Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2017 N Ф03-2174/2017 ПО ДЕЛУ N А73-16498/2016

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Обществу доначислены земельный налог, пени, штраф в связи с исчислением земельного налога по прежде действовавшей кадастровой стоимости участка в период после ее увеличения на территории субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. N Ф03-2174/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: И.А. Мильчиной, Т.Н. Никитиной
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Хабаровсктурист" - Глотов И.О. представитель по доверенности от 07.12.2016 N 491;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - Калашникова О.Н. представитель по доверенности от 22.11.2016 N 02.15/28743;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Хабаровсктурист"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017
по делу N А73-16498/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник;
- в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.И. Сапрыкина, Е.Г. Харьковская
по заявлению закрытого акционерного общества "Хабаровсктурист" (ОГРН 1022701286453, ИНН 2724018422 место нахождения: 680013, г. Хабаровск, ул. Синельникова, 9)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700263396, ИНН 2724022154, место нахождения: 680021, г. Хабаровск, ул. Станционная, 18)
о признании недействительным решения
закрытое акционерное общество "Хабаровсктурист" (далее - общество, налогоплательщик, ЗАО "Хабаровсктурист") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска) о признании недействительным решения от 15.09.2016 N 9493 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2017 требования общества удовлетворены: решение налогового органа от 15.09.2016 N 9493 признано недействительным, с ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска в пользу ЗАО "Хабаровсктурист" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 решение суда первой инстанции от 10.01.2017 отменено, обществу в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ЗАО "Хабаровсктурист" в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе судебный акт первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы общество указывает на неправильное применение второй инстанцией норм налогового законодательства. Ссылаясь на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28), налогоплательщик считает неверным вывод апелляционной инстанции о применении при исчислении земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0040862:158 кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 20.07.2014 N 205-пр). Полагает, что поскольку указанный нормативный правовой акт вступил в законную силу 01.01.2015, то для целей налогообложения его положения применяются с 01.01.2016. Кроме того, ссылаясь на пункт 3 статьи 391 НК РФ, статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указывая на то, что сведения в отношении спорного земельного участка о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости внесены в 04.02.2015, налогоплательщик полагает, что с данной даты новая кадастровая стоимости считается установленной и подлежит применению с 01.01.2016.
Возражая против доводов общества, инспекция в представленном отзыве просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Хабаровсктурист" доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме. Представитель ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска просила постановление второй инстанции оставить без изменения.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом второй инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что 27.01.2016 ЗАО "Хабаровсктурист" представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040862:158. Налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка) налогоплательщиком определена в размере 29 828 146 руб. на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, действовавшего до 01.01.2015.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о занижении ЗАО "Хабаровсктурист" налоговой базы по земельному налогу за 2015 год в связи с указанием неверной кадастровой стоимости земельного участка, которая по данным налогового органа, полученным от органа кадастрового учета, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.7.2014 N 205-пр
с 01.01.2015 определена в размере 41 028 936 руб. 91 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска решения от 15.09.2016 N 9493 о доначислении земельного налога за 2015 год в сумме 168 012 руб., исчисления пеней в соответствии со статьей 75 НК РФ в сумме 6 189 руб. 42 коп., назначения штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 16 801 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, рассмотрев апелляционную жалобу общества, согласилось с выводами нижестоящего налогового органа о занижении налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2015 год налогооблагаемой базы. При этом, применив положения статьи 112 НК РФ, решением от 28.10.2016 N 13-10/299/20127 отменила решение инспекции от 15.09.2016 N 9343 в части, превышающей штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 8 400 руб. 50 коп., снизив штрафные санкции в два раза.
Оспаривая решение налогового органа в судебном порядке, налогоплательщик привел доводы о необоснованном применении инспекцией в целях налогообложения постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр с 01.01.2015, поскольку данным постановлением определены только удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края, а не сама кадастровая стоимость конкретного земельного участка. Также сослался на сведения, содержащиеся в справке от 29.01.2015 о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015 в размере 29 828 146 руб., на основании которой обществом исчислен земельный налог за 2015 год.
Суд первой инстанции согласился с позицией налогоплательщика и признал решение инспекции от 15.09.2016 N 9493 недействительным. Суд исходил из того, что результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Поскольку постановление Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 N 205-пр не содержит сведений о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а утверждает лишь средние показатели, вступило в законную силу 01.01.2015, сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 04.02.2015, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 41 028 036 руб. 91 коп.
Апелляционная инстанция не поддержала выводы суда первой инстанции. Отменяя решение суда, вторая инстанция указала на то, что утверждение постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2015 N 205-пр новых результатов кадастровой оценки, в том числе нового удельного показателя кадастровой стоимости, исключает применение прежних результатов кадастровой оценки, установленных в ранее действовавшем постановлении Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр. Дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, как посчитал суд, правового значения для целей налогообложения не имеет.
Проверяя доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Хабаровск" земельный налог введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005 N 146 "О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 N 571" с 01.01.2006.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется согласно земельному законодательству Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу устанавливается как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В рассматриваемом случае основанием для доначисления инспекцией земельного налога явилось принятие Правительством Хабаровского края постановления от 02.07.2014 N 205-пр, которым с 01.01.2015 утверждены: средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края, в том числе для кадастрового квартала 27:23:0040862, в котором расположен спорный земельный участок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Поскольку в данном случае постановление Правительства Хабаровского края от 20.07.2014 N 205-пр официально опубликовано в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" 12.08.2014, порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 НК РФ указанное постановление для целей налогообложения, как правильно указал суд апелляционной инстанции, подлежит применению с 01.01.2015.
Вывод суда второй инстанции основан на правильном применении правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 постановления от 30.06.2015 N 28, согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Таким образом, правильно определив момент вступления в силу постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2015 N 205-пр для целей его применения в налоговых правоотношениях, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности решения налогового органа от 15.09.2016 N 9493, которым обществу доначислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0040862:158 исходя из кадастровой стоимости в размере 41 028 936 руб. 91 коп.
Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения суда апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется. Второй инстанцией со ссылкой на нормы налогового законодательства и имеющиеся в деле доказательства подробным образом аргументированы сделанные выводы.
Отклоняя жалобу налогоплательщика, суд округа исходит из того, что его доводы основаны на неправильном применении норм налогового законодательства и правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в указанных обществом судебных актах.
Поскольку ЗАО "Хабаровсктурист" не подтвердило неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемый судебный акт отмене не подлежат.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по названным делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных, что составляет 150 рублей для физических лиц и 1 500 рублей для юридических лиц.
Поскольку при обращении с кассационной жалобой государственная пошлина уплачена заявителем по платежному поручению от 17.05.2017 N 692 в размере большем, чем предусмотрено вышеуказанными нормами права, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А73-16498/2016 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Хабаровсктурист" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., как излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 17.05.2017 N 692.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
И.А.МИЛЬЧИНА
Т.Н.НИКИТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)