Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН); Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2017
по делу N А43-4208/2017, принятое судьей Волчанской И.С.
в порядке упрощенного производства
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Факел" (ИНН 5247053491, ОГРН 1155247010357) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области от 25.07.2016 N 2715.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области (далее - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной товариществом собственников недвижимости "Факел" (далее - Товарищество) декларации по налогу, уплаченному в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 15.06.2016 N 2709 и вынесено решение от 25.07.2016 N 2715 о привлечении Товарищества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 7230 рублей 40 копеек. Данным решением Товариществу предложено уплатить доначисленный налог в сумме 36 152 рубля и 2007 рублей 02 копейки пени за несвоевременную уплату налога.
На основании решения Инспекции от 25.07.2016 N 2715 инкассовыми поручениями от 11.10.2016 N 956, 957, 958 с Товарищества взыскано 45 389 рублей 42 копейки.
Решением Управления федеральной налоговой службы России по Нижегородской области от 28.11.2016 N 09-12/24383@ жалоба Товарищества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 25.05.2017 заявленные требования удовлетворены, арбитражный суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата Товариществу сумм излишне взысканных налога, пени, штрафа в размере 45 389 рублей 42 копейки.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Инспекция ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция считает, что для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации Товариществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно самим товариществом. Платежи за коммунальные услуги поступали на его счет и расходовались последним по своему усмотрению (перечисление денежных средств с назначением платежа "перевод денежных средств на личную карту" (строки 147, 149), "прочие выдачи на хоз. нужды" (строки 54, 265, 330, 447, 513, 557, 668, 697, 733), "оплата за новогодние подарки" (строка 803).
Полагает, что Товарищество, как управляющая организация, не осуществляет посредническую деятельность, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, денежные средства, поступающие в качестве оплаты за коммунальную услугу, подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, то обстоятельство, что оплата услуг Товариществом производилась из средств, сформированных за счет квартирной платы, полученной от населения, не влияет на налоговые отношения, участником которых оно является.
Товарищество в отзыве и дополнении к нему просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год послужил вывод Инспекции о занижении Товариществом налогооблагаемой базы, в результате невключения в состав доходов суммы 691 747 рублей 31 копейка, поступивший от собственников жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Товарищество является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления эксплуатации жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Товарищество представило в Инспекцию декларацию, согласно которой отразило доход в размере 178 436 рублей и исчислило к уплате в бюджет налог в размере 10 706 рублей (178 436 рублей x 6%). С учетом примененного вычета в размере оплаченных страховых взносов сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 5353 рубля.
В ходе налоговой проверки Инспекцией в результате анализа выписок по расчетному счету Товарищества установлено, что на расчетный счет Товарищества поступили денежные средства в размере 870 183 рубля 33 копеек с назначением платежей "за вывоз ТБО, за отопление, за водоотведение, возмещение стоимости ОДПУ, за содержание жилья, вознаграждение", в то время как в состав доходов согласно данным представленной декларации Товарищество включило только сумму 178 436 рублей, включающую в себя платежи за содержание жилья и вознаграждение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для квалификации поступивших денежных средств как доходы от предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1.1 статья 346.15 Кодекса).
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).
Пунктом 4 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме: товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В силу пункта 3 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.
Согласно пункту 3.1 Устава Товарищество является некоммерческой организацией, не преследующей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и основанное на добровольном членстве собственников жилых помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников помещений, а также пользователей помещений в многоквартирном доме, реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Основными целями Товарищества являются совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; реализация собственникам жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленном законодательством пределах распоряжению общим имуществом.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом; проведение мероприятий по распределению между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений; ведение реестра собственников и владельцев помещений и т.п.
Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья (товарищество собственников недвижимости), осуществляется с учетом положений разделов V и VI Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе, в частности, заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги, передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим услуги.
Таким образом, законодатель разграничил управляющую компанию, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищество собственников жилья, которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.
В соответствии со статьями 153 - 154 Жилищного кодекса Российской Федерации на членов товарищества собственников жилья возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего, взноса на капитальный ремонт общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья вправе в силу пунктов 3 - 4 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
Обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом собственников недвижимости на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Товарищество в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, является некоммерческой организацией.
Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, Товарищество не преследовало цели получения дохода, а удовлетворяло потребности собственников помещений в многоквартирном доме. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.
Товарищество оплачивает услуги организациям, непосредственно, выполняющим работы (оказывающим услуги) для собственников помещения дома по регулируемым ценам (тарифам), утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть иными, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с членами товарищества, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым тарифам товарищество оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц (Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов").
Из материалов дела установлено, что денежные средства, поступившие в поверяемом периоде на расчетный счет Товарищества от собственников жилых помещений, были израсходованы им на осуществление уставной деятельности - на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями собственникам жилья в многоквартирном доме, в силу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2017 по делу N А43-4208/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2017 ПО ДЕЛУ N А43-4208/2017
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН); Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. по делу N А43-4208/2017
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2017
по делу N А43-4208/2017, принятое судьей Волчанской И.С.
в порядке упрощенного производства
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Факел" (ИНН 5247053491, ОГРН 1155247010357) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области от 25.07.2016 N 2715.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области (далее - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной товариществом собственников недвижимости "Факел" (далее - Товарищество) декларации по налогу, уплаченному в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год.
По результатам проверки составлен акт камеральной проверки от 15.06.2016 N 2709 и вынесено решение от 25.07.2016 N 2715 о привлечении Товарищества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 7230 рублей 40 копеек. Данным решением Товариществу предложено уплатить доначисленный налог в сумме 36 152 рубля и 2007 рублей 02 копейки пени за несвоевременную уплату налога.
На основании решения Инспекции от 25.07.2016 N 2715 инкассовыми поручениями от 11.10.2016 N 956, 957, 958 с Товарищества взыскано 45 389 рублей 42 копейки.
Решением Управления федеральной налоговой службы России по Нижегородской области от 28.11.2016 N 09-12/24383@ жалоба Товарищества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 25.05.2017 заявленные требования удовлетворены, арбитражный суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата Товариществу сумм излишне взысканных налога, пени, штрафа в размере 45 389 рублей 42 копейки.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Инспекция ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция считает, что для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации Товариществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно самим товариществом. Платежи за коммунальные услуги поступали на его счет и расходовались последним по своему усмотрению (перечисление денежных средств с назначением платежа "перевод денежных средств на личную карту" (строки 147, 149), "прочие выдачи на хоз. нужды" (строки 54, 265, 330, 447, 513, 557, 668, 697, 733), "оплата за новогодние подарки" (строка 803).
Полагает, что Товарищество, как управляющая организация, не осуществляет посредническую деятельность, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, денежные средства, поступающие в качестве оплаты за коммунальную услугу, подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, то обстоятельство, что оплата услуг Товариществом производилась из средств, сформированных за счет квартирной платы, полученной от населения, не влияет на налоговые отношения, участником которых оно является.
Товарищество в отзыве и дополнении к нему просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием к доначислению налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год послужил вывод Инспекции о занижении Товариществом налогооблагаемой базы, в результате невключения в состав доходов суммы 691 747 рублей 31 копейка, поступивший от собственников жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Товарищество является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления эксплуатации жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
Товарищество представило в Инспекцию декларацию, согласно которой отразило доход в размере 178 436 рублей и исчислило к уплате в бюджет налог в размере 10 706 рублей (178 436 рублей x 6%). С учетом примененного вычета в размере оплаченных страховых взносов сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 5353 рубля.
В ходе налоговой проверки Инспекцией в результате анализа выписок по расчетному счету Товарищества установлено, что на расчетный счет Товарищества поступили денежные средства в размере 870 183 рубля 33 копеек с назначением платежей "за вывоз ТБО, за отопление, за водоотведение, возмещение стоимости ОДПУ, за содержание жилья, вознаграждение", в то время как в состав доходов согласно данным представленной декларации Товарищество включило только сумму 178 436 рублей, включающую в себя платежи за содержание жилья и вознаграждение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для квалификации поступивших денежных средств как доходы от предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1.1 статья 346.15 Кодекса).
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).
Пунктом 4 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме: товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В силу пункта 3 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.
Согласно пункту 3.1 Устава Товарищество является некоммерческой организацией, не преследующей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и основанное на добровольном членстве собственников жилых помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения коммунальными услугами собственников помещений, а также пользователей помещений в многоквартирном доме, реализации собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме.
Основными целями Товарищества являются совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; реализация собственникам жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленном законодательством пределах распоряжению общим имуществом.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом; проведение мероприятий по распределению между членами товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений; ведение реестра собственников и владельцев помещений и т.п.
Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья (товарищество собственников недвижимости), осуществляется с учетом положений разделов V и VI Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе, в частности, заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества, выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги, передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим услуги.
Таким образом, законодатель разграничил управляющую компанию, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и товарищество собственников жилья, которое представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.
В соответствии со статьями 153 - 154 Жилищного кодекса Российской Федерации на членов товарищества собственников жилья возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего, взноса на капитальный ремонт общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья вправе в силу пунктов 3 - 4 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
Обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом собственников недвижимости на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Товарищество в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, является некоммерческой организацией.
Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, Товарищество не преследовало цели получения дохода, а удовлетворяло потребности собственников помещений в многоквартирном доме. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.
Товарищество оплачивает услуги организациям, непосредственно, выполняющим работы (оказывающим услуги) для собственников помещения дома по регулируемым ценам (тарифам), утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть иными, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с членами товарищества, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым тарифам товарищество оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц (Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов").
Из материалов дела установлено, что денежные средства, поступившие в поверяемом периоде на расчетный счет Товарищества от собственников жилых помещений, были израсходованы им на осуществление уставной деятельности - на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями собственникам жилья в многоквартирном доме, в силу пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.05.2017 по делу N А43-4208/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)