Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 20АП-324/2017 ПО ДЕЛУ N А54-4115/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А54-4115/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 04.05.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Ижеславль" (г. Рязань, п. Соколовка, ОГРН 1026200698952, ИНН 6215001661) - Гудкова Д.С. (доверенность от 23.08.2016), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409, ИНН 6230012932) - Куркина А.А. (доверенность от 10.01.2017), третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031857, ИНН 6234010781) - Масловой Е.С. (доверенность от 18.04.2017), в отсутствие представителей третьих лиц - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице Рязанского филиала (г. Рязань), администрации города Рязани (г. Рязань), правительства Рязанской области (г. Рязань), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.12.2016 по делу N А54-4115/2014 (судья Шуман И.В.),

установил:

следующее.
Открытое акционерное общество "Ижеславль" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, ответчик) от 15.05.2014 N 2882 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и о возложении на инспекцию обязанности возвратить сумму ошибочно уплаченного земельного налога за 2012 год в размере 781 008 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Рязанского филиала, администрация города Рязани, правительство Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
В Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступила апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области, в которой инспекция просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции налоговый орган указывает на то, что кадастровая стоимость в постановлении Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 установлена для различных видов разрешенного использования земельных участков по муниципальным районам (городским округам), при этом данное постановление являлось действующим и не признано недействительным полностью или в части. По мнению апеллянта, то обстоятельство, что в справке указана кадастровая стоимость вместо нормативной не повлияло на правильность определения налоговой базы, поскольку в силу пункта 3 постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 их размер устанавливается тождественным образом.
Управление ФНС России по Рязанской области, поддерживая доводы жалобы, просит ее удовлетворить.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, ОАО "Ижеславль", администрация города Рязани, правительство Рязанской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 25.01.2013 ОАО "Ижеславль" представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в соответствии с которой исчислен к уплате в бюджет налог в отношении принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 в сумме 890 626 рублей. При исчислении налога обществом применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 59 375 190 рублей, указанная в постановлении Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013, вступившим в законную силу 10.01.2014, результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184, принадлежащего обществу, признан недостоверным. Суд установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равной ее рыночной стоимости, в размере 7 308 000 рублей.
В 2012 году ОАО "Ижеславль" земельный налог уплачен в размере 890 628 рублей.
Полагая, что сумма денежных средств, подлежащая возврату из бюджета, составляет 781 008 рублей, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате.
Решением инспекции от 24.03.2014 N 3402 заявителю отказано в осуществлении зачета (возврата) спорной суммы.
Общество 16.12.2013 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию за указанный налоговый период, отразив к уплате в бюджет сумму налога - 109 620 рублей.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год.
Выявленные налоговым органом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте камеральной налоговой проверки от 28.03.2014 N 16565.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонная ИФНС России N 3 по Рязанской области приняла решение от 15.05.2014 N 2882 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу доначислен земельный налог в сумме 781 008 рублей.
В обоснование принятого решения инспекция указала на занижение обществом налоговой базы при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 ввиду неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.12.2013 по делу N А54-9230/2012.
Доначисляя обществу земельный налог за 2012 год в указанной сумме инспекция применила показатели кадастровой стоимости в сумме 59 375 190 рублей, утвержденные постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
На основании статей 101, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с апелляционной жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 02.07.2014 N 2.15-12/07231 данное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области от 15.05.2014 N 2882 и требуя возвратить из бюджета излишне уплаченный налог, ОАО "Ижеславль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период)).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Согласно пункту 10 указанных Правил по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
Орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Ижеславль" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110025:184, общей площадью 21 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, адрес (местоположение) объекта: Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский район), что подтверждается государственным актом РЯО N 15001107.
В целях исчисления земельного налога за 2012 год инспекцией применены показатели кадастровой стоимости в сумме 59 375 190 рублей, утвержденные постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
При этом инспекцией использована информация, указанная в справке о кадастровой стоимости спорного земельного участка от 16.06.2010 комитета по земельным ресурсам администрации г. Рязани, а также в кадастровой выписке о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области от 12.12.2012 N 6200/301/12-178118.
Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, по состоянию на 01.01.2012 сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в органе кадастрового учета отсутствовали.
Признавая в качестве ненадлежащего доказательства по делу справку комитета по земельным ресурсам администрации г. Рязани о кадастровой стоимости спорного земельного участка от 16.06.2010, суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" комитет не является органом, уполномоченным вести кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе определять или учитывать кадастровую стоимость земельных участков.
Следовательно, положения постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, как справедливо заключено судом первой инстанции, не подлежали применению обществом при исчислении земельного налога за спорный период.
Как установлено пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" в том случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена в установленном законом порядке, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка возможно применение показателей нормативной стоимости земли.
Нормативная цена земли в силу пункта 3 постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 соответствует их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке определения нормативной цены земли" от 15.03.1997 N 319 (далее по тексту - постановление N 319) установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органам местного самоуправления (администрациям) пунктом 2 постановления N 319 предоставлено право по мере развития рынка земли своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
Нормативная цена земли, установленная в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего постановления, в соответствии с пунктом 3 постановления N 319 не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Следовательно, как справедливо заключил суд первой инстанции, пункт 3 постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 противоречит положениям постановлений Правительства Российской Федерации N 316 и N 319.
Таким образом, из материалов дела, нормативная стоимость земельных участков в рассматриваемый период также не определена в установленном порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности сделанного налогового органом вывода о том, что налогоплательщиком допущено занижение налоговой базы в результате неправомерного неприменения им кадастровой стоимости спорного земельного участка в сумме 59 375 190 рублей, утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления ОАО "Ижеславль" земельного налога за 2012 год в сумме 781 008 рублей.
Возлагая на инспекцию обязанность возвратить ошибочно уплаченную сумму земельного налога за 2012 год в размере 781 008 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога (сбора, пеней, штрафа) регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченного налога согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 78 НК РФ подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Как отмечено выше, 25.01.2013 ОАО "Ижеславль" представило в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в соответствии с которой исчислен к уплате в бюджет налог в отношении принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110025:184 в сумме 890 626 рублей. При исчислении налога обществом применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 59 375 190 рублей, указанная в постановлении Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Земельный налог в размере 890 628 рублей был уплачен обществом, что подтверждается материалами дела и инспекцией не оспаривалось.
Обществом 21.03.2014 в налоговый орган направлено заявление на возврат суммы излишне уплаченного земельного налога, в том числе за 2012 год в размере 781 008 рублей, ввиду подачи заявителем уточненной налоговой декларации за 2012 год, согласно которой сумма налога к уменьшению составила 781 008 рублей.
Решением от 24.03.2014 N 3402 инспекцией отказано в осуществлении зачета (возврата), поскольку сумма переплаты не подтверждена камерально.
Учитывая, что доказательств наличия у заявителя недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию с налогоплательщика, налоговым органом не представлено, а также то обстоятельство, что решение инспекции от 15.05.2014 N 2882 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано судом недействительным, то судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа обществу в осуществлении зачета (возврата) земельного налога за 2012 год в сумме 781 008 рублей и на инспекцию в порядке устранения нарушенных прав общества возложена обязанность по возврату ОАО "Ижеславль" излишне уплаченной суммы земельного налога за 2012 год в размере 781 008 рублей.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.12.2016 по делу N А54-4115/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Е.В.РЫЖОВА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)