земельного налога, поступившего в бюджет за 2016 год, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП. Поскольку земельный налог за 2016 г. в отношении спорного земельного участка поступил в местный бюджет, то, в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка обжалуемым решением комиссии, орган местного самоуправления должен будет возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" излишне уплаченный земельный налог за 2016 г. из местного бюджета. При таких обстоятельствах считают незаконным рассмотрение комиссией при Управлении Росреестра по Москве заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка без участия органа местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Ш., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что рассмотрение заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости было осуществлено комиссией при Управлении Росреестра по Москве во исполнение вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016. Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости соответствовало требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка был предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт". Данный отчет не вызвал сомнения в его достоверности. При рассмотрении заявления административный истец не участвовал и не извещался комиссией, копия решения комиссии была отправлена ему для сведения.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" - К., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях, суду пояснила, что изначально уведомлением секретаря комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было отказано в приеме заявления и документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости. Решением Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016 признано незаконным данное уведомление комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 года N 51-4410/2016 и возложена обязанность на комиссию при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 26 августа 2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *. Решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было рассмотрено и удовлетворено. Указанное решение комиссии является законным и обоснованным, оно принято на основании заявления собственника земельного участка, в подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт", а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 30 мая 2016 г. N 077/2016/МОСКВА. Считает, что права и законные интересы административного истца решением комиссии не затрагиваются, так как право собственности на спорный земельный участок прекращено 23 августа 2016 г., соответственно сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в целях налогообложения применяются с 1 января 2016 г. по 23 августа 2016 г., что составляет 7 месяцев. При этом общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" оплатило земельный налог за 2016 г. в полном размере, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, то есть по завышенному размеру кадастровой стоимости. Само по себе не направление в адрес административного истца извещения о месте и времени проведения заседания комиссии по рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, не является достаточным основанием для отмены решения комиссии, доказательств существенного нарушения прав и законных интересов административного истца не предоставлено. Также полагает, что административный истец пропустил процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1 августа 2016 г. (л.д. 97). 23 августа 2016 г. данный земельный участок снят с кадастрового учета, ввиду его раздела и образования других самостоятельных земельных участков, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 июня 2017 г. (л.д. 73 - 75). Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером * утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. (л.д. 98).
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовала в период с 17 июля 2015 г. по 23 августа 2016 г.
26 августа 2016 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее комиссия при Управлении Росреестра по Москве) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * на предмет установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт" (л.д. 99 - 223), а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 30 мая 2016 г. N 077/2016/МОСКВА (л.д. 224 - 234). Однако уведомлением секретаря комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было отказано в приеме заявления и документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости. Решением Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016 признано незаконным данное уведомление комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 и возложена обязанность на комиссию при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 26 августа 2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * (л.д. 67 - 69).
9 декабря 2016 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" вновь обратилось в комиссию при Управлении Росреестра по Москве с заявлением вх. N 124595/2016, в котором просило рассмотреть поданное 26 августа 2016 г. заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости на основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016. Решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было рассмотрено и удовлетворено, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером * определена кадастровая стоимость, равная его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., как это определено в отчете об оценке. При этом в решении комиссии указано, что отличие кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. от его рыночной стоимости в размере * руб. составляет 46%. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 12 января 2017 г., что подтверждается сведениями официального сайта Управления Росреестра по Москве.
Из протокола заседания комиссии от 22 декабря 2016 г. N 38 и пояснений представителя административного ответчика следует, что административный истец участия в заседании комиссии не принимал и не извещался о месте и времени проведения заседания комиссии по рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Копия решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 направлена в адрес административного истца почтой 29 декабря 2016 г. и получена административным истцом 11 января 2017 г., что подтверждается отметками на почтовом конверте.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК", будучи плательщиком земельного налога исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, путем обращения в комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости.
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П были признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 133, положение части 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Согласно пунктам 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером * по адресу: *, располагался на территории внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве. Соответственно земельный налог за использование данного земельного участка поступает в бюджет указанного муниципального образования. Так, размер земельного налога за период с 1 января 2016 г. по 23 августа 2016 г. в отношении спорного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, составит * руб. * коп. Размер земельного налога за этот же период исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной * руб., установленной оспариваемым решением комиссии от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, составляет * руб. * коп. Следовательно, разница между кадастровой стоимостью и вновь установленной кадастровой стоимостью в размере рыночной составляет * руб. * коп., что соответствует 46 процентам, а разница в налоге составит * руб. * коп.
На основании изложенного заслуживают внимания доводы административного истца о том, что оспариваемым решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 напрямую затрагиваются права и законные интересы внутригородского муниципального образования, связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет. При таких обстоятельствах и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П, обращение администрации поселения Марушкинское в городе Москве в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 является законным.
При этом являются необоснованными доводы административного ответчика и заинтересованного лица о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии.
Судом установлено, что копия решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 направлена в адрес административного истца почтой 29 декабря 2016 г. и получена административным истцом 11 января 2017 г., что подтверждается отметками на почтовом конверте (л.д. 65 - 66). Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 администрация поселения Марушкинское в городе Москве направила в суд почтой 10 апреля 2017 г., что подтверждается почтовым конвертом и описью вложения (л.д. 43 - 44). С учетом изложенного, администрация поселения Марушкинское в городе Москве не пропустила трехмесячный процессуальный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Разрешая требования о признании незаконным решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В нарушение приведенных норм права комиссия при Управлении Росреестра по Москве не направила в адрес администрации поселения Марушкинское в городе Москве, на территории которого расположен спорный земельный участок, уведомление о поступлении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и не известило о времени и месте рассмотрения указанного заявления. Как указывалось выше, заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было рассмотрено комиссией при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. без участия административного истца. При этом суду не предоставлены доказательства, подтверждающие размещение на официальном сайте Управлении Росреестра по Москве в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://rosreestr.ru информации о времени и месте проведения заседания комиссии, о повестке дня, о принятых решениях.
При таких обстоятельствах являются обоснованными доводы административного истца о нарушении комиссией при Управлении Росреестра по Москве порядка рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, предусматривают, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как указывалось выше, заявленная обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости на 46%. В ходе рассмотрения дела со стороны административного истца представлены доказательства, свидетельствующие об ином размере рыночной стоимости спорного земельного участок. Так, согласно отчету об оценке от 5 июля 2017 г. N 18-07/2017, проведенному оценщиком Автономной некоммерческой организации "Межрегиональный центр экспертизы", размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 года составляет * руб. Соответственно размер земельного налога в местный бюджет в отношении спорного земельного участка за 7,5 месяцев исходя из данного размера рыночной стоимости составил бы * руб. * коп. Если же исходить из установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., то размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составляет * руб. * коп. Следовательно, разница по земельному налогу составляет * руб. * коп.
С учетом изложенного, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что рассмотрение комиссией при Управлении Росреестра по Москве заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие представителя органа местного самоуправления, лишило административного истца возможности предоставить свои возражения и доказательства в подтверждение иного размера рыночной стоимости земельного участка.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о несоответствии решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, вследствие этого решение является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 9 декабря 2016 г. вх. N 124595/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г., с участием администрации поселения Марушкинское в городе Москве.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации поселения Марушкинское в городе Москве удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 9 декабря 2016 г. вх. N 124595/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г., с участием администрации поселения Марушкинское в городе Москве, в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2017 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 07.07.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-833/2017
Требование: Об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Административный истец считает незаконным решение комиссии, поскольку отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости составляет 46 процентов, чем нарушаются права административного истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N 3а-833/2017
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-833/2017 по административному исковому заявлению администрации поселения Марушкинское в городе Москве к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Администрация поселения Марушкинское в городе Москве обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. Административный истец считает незаконным указанное решение комиссии, поскольку отличие рыночной стоимостью объекта недвижимости от его кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы", составляет 46%, чем нарушаются права административного истца, связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет. Кроме того, решение комиссии принято с нарушением положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку вопрос о пересмотре кадастровой стоимости был рассмотрен без извещения административного истца, тогда как спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования и существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка затрагивает напрямую права органа местного самоуправления, связанные с поступлением налоговых доходов в местный бюджет. Административный истец узнал об этом решении комиссии только 11 января 2017 г., когда получил его копию по почте. В суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии административный истец обратился 10 апреля 2017 г., то есть с соблюдением трехмесячного процессуального срока, предусмотренного 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представители административного истца администрации поселения Марушкинское в городе Москве - И., Т., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно суду пояснили, что административный истец не согласен с установленной решением комиссии кадастровой стоимостью земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., считает его существенного заниженным. Согласно отчету об оценке от 5 июля 2017 г. N 18-07/2017, проведенному оценщиком Автономной некоммерческой организации "Межрегиональный центр экспертизы", размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 года составляет * руб., соответственно размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составил бы * руб. * коп. Если же исходить из установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составляет * руб. * коп. Следовательно, местный бюджет не дополучит * руб. * коп. Тогда как, решением Совета депутатов поселения Марушкинское в городе Москве от 18 ноября 2016 года N 6/43 утвержден бюджет внутригородского муниципального образования, в том числе с учетом земельного налога, поступившего в бюджет за 2016 год, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП. Поскольку земельный налог за 2016 г. в отношении спорного земельного участка поступил в местный бюджет, то, в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельного участка обжалуемым решением комиссии, орган местного самоуправления должен будет возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" излишне уплаченный земельный налог за 2016 г. из местного бюджета. При таких обстоятельствах считают незаконным рассмотрение комиссией при Управлении Росреестра по Москве заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка без участия органа местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Ш., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил, что рассмотрение заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости было осуществлено комиссией при Управлении Росреестра по Москве во исполнение вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016. Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости соответствовало требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка был предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт". Данный отчет не вызвал сомнения в его достоверности. При рассмотрении заявления административный истец не участвовал и не извещался комиссией, копия решения комиссии была отправлена ему для сведения.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" - К., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях, суду пояснила, что изначально уведомлением секретаря комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было отказано в приеме заявления и документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости. Решением Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016 признано незаконным данное уведомление комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 года N 51-4410/2016 и возложена обязанность на комиссию при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 26 августа 2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *. Решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было рассмотрено и удовлетворено. Указанное решение комиссии является законным и обоснованным, оно принято на основании заявления собственника земельного участка, в подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт", а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 30 мая 2016 г. N 077/2016/МОСКВА. Считает, что права и законные интересы административного истца решением комиссии не затрагиваются, так как право собственности на спорный земельный участок прекращено 23 августа 2016 г., соответственно сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в целях налогообложения применяются с 1 января 2016 г. по 23 августа 2016 г., что составляет 7 месяцев. При этом общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" оплатило земельный налог за 2016 г. в полном размере, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, то есть по завышенному размеру кадастровой стоимости. Само по себе не направление в адрес административного истца извещения о месте и времени проведения заседания комиссии по рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, не является достаточным основанием для отмены решения комиссии, доказательств существенного нарушения прав и законных интересов административного истца не предоставлено. Также полагает, что административный истец пропустил процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" являлось собственником земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1 августа 2016 г. (л.д. 97). 23 августа 2016 г. данный земельный участок снят с кадастрового учета, ввиду его раздела и образования других самостоятельных земельных участков, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 июня 2017 г. (л.д. 73 - 75). Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером * утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. (л.д. 98).
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовала в период с 17 июля 2015 г. по 23 августа 2016 г.
26 августа 2016 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее комиссия при Управлении Росреестра по Москве) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * на предмет установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 10 мая 2016 г. N 02/07/16, подготовленный оценщиком непубличным акционерным обществом "Евроэксперт" (л.д. 99 - 223), а также положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 30 мая 2016 г. N 077/2016/МОСКВА (л.д. 224 - 234). Однако уведомлением секретаря комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было отказано в приеме заявления и документов о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости. Решением Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016 признано незаконным данное уведомление комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 30 августа 2016 г. N 51-4410/2016 и возложена обязанность на комиссию при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 26 августа 2016 г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * (л.д. 67 - 69).
9 декабря 2016 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" вновь обратилось в комиссию при Управлении Росреестра по Москве с заявлением вх. N 124595/2016, в котором просило рассмотреть поданное 26 августа 2016 г. заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости на основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда от 19 октября 2016 г. по административному делу N 3а-1162/2016. Решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" было рассмотрено и удовлетворено, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером * определена кадастровая стоимость, равная его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., как это определено в отчете об оценке. При этом в решении комиссии указано, что отличие кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб. * коп. от его рыночной стоимости в размере * руб. составляет 46%. Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости только 12 января 2017 г., что подтверждается сведениями официального сайта Управления Росреестра по Москве.
Из протокола заседания комиссии от 22 декабря 2016 г. N 38 и пояснений представителя административного ответчика следует, что административный истец участия в заседании комиссии не принимал и не извещался о месте и времени проведения заседания комиссии по рассмотрению заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. Копия решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 направлена в адрес административного истца почтой 29 декабря 2016 г. и получена административным истцом 11 января 2017 г., что подтверждается отметками на почтовом конверте.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК", будучи плательщиком земельного налога исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, путем обращения в комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости.
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П были признаны не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 133, положение части 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Согласно пунктам 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером * по адресу: *, располагался на территории внутригородского муниципального образования - поселения Марушкинское в городе Москве. Соответственно земельный налог за использование данного земельного участка поступает в бюджет указанного муниципального образования. Так, размер земельного налога за период с 1 января 2016 г. по 23 августа 2016 г. в отношении спорного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости в размере * руб. * коп., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, составит * руб. * коп. Размер земельного налога за этот же период исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной * руб., установленной оспариваемым решением комиссии от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, составляет * руб. * коп. Следовательно, разница между кадастровой стоимостью и вновь установленной кадастровой стоимостью в размере рыночной составляет * руб. * коп., что соответствует 46 процентам, а разница в налоге составит * руб. * коп.
На основании изложенного заслуживают внимания доводы административного истца о том, что оспариваемым решением комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 напрямую затрагиваются права и законные интересы внутригородского муниципального образования, связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет. При таких обстоятельствах и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П, обращение администрации поселения Марушкинское в городе Москве в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 является законным.
При этом являются необоснованными доводы административного ответчика и заинтересованного лица о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии.
Судом установлено, что копия решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 направлена в адрес административного истца почтой 29 декабря 2016 г. и получена административным истцом 11 января 2017 г., что подтверждается отметками на почтовом конверте (л.д. 65 - 66). Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 администрация поселения Марушкинское в городе Москве направила в суд почтой 10 апреля 2017 г., что подтверждается почтовым конвертом и описью вложения (л.д. 43 - 44). С учетом изложенного, администрация поселения Марушкинское в городе Москве не пропустила трехмесячный процессуальный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, предусмотренный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Разрешая требования о признании незаконным решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В нарушение приведенных норм права комиссия при Управлении Росреестра по Москве не направила в адрес администрации поселения Марушкинское в городе Москве, на территории которого расположен спорный земельный участок, уведомление о поступлении заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и не известило о времени и месте рассмотрения указанного заявления. Как указывалось выше, заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было рассмотрено комиссией при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. без участия административного истца. При этом суду не предоставлены доказательства, подтверждающие размещение на официальном сайте Управлении Росреестра по Москве в информационно-коммуникационной сети "Интернет" https://rosreestr.ru информации о времени и месте проведения заседания комиссии, о повестке дня, о принятых решениях.
При таких обстоятельствах являются обоснованными доводы административного истца о нарушении комиссией при Управлении Росреестра по Москве порядка рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, предусматривают, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Как указывалось выше, заявленная обществом с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" рыночная стоимость земельного участка отличается от его кадастровой стоимости на 46%. В ходе рассмотрения дела со стороны административного истца представлены доказательства, свидетельствующие об ином размере рыночной стоимости спорного земельного участок. Так, согласно отчету об оценке от 5 июля 2017 г. N 18-07/2017, проведенному оценщиком Автономной некоммерческой организации "Межрегиональный центр экспертизы", размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 июля 2015 года составляет * руб. Соответственно размер земельного налога в местный бюджет в отношении спорного земельного участка за 7,5 месяцев исходя из данного размера рыночной стоимости составил бы * руб. * коп. Если же исходить из установленной решением комиссии кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб., то размер земельного налога в местный бюджет за 7,5 месяцев составляет * руб. * коп. Следовательно, разница по земельному налогу составляет * руб. * коп.
С учетом изложенного, заслуживают внимания доводы административного истца о том, что рассмотрение комиссией при Управлении Росреестра по Москве заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие представителя органа местного самоуправления, лишило административного истца возможности предоставить свои возражения и доказательства в подтверждение иного размера рыночной стоимости земельного участка.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о несоответствии решения комиссии при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, вследствие этого решение является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 9 декабря 2016 г. вх. N 124595/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г., с участием администрации поселения Марушкинское в городе Москве.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации поселения Марушкинское в городе Москве удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 22 декабря 2016 г. N 51-10633/2016 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г. в размере * руб.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИТЕК" от 9 декабря 2016 г. вх. N 124595/2016 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 июля 2015 г., с участием администрации поселения Марушкинское в городе Москве, в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
Н.Ю.СЕВАСТЬЯНОВА
Московского городского суда
Н.Ю.СЕВАСТЬЯНОВА
Мотивированное решение суда изготовлено 12 июля 2017 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)