Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Новицкая А.В. - доверенность от 01.03.2016 Симонова О.Н. - доверенность от 01.03.2016
от ответчика (должника): Лебедева М.В. - доверенность от 08.09.2015 N 11-30/01-51878
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4276/2016) Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2016 по делу N А56-52391/2015 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий"
к Государственному учреждению - Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решения N 705 от 19.06.2015
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр информационных технологий" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхование Российской Федерации (далее - фонд) N 703 от 19.06.2015.
Решением суда от 13.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Автономное учреждение, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Фонда возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.05.2015 фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014 год в ФСС РФ плательщика страховых взносов - учреждения, по результатам которой был составлен Акт N 50 от 05.05.2015. Согласно указанному акту в ходе камеральной проверки было установлено неправомерное применение пониженного тарифа в размере 0% по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 19.06.2015 N 703 фонд привлек учреждение к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и назначил штраф в размере 19642,34 руб., начислил пени за нарушение срока оплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, по состоянию на 01.01.15, в размере 2953,05 руб. Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 98211,69 руб. и вышеперечисленные штраф и пени.
Считая названное решение незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр информационных технологий"является плательщиком страховых взносов.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и соответствующих сумм пени явился вывод ФСС о необоснованном применении учреждением пониженного тарифа в соответствии с подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, применяется тариф - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в переходный период 2011 - 2027 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе согласно подпункту "с" образование, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Для указанных плательщиков в 2014 году применялись следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов (частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 1.4 указанной статьи соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, для применения пониженных тарифов страховых взносов необходимо соблюдение следующих условий: применение организацией УСНО; код по ОКВЭД осуществляемого вида деятельности должен соответствовать кодам, предусмотренным Законом N 212-ФЗ (в данном случае в соответствии с подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ); доля доходов от льготного вида деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что основным видом деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий" как государственного образовательного учреждения является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого государственного задания Кроме того, организация применяет упрощенную систему налогообложения.
Как следует из материалов проверки, разногласия между ФСС и автономным учреждением возникли при определении доли доходов от льготного вида деятельности в общем объеме доходов. Спорным является размер общего объема доходов.
По мнению Фонда, при определении общего объема доходов следует суммировать все доходы плательщика, включающие доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по всем видам деятельности и внереализационные доходы, в том числе бюджетное целевое финансирование.
Согласно отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2015 г., полученные учреждением в 2014 году доходы составили 13814904,24 руб., включая субсидии на выполнение государственного (муниципального задания) в сумме 11344600,00 руб. Субсидии, предоставляемые автономному учреждению, поименованы в пункте 14 части 1 статьи 251 НК РФ, как доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Сумма доходов, полученных в 2014 году от оказания платных услуг (работ), составила 2444000,00 руб. Эта же сумма отражена страхователем в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, как сумма полученных доходов для исчисления налога, а также в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2014 год. Таким образом, доля доходов от реализации продукции и (или) оказания услуг по виду деятельности страхователя - дополнительное образование детей (код ОКВЭД - 80.10.3), в общей сумме доходов составила в 2014 году - 0,88%.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителю, так же исходил из размера общей суммы доходов учреждения, рассчитанной с учетом субсидий.
Суд апелляционной инстанции считает вышеприведенную позицию суда первой инстанции при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии у учреждения права на применение пониженных тарифов страховых взносов правомерной, и исходит из следующего.
В силу части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ сумма доходов для исчисления доли доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, с учетом правил, установленных статьей 346.15 Налогового кодекса РФ должна исчисляться как общий доход, так и доход от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности.
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики уплачивают доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрены доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования статья 251 НК РФ относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Учреждение в 2014 годах находилось на упрощенной системе налогообложения и осуществляло образовательную деятельность.
Страхователь при заполнении таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" расчета (форма 4-ФСС) за календарный 2014 год в общей сумме дохода не учел доходы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме 11344600,00 руб., субсидий, полученных на иные цели, в сумме 174300,00 руб.
Льготный тариф Учреждением применен по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, при применении Учреждением льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, происходило уменьшение обязательств муниципальной казны, в то время как целью введения льготы являлось уменьшение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах следует признать, что применение льготного тарифа Учреждением не соответствует условиям. предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Учреждением применен льготный тариф к суммам выплат в пользу физических лиц в размере 225744,65 руб. за 2014 год, что повлекло неуплату страховых взносов за 2014 год в сумме 98 211, 69 руб.
Следует отметить, что Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ с 01.01.2012 введен в действие пункт 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в силу которого применяется льготный тариф по страховым взносам для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Таким образом, право на льготу получили некоммерческие организации, из состава которых исключены государственные и муниципальные учреждения; введение названной нормы в Закон N 212-ФЗ показало невозможность применения этой льготы к государственным (муниципальным) учреждениям даже в части обложения страховыми взносами фонда оплаты труда, формируемого из доходов, полученных учреждением вне связи с выполнением муниципального задания.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что муниципальным бюджетным учреждением, деятельность которого в своей основной части осуществляется в рамках муниципального задания, финансируемого из бюджетных средств, не может быть реализовано право применения льготного тарифа при исчислении страховых взносов в 2014 годах ни по пункту 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, ни по пункту 11 этой же части статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, Учреждению правомерно доначислены страховые взносы и пени, также заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде штрафа за неполную уплату страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2016 по делу N А56-52391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2016 N 13АП-4276/2016 ПО ДЕЛУ N А56-52391/2015
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. по делу N А56-52391/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Новицкая А.В. - доверенность от 01.03.2016 Симонова О.Н. - доверенность от 01.03.2016
от ответчика (должника): Лебедева М.В. - доверенность от 08.09.2015 N 11-30/01-51878
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4276/2016) Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2016 по делу N А56-52391/2015 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий"
к Государственному учреждению - Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
об оспаривании решения N 705 от 19.06.2015
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр информационных технологий" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхование Российской Федерации (далее - фонд) N 703 от 19.06.2015.
Решением суда от 13.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Автономное учреждение, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Фонда возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.05.2015 фондом была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2014 год в ФСС РФ плательщика страховых взносов - учреждения, по результатам которой был составлен Акт N 50 от 05.05.2015. Согласно указанному акту в ходе камеральной проверки было установлено неправомерное применение пониженного тарифа в размере 0% по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 19.06.2015 N 703 фонд привлек учреждение к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и назначил штраф в размере 19642,34 руб., начислил пени за нарушение срока оплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за период с 01.01.2014 по 31.12.2014, по состоянию на 01.01.15, в размере 2953,05 руб. Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в ФСС РФ в сумме 98211,69 руб. и вышеперечисленные штраф и пени.
Считая названное решение незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр информационных технологий"является плательщиком страховых взносов.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Как следует из материалов дела, основанием привлечения к ответственности, доначисления страховых взносов и соответствующих сумм пени явился вывод ФСС о необоснованном применении учреждением пониженного тарифа в соответствии с подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, применяется тариф - 26 процентов, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в переходный период 2011 - 2027 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе согласно подпункту "с" образование, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Для указанных плательщиков в 2014 году применялись следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов (частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 1.4 указанной статьи соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, для применения пониженных тарифов страховых взносов необходимо соблюдение следующих условий: применение организацией УСНО; код по ОКВЭД осуществляемого вида деятельности должен соответствовать кодам, предусмотренным Законом N 212-ФЗ (в данном случае в соответствии с подпунктом "с" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ); доля доходов от льготного вида деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что основным видом деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр информационных технологий" как государственного образовательного учреждения является образовательная деятельность, осуществляемая в рамках выполняемого государственного задания Кроме того, организация применяет упрощенную систему налогообложения.
Как следует из материалов проверки, разногласия между ФСС и автономным учреждением возникли при определении доли доходов от льготного вида деятельности в общем объеме доходов. Спорным является размер общего объема доходов.
По мнению Фонда, при определении общего объема доходов следует суммировать все доходы плательщика, включающие доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по всем видам деятельности и внереализационные доходы, в том числе бюджетное целевое финансирование.
Согласно отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на 01.01.2015 г., полученные учреждением в 2014 году доходы составили 13814904,24 руб., включая субсидии на выполнение государственного (муниципального задания) в сумме 11344600,00 руб. Субсидии, предоставляемые автономному учреждению, поименованы в пункте 14 части 1 статьи 251 НК РФ, как доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Сумма доходов, полученных в 2014 году от оказания платных услуг (работ), составила 2444000,00 руб. Эта же сумма отражена страхователем в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, как сумма полученных доходов для исчисления налога, а также в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2014 год. Таким образом, доля доходов от реализации продукции и (или) оказания услуг по виду деятельности страхователя - дополнительное образование детей (код ОКВЭД - 80.10.3), в общей сумме доходов составила в 2014 году - 0,88%.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителю, так же исходил из размера общей суммы доходов учреждения, рассчитанной с учетом субсидий.
Суд апелляционной инстанции считает вышеприведенную позицию суда первой инстанции при разрешении вопроса о наличии либо отсутствии у учреждения права на применение пониженных тарифов страховых взносов правомерной, и исходит из следующего.
В силу части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ сумма доходов для исчисления доли доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, с учетом правил, установленных статьей 346.15 Налогового кодекса РФ должна исчисляться как общий доход, так и доход от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности.
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики уплачивают доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрены доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования статья 251 НК РФ относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Учреждение в 2014 годах находилось на упрощенной системе налогообложения и осуществляло образовательную деятельность.
Страхователь при заполнении таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" расчета (форма 4-ФСС) за календарный 2014 год в общей сумме дохода не учел доходы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме 11344600,00 руб., субсидий, полученных на иные цели, в сумме 174300,00 руб.
Льготный тариф Учреждением применен по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, при применении Учреждением льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, происходило уменьшение обязательств муниципальной казны, в то время как целью введения льготы являлось уменьшение налогового бремени для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах следует признать, что применение льготного тарифа Учреждением не соответствует условиям. предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Учреждением применен льготный тариф к суммам выплат в пользу физических лиц в размере 225744,65 руб. за 2014 год, что повлекло неуплату страховых взносов за 2014 год в сумме 98 211, 69 руб.
Следует отметить, что Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ с 01.01.2012 введен в действие пункт 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, в силу которого применяется льготный тариф по страховым взносам для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Таким образом, право на льготу получили некоммерческие организации, из состава которых исключены государственные и муниципальные учреждения; введение названной нормы в Закон N 212-ФЗ показало невозможность применения этой льготы к государственным (муниципальным) учреждениям даже в части обложения страховыми взносами фонда оплаты труда, формируемого из доходов, полученных учреждением вне связи с выполнением муниципального задания.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что муниципальным бюджетным учреждением, деятельность которого в своей основной части осуществляется в рамках муниципального задания, финансируемого из бюджетных средств, не может быть реализовано право применения льготного тарифа при исчислении страховых взносов в 2014 годах ни по пункту 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, ни по пункту 11 этой же части статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Следовательно, Учреждению правомерно доначислены страховые взносы и пени, также заявитель правомерно привлечен к ответственности в виде штрафа за неполную уплату страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2016 по делу N А56-52391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
С.В.ЛУЩАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)