Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на прибыль организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на то, что налогоплательщик не полностью заполнил налоговые декларации по НДС, документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов, не представил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Серебряковой В.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
закрытого акционерного общества научно-производственного предприятия "МедИнж" - Мерлиновой Г.Г., доверенность от 09.08.2017,
инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы - Петрикеевой О.А., доверенность от 21.09.2016, Стешкиной Ю.Ю., доверенность от 06.06.2017,
Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Стешкиной Ю.Ю., доверенность от 28.02.2017,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.02.2017 (судья Колдомасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А49-12427/2016
по заявлению закрытого акционерного общества научно-производственного предприятия "МедИнж", г. Пенза (ИНН: 5837005613, ОГРН: 1025801437188) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, об оспаривании решения,
установил:
закрытое акционерное общество научно-производственное предприятие "МедИнж" (далее - ЗАО НПО "МедИнж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (далее - инспекция, налоговый орган) от 24.06.2016 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в общей сумме 3 076 226 руб. и налога на прибыль организаций в общей сумме 59 326 руб., начисления пеней в сумме 489 464,79 руб. и санкций в размере 532 578 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017, заявленные обществом требования частично удовлетворены. Признано недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления обществу НДС в общей сумме 3 076 226 руб. и налога на прибыль в общей сумме 59 326 руб., взыскания соответствующих сумм налоговых санкций и пеней, а также в части взыскания налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль по уточненной налоговой декларации в размере, превышающем 213 341 руб., и на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в удовлетворенной части, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, и постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ЗАО НПО "МедИнж", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве на кассационные жалобы просит оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку в порядке кассационного производства, обжалуется только часть судебных актов, суд кассационной инстанции не вправе выходить за рамки кассационных жалоб, и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационные жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговым органом составлен акт от 18.04.2016 N 18, и с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение от 24.06.2016 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым, в частности, доначислил обществу НДС в сумме 3 076 226 руб., налог на прибыль в сумме 59 326 руб., начислил ему соответствующие пени и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль и НДС, в том числе в связи с представлением в ходе проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, устранившей занижение налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет; при этом размер санкций определен налоговым органом с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 03.10.2016 N 06-10/183 решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Пензенской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований при этом суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации перечисленных в этом пункте медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В Перечень включены приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма (код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 944400 (пункт 14).
Судами установлено и следует из материалов дела, общество занимается производством и реализацией протезов клапанов сердца (код 944400).
В проверяемых периодах общество по контрактам и счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 10 оспариваемого решения налогового органа, реализовало во 2 квартале 2013 года - 2 квартале 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан протезы клапанов сердца на общую сумму 17 090 147 руб.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужили выводы налогового органа о том, что незаполнение обществом в налоговых декларациях по НДС раздела 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена" и непредставление налоговому органу в 180-дневный срок в подтверждение обоснованности применения ставки 0% документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", явилось основанием для доначисления налоговым органом НДС в общей сумме 3 076 226 руб.
Согласно статье 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение), действующего в период спорных правоотношений, нулевая ставка - обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков НДС) право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС.
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами (статья 4 Соглашения).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.09.2017 N Ф06-24441/2017 ПО ДЕЛУ N А49-12427/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Налог на прибыль организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на то, что налогоплательщик не полностью заполнил налоговые декларации по НДС, документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов, не представил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. N Ф06-24441/2017
Дело N А49-12427/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Серебряковой В.М.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
закрытого акционерного общества научно-производственного предприятия "МедИнж" - Мерлиновой Г.Г., доверенность от 09.08.2017,
инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы - Петрикеевой О.А., доверенность от 21.09.2016, Стешкиной Ю.Ю., доверенность от 06.06.2017,
Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - Стешкиной Ю.Ю., доверенность от 28.02.2017,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 06.02.2017 (судья Колдомасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А49-12427/2016
по заявлению закрытого акционерного общества научно-производственного предприятия "МедИнж", г. Пенза (ИНН: 5837005613, ОГРН: 1025801437188) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, об оспаривании решения,
установил:
закрытое акционерное общество научно-производственное предприятие "МедИнж" (далее - ЗАО НПО "МедИнж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (далее - инспекция, налоговый орган) от 24.06.2016 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в общей сумме 3 076 226 руб. и налога на прибыль организаций в общей сумме 59 326 руб., начисления пеней в сумме 489 464,79 руб. и санкций в размере 532 578 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2017, заявленные обществом требования частично удовлетворены. Признано недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления обществу НДС в общей сумме 3 076 226 руб. и налога на прибыль в общей сумме 59 326 руб., взыскания соответствующих сумм налоговых санкций и пеней, а также в части взыскания налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на прибыль по уточненной налоговой декларации в размере, превышающем 213 341 руб., и на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в удовлетворенной части, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права.
Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, и постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ЗАО НПО "МедИнж", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве на кассационные жалобы просит оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку в порядке кассационного производства, обжалуется только часть судебных актов, суд кассационной инстанции не вправе выходить за рамки кассационных жалоб, и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции только в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзыва на кассационные жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговым органом составлен акт от 18.04.2016 N 18, и с учетом возражений налогоплательщика, вынесено решение от 24.06.2016 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым, в частности, доначислил обществу НДС в сумме 3 076 226 руб., налог на прибыль в сумме 59 326 руб., начислил ему соответствующие пени и привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на прибыль и НДС, в том числе в связи с представлением в ходе проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, устранившей занижение налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет; при этом размер санкций определен налоговым органом с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 03.10.2016 N 06-10/183 решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Пензенской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований при этом суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ указано, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации перечисленных в этом пункте медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В Перечень включены приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма (код по классификации ОК 005-93 (ОКП) - 944400 (пункт 14).
Судами установлено и следует из материалов дела, общество занимается производством и реализацией протезов клапанов сердца (код 944400).
В проверяемых периодах общество по контрактам и счетам-фактурам, перечисленным в таблице N 10 оспариваемого решения налогового органа, реализовало во 2 квартале 2013 года - 2 квартале 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан протезы клапанов сердца на общую сумму 17 090 147 руб.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужили выводы налогового органа о том, что незаполнение обществом в налоговых декларациях по НДС раздела 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена" и непредставление налоговому органу в 180-дневный срок в подтверждение обоснованности применения ставки 0% документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", явилось основанием для доначисления налоговым органом НДС в общей сумме 3 076 226 руб.
Согласно статье 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение), действующего в период спорных правоотношений, нулевая ставка - обложение НДС по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщиков (плательщиков НДС) право на возмещение (зачет, возврат) из бюджета сумм НДС.
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между Сторонами (статья 4 Соглашения).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)