Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.03.2016 N Ф07-2605/2016 ПО ДЕЛУ N А56-23112/2015

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил обществу земельный налог, сделав вывод о том, что при расчете налога по спорному земельному участку обществом применены неверная кадастровая стоимость участка и ставка земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу N А56-23112/2015


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В., при участии от закрытого акционерного общества Сельскохозяйственного Предприятия "Пашозерское" Костичева Г.В. (доверенность от 20.02.2014) и Романовой Л.И. (доверенность от 19.06.2015), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Газиевой Н.В. (доверенность от 11.01.2016 N 11-11/1), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Щевцовой Е.Н. (доверенность от 13.01.2016 N 05-06/00115), рассмотрев 17.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2015 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Третьякова Н.О., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу N А56-23112/2015,

установил:

Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское", место нахождения: 187542, Ленинградская область, Тихвинский район, деревня Пашозеро, ОГРН 1024701853395, ИНН 4715003279 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области, место нахождения: 187550, Ленинградская область, город Тихвин, 5 микрорайон, дом 36, ОГРН 1044701852580, ИНН 4715006833 (далее - Инспекция), от 12.01.2015 N 4382 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 18.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, проспект Металлистов, дом 34 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на неполное выяснение ими фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 13.07.2015 и постановление от 18.11.2015 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество произвольно (без проведения землеустроительных работ, в отсутствие межевого плана по разделу земельного участка) определило площадь фактически используемого земельного участка и, соответственно, произвольно рассчитало кадастровую стоимость этого участка (т.е. налоговую базу по земельному налогу).
В отзыве Управление считает обоснованными доводы кассационной жалобы и утверждает, что суды при рассмотрении дела неправомерно не учли положения статей 11.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). По мнению Управления, у судов не имелось правовых оснований принимать в качестве надлежащего и допустимого доказательства постановления администрации муниципального образования и исключать для целей налогообложения из площади спорного земельного участка площади, указанные в названных постановлениях; доказательств, подтверждающих включение части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, Обществом в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просили оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 25.07.2014 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которой уплате в бюджет подлежит 148 471 руб. налога. В этой декларации Общество исчислило земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:163 с учетом его кадастровой стоимости равной 27 954 667 руб. и налоговой ставки 0,3%.
Налоговый орган провел камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой пришел к выводу, что при расчете земельного налога по спорному земельному участку Обществом применена неверная кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога. Как указала Инспекция, решением Совета депутатов муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.09.2010 N 08-43 "О земельном налоге" в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, установлена налоговая ставка в размере 0,15% от кадастровой стоимости; в кадастровой справке (том дела 1, лист 104), полученной от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, отражено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 по состоянию на 01.01.2013 составляет 752 704 522 руб. На основании изложенного по итогам камеральной проверки Инспекция произвела расчет земельного налога в отношении спорного земельного участка с учетом его кадастровой стоимости в сумме 752 704 522 руб., применив налоговую ставку 0,15%. При этом Инспекция исходила из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163 полностью находится в постоянном (бессрочном) пользовании у налогоплательщика.
По итогам проверки Инспекция составила акт от 07.11.2014 N 20467 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решения от 12.01.2015 N 4382 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с этим решением налогоплательщику доначислено 980 586 руб. земельного налога и начислено 115 989 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 196 117 руб. штрафа и ему рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Управление решением от 05.03.2015 N 16-21-15/02715@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Суды пришли к выводу, что площадь фактически занимаемого Обществом земельного участка (находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования) значительно меньше площади участка, предоставленной правопреемнику Общества на основании постановления главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 12.11.1992 N 625. Поскольку часть спорного земельного участка была изъята у Общества и передана иным лицам в пользование, суды указали, что не заявитель, а орган местного самоуправления и иной владелец земельного участка обязаны были осуществить действия по оформлению участка в иное пользование и по внесению соответствующих изменений в документы кадастрового учета. По мнению судов, отсутствие регистрации прекращения прав Общества на спорные земельные участки в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о том, что оно фактически обладало и пользовалось этими участками в проверяемом периоде.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
На территории муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.09.2010 N 08-43 "О земельном налоге".





















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)