Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - представителя Гурьянова А.А. (доверенность N 2.4-20/06523 от 29.09.2015),
от общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 16 по РТ от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" к ответственности за совершение налогового правонарушения,
Общество с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+", г. Альметьевск (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск (далее - ответчик) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 16 по РТ от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 года заявление удовлетворено, признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+".
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований общества - отказать.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу инспекции, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, в отзыве содержится ходатайство заявителя о рассмотрении апелляционной жалобы инспекции в отсутствие своего представителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель инспекции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка ООО "Стройторгмаркет+" на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой 14.05.2015 г. вынесено решение N 4252 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в размере 180 881 руб.
Также, Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка ООО "Стройторгмаркет+" на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой 14.05.2015 вынесено решение N 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 26 898 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, обратился в УФНС России по Республике Татарстан с апелляционными жалобами по каждому из решений камеральной налоговой проверки.
УФНС России по РТ, рассмотрев жалобы, решениями от 23.06.2015 N 2.14-0-18/015198@ и N 2.14-0-18/015199 оставило апелляционные жалобы ООО "Стройторгмаркет+" на решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан от "14" мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, без удовлетворения.
Считая, что решения ответчика нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая оспариваемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основанием для принятия оспариваемого решения N 4252 от 14.05.2014 и доначисления земельного налога соответственно в сумме 180881 рублей явился вывод налогового органа о занижении заявителем суммы земельного налога за 2011 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и в 2011 году находился на праве собственности у Общества.
Также налоговый орган указал, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и находился на праве собственности у Общества до 23.08.2011, до передачи его в аренду Обществу.
Основанием для принятия оспариваемого решения N 4253 от 14.05.2014 и доначисления земельного налога в сумме 26898 рублей явились выводы налогового органа о занижении заявителем суммы земельного налога за 2012 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+", а право аренды на данный земельный участок зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка 04.09.2012, то есть, как полагает налоговый орган, указанный земельный участок 16:45:010119:848 в 2012 году находился на праве собственности до 04.09.2012 года.
Как указано в отзыве налогового органа, исчисление земельного налога налоговыми органами производится только на основании сведений, предоставленных соответствующими территориальными органами Росреестра, осуществляющими функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, в связи с чем, налоговым органом расчет земельного налога за 2011 и 2012 год произведен исходя из полученных сведений от регистрирующего органа.
По представленным сведениям органа Роснедвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848 право собственности на данные земельные участки указано как "Собственность (индивидуальная)".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 год налоговым органом был направлен запрос в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан для уточнения правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228.
06.02.2015 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан представило следующие сведения:
земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228 были предоставлены на праве собственности ООО "Стройторгмаркет+" на основании постановлений Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506, 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" соответственно.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 было зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от 04.09.2012 N МС 04-071-3243-ОРТ, на земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 на основании договора аренды земельного участка от 23.08.2011 N МС 04-071-2413-ПРОМ.
Для уточнения информации о взимании арендной платы инспекцией был направлен запрос в МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" от 12.03.2015 N 2.11-62/01733.
Согласно ответу МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с кадастровым номером 16:45:010119:848 была произведена оплата ООО "Стройторгмаркет+" в размере 100 860,99 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050128:228 за период с 01.10.2011 по 31.12.2012-263 493,75 руб.
В связи с чем, ответчик не согласен с доводами заявителя относительно того, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации за обществом права собственности на земельные участки, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует, по мнению заявителя, об отсутствии обязанности у него по уплате земельного налога.
Налоговым органом в ходе проведения проверки установлен факт пользования ООО "Стройторгмаркет+" спорными земельными участками в заявленный период при отсутствии правоустанавливающих документов. Также выявлено, что арендная плата за земельные участки в спорном периоде обществом не уплачивалась, что не оспаривается самим налогоплательщиком.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основаны, в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 606 ГПК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В связи с чем ответчик считает, что при отсутствии арендных платежей отношения не могут являться арендными.
По мнению ответчика, на основании вышеизложенного следует, что налоговым органом при исчислении налоговой базы правомерно использованы сведения о вышеуказанных земельных участках и исчислен земельный налог за 2011 и 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848.
Однако, как указано в заявлении, налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 года с исчислением налога по объекту земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Производственная (свидетельство о государственной регистрации права серия 16-АБ N 106311 от 16.03.2009 г.), который в 2011-2012 годах принадлежал налогоплательщику на праве собственности.
Кроме того, в 2011-2012 годах налогоплательщик на праве аренды пользовался земельными участками с кадастровыми номерами:
- - 16:45:050128:0228, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 5 (Постановление Администрации Альметьевского района и города Альметьевска N 3606 от 27.12.2002 г. "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет +", Претензия МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" N 4818/211 от 30.09.2010 г., Письмо Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ территориальный отдел по г. Альметьевск и Альметьевсхому району от 04.05.2009 г. N 904; Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N МС 04-071-2413-ПРОМ от 23.08.2011 г.);
- - 16:45:0101119:0848, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. ЗБ (Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N МС 04-071-3243-ОРТ от 04.09.2012 г.).
Как указывает заявитель, доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848 находились в собственности ООО "Стройторгмаркет+" либо принадлежали ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2011 и 2012 году в материалах дела отсутствуют.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Вышеуказанных документов, подтверждающих о существующих правах на земельные участки за ООО "Стройторгмаркет+", зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в материалах дела не имеется. При этом Постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 г. N 3506 и от 27.12.2002 г. N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" вынесены уже после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Оснований считать, что Постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 г. N 3506 и от 27.12.2002 г. N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" являются основанием для взимания земельного налога за 2011 и 2012 год, не имеется.
Согласно п. 2 ст. 388 ГК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Из копии Претензии МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" N 4818/211 от 30.09.2010 г. о погашении суммы задолженности по арендной плате в полном объеме видно, что собственник - Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в лице Муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:0228 признавал за Обществом обязанность уплаты именно арендной платы.
Отсутствие подписанного договора аренды само по себе не влечет изменение статуса общества как арендатора, поскольку возникшие между заявителем и собственником земельного участка отношения являлись и продолжали оставаться по сути арендными.
Согласно п. 1 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что "согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок".
Статус плательщика земельного налога обусловлен государственной регистрацией права собственности субъекта на спорный участок, постольку единственно возможной формой платы за пользование Обществом спорным земельным участком является нормативно утвержденная ставка арендных платежей за пользование земельными участками.
Исходя из того, что государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного налога.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Данный подход, основанный на положениях статьи 388 Налогового кодекса, статьи 131 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сформулирован в постановлении N 54.
В связи с вышеизложенным, обложению земельным налогом подлежит только земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20, принадлежащий налогоплательщику на праве собственности (налог исчислен Обществом), а доначисление инспекцией сумм земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848 за 2011 и 2012 года является неправомерным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы повторяют доводы оспариваемого решения и являются позицией налогового органа по настоящему делу. Данные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Доказательств того, что заявитель в спорный период являлся плательщиком земельного налога в отношении земельных участков 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848, суду не представлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 11АП-16720/2015 ПО ДЕЛУ N А65-19467/2015
Разделы:Земельный налог; Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N А65-19467/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан - представителя Гурьянова А.А. (доверенность N 2.4-20/06523 от 29.09.2015),
от общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 (судья Латыпов И.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 16 по РТ от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+", г. Альметьевск (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск (далее - ответчик) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 16 по РТ от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 года заявление удовлетворено, признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан от 14 мая 2015 N 4252 и N 4253, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "Стройторгмаркет+".
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований общества - отказать.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу инспекции, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, в отзыве содержится ходатайство заявителя о рассмотрении апелляционной жалобы инспекции в отсутствие своего представителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель инспекции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка ООО "Стройторгмаркет+" на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой 14.05.2015 г. вынесено решение N 4252 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в размере 180 881 руб.
Также, Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка ООО "Стройторгмаркет+" на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой 14.05.2015 вынесено решение N 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислено и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в размере 26 898 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, обратился в УФНС России по Республике Татарстан с апелляционными жалобами по каждому из решений камеральной налоговой проверки.
УФНС России по РТ, рассмотрев жалобы, решениями от 23.06.2015 N 2.14-0-18/015198@ и N 2.14-0-18/015199 оставило апелляционные жалобы ООО "Стройторгмаркет+" на решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан от "14" мая 2015 N 4252 и N 4253 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, без удовлетворения.
Считая, что решения ответчика нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая оспариваемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основанием для принятия оспариваемого решения N 4252 от 14.05.2014 и доначисления земельного налога соответственно в сумме 180881 рублей явился вывод налогового органа о занижении заявителем суммы земельного налога за 2011 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и в 2011 году находился на праве собственности у Общества.
Также налоговый орган указал, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" и находился на праве собственности у Общества до 23.08.2011, до передачи его в аренду Обществу.
Основанием для принятия оспариваемого решения N 4253 от 14.05.2014 и доначисления земельного налога в сумме 26898 рублей явились выводы налогового органа о занижении заявителем суммы земельного налога за 2012 год.
Данный вывод основан на указании, что земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 был предоставлен Обществу на праве собственности на основании постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+", а право аренды на данный земельный участок зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка 04.09.2012, то есть, как полагает налоговый орган, указанный земельный участок 16:45:010119:848 в 2012 году находился на праве собственности до 04.09.2012 года.
Как указано в отзыве налогового органа, исчисление земельного налога налоговыми органами производится только на основании сведений, предоставленных соответствующими территориальными органами Росреестра, осуществляющими функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, в связи с чем, налоговым органом расчет земельного налога за 2011 и 2012 год произведен исходя из полученных сведений от регистрирующего органа.
По представленным сведениям органа Роснедвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848 право собственности на данные земельные участки указано как "Собственность (индивидуальная)".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 год налоговым органом был направлен запрос в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан для уточнения правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами: 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228.
06.02.2015 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Татарстан представило следующие сведения:
земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:010119:848 и 16:45:050128:228 были предоставлены на праве собственности ООО "Стройторгмаркет+" на основании постановлений Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 N N 3506, 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" соответственно.
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 16:45:010119:848 было зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от 04.09.2012 N МС 04-071-3243-ОРТ, на земельный участок с кадастровым номером 16:45:050128:228 на основании договора аренды земельного участка от 23.08.2011 N МС 04-071-2413-ПРОМ.
Для уточнения информации о взимании арендной платы инспекцией был направлен запрос в МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" от 12.03.2015 N 2.11-62/01733.
Согласно ответу МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" за период с 01.09.2012 по 31.12.2012 по земельному участку с кадастровым номером 16:45:010119:848 была произведена оплата ООО "Стройторгмаркет+" в размере 100 860,99 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:45:050128:228 за период с 01.10.2011 по 31.12.2012-263 493,75 руб.
В связи с чем, ответчик не согласен с доводами заявителя относительно того, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации за обществом права собственности на земельные участки, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, что свидетельствует, по мнению заявителя, об отсутствии обязанности у него по уплате земельного налога.
Налоговым органом в ходе проведения проверки установлен факт пользования ООО "Стройторгмаркет+" спорными земельными участками в заявленный период при отсутствии правоустанавливающих документов. Также выявлено, что арендная плата за земельные участки в спорном периоде обществом не уплачивалась, что не оспаривается самим налогоплательщиком.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основаны, в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 606 ГПК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В связи с чем ответчик считает, что при отсутствии арендных платежей отношения не могут являться арендными.
По мнению ответчика, на основании вышеизложенного следует, что налоговым органом при исчислении налоговой базы правомерно использованы сведения о вышеуказанных земельных участках и исчислен земельный налог за 2011 и 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:45:050128:228 и 16:45:010119:848.
Однако, как указано в заявлении, налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 года с исчислением налога по объекту земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20 расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Производственная (свидетельство о государственной регистрации права серия 16-АБ N 106311 от 16.03.2009 г.), который в 2011-2012 годах принадлежал налогоплательщику на праве собственности.
Кроме того, в 2011-2012 годах налогоплательщик на праве аренды пользовался земельными участками с кадастровыми номерами:
- - 16:45:050128:0228, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Сургутская, д. 5 (Постановление Администрации Альметьевского района и города Альметьевска N 3606 от 27.12.2002 г. "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет +", Претензия МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" N 4818/211 от 30.09.2010 г., Письмо Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ территориальный отдел по г. Альметьевск и Альметьевсхому району от 04.05.2009 г. N 904; Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N МС 04-071-2413-ПРОМ от 23.08.2011 г.);
- - 16:45:0101119:0848, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. ЗБ (Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N МС 04-071-3243-ОРТ от 04.09.2012 г.).
Как указывает заявитель, доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами: 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848 находились в собственности ООО "Стройторгмаркет+" либо принадлежали ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2011 и 2012 году в материалах дела отсутствуют.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Вышеуказанных документов, подтверждающих о существующих правах на земельные участки за ООО "Стройторгмаркет+", зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в материалах дела не имеется. При этом Постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 г. N 3506 и от 27.12.2002 г. N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" вынесены уже после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Оснований считать, что Постановления Администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 27.12.2002 г. N 3506 и от 27.12.2002 г. N 3606 "О предоставлении земельного участка ООО "Стройторгмаркет+" являются основанием для взимания земельного налога за 2011 и 2012 год, не имеется.
Согласно п. 2 ст. 388 ГК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Из копии Претензии МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" N 4818/211 от 30.09.2010 г. о погашении суммы задолженности по арендной плате в полном объеме видно, что собственник - Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в лице Муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ" земельного участка с кадастровым номером 16:45:050128:0228 признавал за Обществом обязанность уплаты именно арендной платы.
Отсутствие подписанного договора аренды само по себе не влечет изменение статуса общества как арендатора, поскольку возникшие между заявителем и собственником земельного участка отношения являлись и продолжали оставаться по сути арендными.
Согласно п. 1 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23 июля 2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникших у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что "согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок".
Статус плательщика земельного налога обусловлен государственной регистрацией права собственности субъекта на спорный участок, постольку единственно возможной формой платы за пользование Обществом спорным земельным участком является нормативно утвержденная ставка арендных платежей за пользование земельными участками.
Исходя из того, что государственная регистрация прав на земельный участок является единственным доказательством существования зарегистрированного права и служит основанием для исчисления земельного налога, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате земельного налога.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано или возникло до введения требования о государственной регистрации вещных прав либо приобретено в порядке универсального правопреемства. Данный подход, основанный на положениях статьи 388 Налогового кодекса, статьи 131 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сформулирован в постановлении N 54.
В связи с вышеизложенным, обложению земельным налогом подлежит только земельный участок с кадастровым номером 16:45:040103:20, принадлежащий налогоплательщику на праве собственности (налог исчислен Обществом), а доначисление инспекцией сумм земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848 за 2011 и 2012 года является неправомерным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы повторяют доводы оспариваемого решения и являются позицией налогового органа по настоящему делу. Данные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Доказательств того, что заявитель в спорный период являлся плательщиком земельного налога в отношении земельных участков 16:45:050128:0228 и 16:45:0101119:0848, суду не представлено.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2015 по делу N А65-19467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)