Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представители Громова Н.В. по доверенности от 11.01.2009, Латышкин Е.В. по доверенности от 12.01.2009,
от ответчика - представитель Корольчук С.А. по доверенности от 11.01.2009,
от третьих лиц:
от Управления ФНС России по Самарской области - представитель Перов И.К. по доверенности от 25.01.2007,
от Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционные жалобы Управления ФНС России по Самарской области и Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2009 года по делу А55-15328/2008 (судья Степанова И.К.) принятое по заявлению Самарской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)", г. Самара, к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, г. Самара
при участии третьих лиц:
Управления ФНС России по Самарской области, г. Самара,
Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары, г. Самара,
Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО, г. Самара,
о признании недействительным решения от 22.09.2008 N 14-15/99,
установил:
Самарская областная общественная организация Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" (далее - заявитель, Организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее - ответчик, налоговый орган) от 22.09.2008 N 14-15/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 48-51) по неуплате налога на землю за 2004 - 2005 гг., непредставление декларации, взыскании сумм пени и штрафных санкций (т. 1, л.д. 3-8).
В обоснование заявления Организация ссылается на то, что земельный участок площадью 3 530 кв. м, оформлен на праве постоянного пользования за Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО, которым выполнены необходимые действия по заполнению налоговой декларации по налогу на землю по месту постановки на учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г Самары, оплачен налог и предоставлены декларации в установленном порядке, а также на то, что Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО передано в оперативное управление нежилое здание общей площадью 4 736,10 кв. м, находящееся на этом земельном участке и зарегистрированное на праве собственности заявителя. Кроме того, заявитель ссылается также на нарушение налоговым органом срока принятия решения и неверный расчет налога (т. 1, л.д. 3-8).
Представленное в материалы дела заявление от 28.10.2008 N 424 (т. 1, л.д. 97-102), содержащее изменение требований, судом первой инстанции правомерно не принято в части заявления о признании недействительным требования Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от 21.10.2008 N 1316 об уплате налога на землю за 2004-2005гг., взыскании сумм пени и штрафных санкции, как несоответствующие части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары и Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Самары заинтересованным лицом не является.
Представленные в материалы заявления от 24.11.2008 N 450 и от 10.12.2008 N 475 (т. 1 л.д. 116-120, т. 2 л.д. 5-9), содержащие изменение требований, правомерно не приняты судом первой инстанции в части заявления о признании недействительным решения Управления ФНС России по Самарской области N 18-15/24060 от 31.10.2008 по апелляционной жалобе заявителя на решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 22.09.2008 N 14-15/99, как несоответствующее части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку связаны с одновременным изменением основания и предмета требований, при этом Управление ФНС России по Самарской области заинтересованным лицом по делу не является и в удовлетворении ходатайств заявителя о привлечении Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области в качестве соответчика (т. 1 л.д. 114-115, т. 2 л.д. 3-4) судом первой инстанции правомерно отказано в связи с несоответствием требованиям статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2009 заявление удовлетворено в полном объеме.
Управление ФНС России по Самарской области, не согласившись с решением суда от 09.02.2009, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, не согласившись с решением суда от 09.02.2009, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления ФНС России по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда от 09.02.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда от 09.02.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Самарской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" в судебном заседании просили решение суда от 09.02.2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары и Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, дает суду право рассмотреть жалобы в их отсутствие.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционные жалобы, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 09.02.2009 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары по результатам выездной налоговой проверки (акт от 14.08.08 г. N 5426дсп - т. 1, л.д. 41-47) принято решение от 22.09.2008 г. N 14-15/99, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю за 2005 год в виде штрафа в размере 24 009 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций за 2005 год в виде штрафа в размере 408 150 рублей; начислены пени по налогу на землю в размере 55 237,25 рублей; доначислен налог на землю за 2004-2005 гг. в общей сумме 229 175,3 рублей (т. 1, л.д. 48-51).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 31.10.2008 N 18-15/24060 апелляционная жалоба заявителя на оспариваемое решение оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее - налоговый орган) от 22.09.2008 г. N 14-15/99 - без изменения (т. 1, л.д. 123-124).
Заявитель, частично не согласившись с вынесенным налоговым органом решением от 22.09.2008 N 14-15/99, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления заявителю налога на землю за 2004-2005 годы в общей сумме 229 175,3 рублей является то обстоятельство, что заявителем зарегистрировано право собственности на нежилое здание общей площадью 4 736,10 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Чкалова, 90 (в котором заявитель занимает площадь 2 466,4 кв. м, в т.ч. часть площади - 1 328,3 кв. м сдает в аренду), переданное в оперативное управление Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, пользовавшемуся при исчислении налога на землю в 2004, 2005 годах льготой, установленной п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом произведен расчет доли площади земли, занимаемой заявителем в общей площади нежилого помещения по указанному адресу исходя из: занимаемой площади здания заявителем - 2 466,4 кв. м, общей площади земли - 3 530 кв. м, общей площади здания на земле - 3 412 кв. м, площади земельного участка, находящегося в пользовании заявителя - 2 551,70 кв. м (из расчета - 3 530 : 3 412 х 2 466,4) и ставок земельного налога в соответствии с постановлением администрации г. Самары от 01.03.1994 N 324: в 2004 г. - 42,768 рублей за квадратный метр, в 2005 г. - 47,0448 рублей за квадратный метр (т. 1 л.д. 49).
Однако налоговым органом при принятии оспариваемого решения не учтено следующее.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями в действовавшей редакции), собственники земли, землевладельцы и землепользователи, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со статьей 12 названного Закона с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 3 530 кв. м по улице Чкалова, 90/152 предоставлен в постоянное пользование Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, что подтверждается свидетельством N 213606, выданным 11.01.1999 (т. 1, л.д. 59).
Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО исчислен и уплачен земельный налог, использована льгота по нему, представлены налоговому органу по месту его учета налоговые декларации по земельному налогу в установленном порядке, в т.ч. за рассматриваемые периоды 2004-2005 годы, что подтверждается платежными поручениями, налоговыми декларациями (т. 1, л.д. 62-66; т. 2 л.д. 61-65, 69-81), помимо этого, в ходе выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Самары замечаний при исчислении земельного налога не установлено (акт - т. 2, л.д. 90, 106-108).
Административное здание общей площадью 4 736,10 кв. м, находящееся по адресу: г. Самара, Ленинский район, квартал 138, ул. Чкалова/ул. Буянова, д. 90/д. 152, зарегистрировано на праве собственности заявителя, о чем 15.06.1999 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 63 N 0090823 (т. 1, л.д. 57).
На основании приказа Самарской областной организации РОСТО от 26.07.1999 N 187 названное административное здание общей площадью 4 736,10 кв. м передано в оперативное управление Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, о чем выдано свидетельство серия 63 N 0145494 (т. 1, л.д. 58).
Тогда как из оспариваемого решения не усматривается, на основании каких правоустанавливающих документов налоговым органом доначислен налог на землю из расчета занимаемой площади здания заявителем - 2 466,4 кв. м. При этом приказ Самарской ООО РОСТО (ДОСААФ) от 26.02.2002 N 137 (т. 3, л.д. 19) о передаче помещений площадью 2 269,7 кв. м Самарскому комплексному спортивно-техническому учебному центру и закреплении на праве оперативного управления, на который ссылается налоговый орган в оспариваемом решении, достаточным доказательством этого обстоятельства не является.
В связи с этим, судом первой инстанции правомерно не были приняты во внимание представленные налоговым органом в материалы дела протоколы допроса свидетелей по вопросу заключения договоров аренды с заявителем, договоры аренды (т. 1, л.д. 138-141, 144-149, т. 3, л.д. 6-18). Тогда как протоколы допроса свидетелей по вопросам выплаты заработной платы отношения к рассматриваемому спору не имеют (т. 1, л.д. 142-143, 152-153).
Вместе с тем, по объяснениям заявителя (т. 3, л.д. 38-41), собственниками зданий, расположенных на рассматриваемом земельном участке, являются: Самарский областной Совет РОСТО - здание общей площадью 4 736,10 кв. м (литер Б); Общероссийская общественная организация РОСТО (здания: площадью 853,1 кв. м, литер ЕЕ1, литер Е2, площадью 211,1 кв. м, площадью 80,80 кв. м литер А2), указанные здания используется Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказана правомерность доначисления заявителю налога на землю за 2004 - 2005 гг. в общей сумме 229 175,3 рублей и выводы налогового органа о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю за 2005 год в виде штрафа в размере 24 009 рублей, о начислении пеней по налогу на землю в размере 55 237,25 рублей, являются необоснованными.
Вместе с тем, довод заявителя о нарушении налоговым органом срока принятия решения по акту выездной налоговой проверки правомерно был отклонен судом первой инстанции, т.к. заявителем не учтены положения п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации о сроке представления в налоговый орган письменных возражений по указанному акту с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах и получение им акта выездной налоговой проверки по почте 19.08.2008 (т. 1, л.д. 42).
Апелляционный суд считает также правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку штраф за непредставление деклараций за 2005 год в размере 408 150 рублей исчислен налоговым органом исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, то для привлечения заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется правовых оснований.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 22.09.2008 г. N 14-15/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по неуплате налога на землю за 2004-2005 гг., непредставление декларации, взыскании сумм пени и штрафных санкций, принятого в отношении заявителя.
Таким образом, имеется нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Доводы, приведенные Управлением ФНС России по Самарской области и Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со статьей 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 09.02.2009 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2009 года по делу N А55-15328/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2009 N 11АП-1846/2009 ПО ДЕЛУ N А55-15328/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. по делу N А55-15328/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представители Громова Н.В. по доверенности от 11.01.2009, Латышкин Е.В. по доверенности от 12.01.2009,
от ответчика - представитель Корольчук С.А. по доверенности от 11.01.2009,
от третьих лиц:
от Управления ФНС России по Самарской области - представитель Перов И.К. по доверенности от 25.01.2007,
от Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционные жалобы Управления ФНС России по Самарской области и Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2009 года по делу А55-15328/2008 (судья Степанова И.К.) принятое по заявлению Самарской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)", г. Самара, к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, г. Самара
при участии третьих лиц:
Управления ФНС России по Самарской области, г. Самара,
Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары, г. Самара,
Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО, г. Самара,
о признании недействительным решения от 22.09.2008 N 14-15/99,
установил:
Самарская областная общественная организация Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" (далее - заявитель, Организация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее - ответчик, налоговый орган) от 22.09.2008 N 14-15/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 48-51) по неуплате налога на землю за 2004 - 2005 гг., непредставление декларации, взыскании сумм пени и штрафных санкций (т. 1, л.д. 3-8).
В обоснование заявления Организация ссылается на то, что земельный участок площадью 3 530 кв. м, оформлен на праве постоянного пользования за Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО, которым выполнены необходимые действия по заполнению налоговой декларации по налогу на землю по месту постановки на учет в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г Самары, оплачен налог и предоставлены декларации в установленном порядке, а также на то, что Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО передано в оперативное управление нежилое здание общей площадью 4 736,10 кв. м, находящееся на этом земельном участке и зарегистрированное на праве собственности заявителя. Кроме того, заявитель ссылается также на нарушение налоговым органом срока принятия решения и неверный расчет налога (т. 1, л.д. 3-8).
Представленное в материалы дела заявление от 28.10.2008 N 424 (т. 1, л.д. 97-102), содержащее изменение требований, судом первой инстанции правомерно не принято в части заявления о признании недействительным требования Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от 21.10.2008 N 1316 об уплате налога на землю за 2004-2005гг., взыскании сумм пени и штрафных санкции, как несоответствующие части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары и Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Самары заинтересованным лицом не является.
Представленные в материалы заявления от 24.11.2008 N 450 и от 10.12.2008 N 475 (т. 1 л.д. 116-120, т. 2 л.д. 5-9), содержащие изменение требований, правомерно не приняты судом первой инстанции в части заявления о признании недействительным решения Управления ФНС России по Самарской области N 18-15/24060 от 31.10.2008 по апелляционной жалобе заявителя на решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 22.09.2008 N 14-15/99, как несоответствующее части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку связаны с одновременным изменением основания и предмета требований, при этом Управление ФНС России по Самарской области заинтересованным лицом по делу не является и в удовлетворении ходатайств заявителя о привлечении Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области в качестве соответчика (т. 1 л.д. 114-115, т. 2 л.д. 3-4) судом первой инстанции правомерно отказано в связи с несоответствием требованиям статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2009 заявление удовлетворено в полном объеме.
Управление ФНС России по Самарской области, не согласившись с решением суда от 09.02.2009, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, не согласившись с решением суда от 09.02.2009, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления ФНС России по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда от 09.02.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда от 09.02.2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Самарской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" в судебном заседании просили решение суда от 09.02.2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары и Самарского областного комплексного спортивно-технического учебного центра РОСТО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, дает суду право рассмотреть жалобы в их отсутствие.
Апелляционные жалобы рассмотрены в соответствии с требованиями статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционные жалобы, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 09.02.2009 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары по результатам выездной налоговой проверки (акт от 14.08.08 г. N 5426дсп - т. 1, л.д. 41-47) принято решение от 22.09.2008 г. N 14-15/99, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю за 2005 год в виде штрафа в размере 24 009 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций за 2005 год в виде штрафа в размере 408 150 рублей; начислены пени по налогу на землю в размере 55 237,25 рублей; доначислен налог на землю за 2004-2005 гг. в общей сумме 229 175,3 рублей (т. 1, л.д. 48-51).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 31.10.2008 N 18-15/24060 апелляционная жалоба заявителя на оспариваемое решение оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары (далее - налоговый орган) от 22.09.2008 г. N 14-15/99 - без изменения (т. 1, л.д. 123-124).
Заявитель, частично не согласившись с вынесенным налоговым органом решением от 22.09.2008 N 14-15/99, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления заявителю налога на землю за 2004-2005 годы в общей сумме 229 175,3 рублей является то обстоятельство, что заявителем зарегистрировано право собственности на нежилое здание общей площадью 4 736,10 кв. м по адресу: г. Самара, ул. Чкалова, 90 (в котором заявитель занимает площадь 2 466,4 кв. м, в т.ч. часть площади - 1 328,3 кв. м сдает в аренду), переданное в оперативное управление Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, пользовавшемуся при исчислении налога на землю в 2004, 2005 годах льготой, установленной п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1.
В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом произведен расчет доли площади земли, занимаемой заявителем в общей площади нежилого помещения по указанному адресу исходя из: занимаемой площади здания заявителем - 2 466,4 кв. м, общей площади земли - 3 530 кв. м, общей площади здания на земле - 3 412 кв. м, площади земельного участка, находящегося в пользовании заявителя - 2 551,70 кв. м (из расчета - 3 530 : 3 412 х 2 466,4) и ставок земельного налога в соответствии с постановлением администрации г. Самары от 01.03.1994 N 324: в 2004 г. - 42,768 рублей за квадратный метр, в 2005 г. - 47,0448 рублей за квадратный метр (т. 1 л.д. 49).
Однако налоговым органом при принятии оспариваемого решения не учтено следующее.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями в действовавшей редакции), собственники земли, землевладельцы и землепользователи, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со статьей 12 названного Закона с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 3 530 кв. м по улице Чкалова, 90/152 предоставлен в постоянное пользование Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, что подтверждается свидетельством N 213606, выданным 11.01.1999 (т. 1, л.д. 59).
Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО исчислен и уплачен земельный налог, использована льгота по нему, представлены налоговому органу по месту его учета налоговые декларации по земельному налогу в установленном порядке, в т.ч. за рассматриваемые периоды 2004-2005 годы, что подтверждается платежными поручениями, налоговыми декларациями (т. 1, л.д. 62-66; т. 2 л.д. 61-65, 69-81), помимо этого, в ходе выездной налоговой проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Самары замечаний при исчислении земельного налога не установлено (акт - т. 2, л.д. 90, 106-108).
Административное здание общей площадью 4 736,10 кв. м, находящееся по адресу: г. Самара, Ленинский район, квартал 138, ул. Чкалова/ул. Буянова, д. 90/д. 152, зарегистрировано на праве собственности заявителя, о чем 15.06.1999 выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 63 N 0090823 (т. 1, л.д. 57).
На основании приказа Самарской областной организации РОСТО от 26.07.1999 N 187 названное административное здание общей площадью 4 736,10 кв. м передано в оперативное управление Самарскому областному комплексному спортивно-техническому центру РОСТО, о чем выдано свидетельство серия 63 N 0145494 (т. 1, л.д. 58).
Тогда как из оспариваемого решения не усматривается, на основании каких правоустанавливающих документов налоговым органом доначислен налог на землю из расчета занимаемой площади здания заявителем - 2 466,4 кв. м. При этом приказ Самарской ООО РОСТО (ДОСААФ) от 26.02.2002 N 137 (т. 3, л.д. 19) о передаче помещений площадью 2 269,7 кв. м Самарскому комплексному спортивно-техническому учебному центру и закреплении на праве оперативного управления, на который ссылается налоговый орган в оспариваемом решении, достаточным доказательством этого обстоятельства не является.
В связи с этим, судом первой инстанции правомерно не были приняты во внимание представленные налоговым органом в материалы дела протоколы допроса свидетелей по вопросу заключения договоров аренды с заявителем, договоры аренды (т. 1, л.д. 138-141, 144-149, т. 3, л.д. 6-18). Тогда как протоколы допроса свидетелей по вопросам выплаты заработной платы отношения к рассматриваемому спору не имеют (т. 1, л.д. 142-143, 152-153).
Вместе с тем, по объяснениям заявителя (т. 3, л.д. 38-41), собственниками зданий, расположенных на рассматриваемом земельном участке, являются: Самарский областной Совет РОСТО - здание общей площадью 4 736,10 кв. м (литер Б); Общероссийская общественная организация РОСТО (здания: площадью 853,1 кв. м, литер ЕЕ1, литер Е2, площадью 211,1 кв. м, площадью 80,80 кв. м литер А2), указанные здания используется Самарским областным комплексным спортивно-техническим центром РОСТО.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налоговым органом не доказана правомерность доначисления заявителю налога на землю за 2004 - 2005 гг. в общей сумме 229 175,3 рублей и выводы налогового органа о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на землю за 2005 год в виде штрафа в размере 24 009 рублей, о начислении пеней по налогу на землю в размере 55 237,25 рублей, являются необоснованными.
Вместе с тем, довод заявителя о нарушении налоговым органом срока принятия решения по акту выездной налоговой проверки правомерно был отклонен судом первой инстанции, т.к. заявителем не учтены положения п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации о сроке представления в налоговый орган письменных возражений по указанному акту с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах и получение им акта выездной налоговой проверки по почте 19.08.2008 (т. 1, л.д. 42).
Апелляционный суд считает также правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку штраф за непредставление деклараций за 2005 год в размере 408 150 рублей исчислен налоговым органом исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, то для привлечения заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется правовых оснований.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) решения Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары от 22.09.2008 г. N 14-15/99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по неуплате налога на землю за 2004-2005 гг., непредставление декларации, взыскании сумм пени и штрафных санкций, принятого в отношении заявителя.
Таким образом, имеется нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности оспариваемым решением.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Доводы, приведенные Управлением ФНС России по Самарской области и Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в апелляционных жалобах, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со статьей 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 09.02.2009 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2009 года по делу N А55-15328/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)