Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2017 N Ф08-4842/2017 ПО ДЕЛУ N А61-2434/2016

Требование: О признании незаконными решений налогового органа, обязании возвратить сумму переплаты, не являющуюся НДФЛ.

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возврате излишне (ошибочно) уплаченной суммы НДФЛ в связи с непредставлением документов, подтверждающих правовую природу излишне уплаченной суммы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А61-2434/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В. при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (ИНН 1513003376, ОГРН 1101513003184) - Айхаева М.М. (доверенность от 09.01.2017 N 6), Кудряшовой И.Г. (доверенность от 09.01.2017 N 5), Мартыновой М.Н. (доверенность от 09.01.2017 N 1), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (ИНН 1513000015, ОГРН 1101516001575) - Калоевой А.И. (доверенность от 15.02.2017 N 04-14/00043-2), Купеевой Ж.В. (доверенность от 12.05.20178 N 04-14/07321), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900068, ОГРН 1041501903739) - Калоевой А.И. (доверенность от 20.07.2017 N 03-07/08465), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике (ИНН 2014029532, ОГРН 1042002612068), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Чеченской Республике (ИНН 2012001813, ОГРН 1072032000831), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чеченской Республике (ИНН 2007002963, ОГРН 1072033000478), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (ИНН 2014029490, ОГРН 1042002612024), Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502021704, ОГРН 1021500509260), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.11.2016 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А61-2434/2016, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - налоговый орган, инспекция), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Чеченской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чеченской Республике о признании незаконными решений налогового органа об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога от 06.06.2016 N 3166-3169; об обязании налоговый орган возвратить сумму переплаты, не являющуюся налогом на доходы физических лиц, ошибочно перечисленную в бюджетную систему Российской Федерации в размере 71 408 243 рублей 39 копеек.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2017, в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 07.09.2012 N 2798 "О реорганизации федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Чеченской Республике и Республике Ингушетия" реорганизовано с 01.10.2012 года путем присоединения к учреждению.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.11.2012 N 20дсп "О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" с 01.10.2012 года в учреждение на финансовое обеспечение зачислены войсковые части и организации Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия. Учреждением принята соответствующая дебиторская задолженность по НДФЛ.
Заявитель 27.08.2015 обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне (ошибочно) уплаченной суммы НДФЛ за 2012 год в размере 71 408 243 рублей 39 копеек.
Налоговым органом приняты решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа) от 11.09.2015 N 2820, N 2821, N 2822, N 2823 в связи с непредставлением документов, подтверждающих правовую природу излишне уплаченной суммы. Кроме того, налоговый орган указал, что суммы переплаты не подтверждены данными карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика, а также решением инспекции от 27.11.2012 N 2031-11-01/081, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки.
Не согласившись с решениями инспекции от 11.09.2015 N 2820, N 2821, N 2822, N 2823 учреждение обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Управление) с апелляционной жалобой.
Решением Управления от 16.11.2015 N 94 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Учреждение, не согласившись с указанными решениями налогового органа, обратилось в арбитражный суд. Делу присвоен N А61-4311/2015.
Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель не подтвердил излишнее перечисление в бюджет 71 408 243 рублей 39 копеек.
Заявитель обратился в налоговый орган с заявлениями от 23.05.2016 N 3849/3-3852/3 о возврате суммы излишне (ошибочно) уплаченного НДФЛ в размере 71 408 243 рублей 39 копеек за 2012 год на основании статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно сопроводительному письму к указанным заявлениям приложены документы по перечню. В дальнейшем 30.06.2016 заявителем дополнительно представлены расшифровки налога.
Вместе с тем налоговым органом приняты решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа) от 06.06.2016 N 3166-3169 в связи с непредставлением документов, подтверждающих излишне уплаченную сумму, и истечением трехлетнего срока для подачи заявления.
Учреждение, не согласившись с указанными решениями инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в Управление.
Решением Управления от 08.07.2016 N 58 жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.
Учреждение, не согласившись с решениями инспекции от 06.06.2016 N 3166-3169, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, а также вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, в частности, о суммах дохода, датах их выплаты, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
Согласно статье 231 Кодекса возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Суды установили, что Управлением Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике проведена выездная налоговая проверка управления за период с 15.12.2010 по 30.06.2012.
По результатам проведения проверки составлен акт от 01.11.2012 N 2031-11-01/081 и вынесено решение от 27.11.2012 N 2031-11-01/081, которым установлено неправомерное занижение налоговым агентом подлежащих удержанию и перечислению в бюджет сумм налога, а также несвоевременное перечисление в бюджет удержанного налога. Налоговый агент привлечен к налоговой ответственности.
Таким образом, за указанный период наличия у учреждения переплаты налога не установлено. Доказательства признания указанного решения инспекции незаконным в материалы дела не представлены.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, в данном случае заявителем надлежащим образом не подтвержден правовой статус спорных сумм, поскольку, в том числе, не представляется возможным однозначно установить, являются ли данные денежные средства излишне удержанным из доходов физических лиц и перечисленным в бюджет, либо спорная сумма перечислена заявителем сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога из собственных средств. Кроме того, заявитель не подтвердил, что указанные денежные средства являются переплатой, а не уплатой текущих налоговых платежей.
Суды также указали, что согласно вступившим в законную силу судебным актам по ранее рассмотренному делу N А61-4311/2015 в отношении этой же суммы денежных средств учреждением не подтвержден факт излишней уплаты НДФЛ.
Довод заявителя о том, что в данном случае в подтверждение излишней уплаты налога к направленным в налоговые органы спорным заявлениям им приложены дополнительные документы в обоснование своей правовой позиции, судами обоснованно отклонен, поскольку налоговым органом и судебными инстанциями наличие переплаты на основании этих документов не установлено.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о неподтверждении учреждением факта наличия правовых оснований для возврата спорной суммы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А61-2434/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Т.В.ПРОКОФЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)