Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича - не явился, извещен,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани - Денисенко А.А., доверенность от 22.12.2015 г. N 2.4-0-10/015195,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по делу N А65-25134/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича (ОГРНИП 306168603900012, ИНН 165900001744), г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани, г. Казань,
с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения N 25901 от 21.08.2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шагеев Альфред Киямутдинович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани (далее - ответчик, инспекция, налогоплательщик) о признании незаконным решения N 25901 от 21.08.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Шагеев Альфред Киямутдинович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при исчислении земельного налога за 2014 г. должна применяться новая кадастровая стоимость с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 г. по делу N А65-12794/2013.
Податель жалобы ссылается на то, что налоговым органом при вынесении решения 21 августа 2015 г. N 25901 о привлечении к ответственности заявителя за совершение налогового правонарушения, не было применено обстоятельство, смягчающее ответственность лица привлекаемого к налоговому правонарушению
По мнению подателя жалобы, он не нанес вредных последствий, связанных с неверным исчислением налога, так как имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 г. по делу N А65-12794/2013, учитывая, что фактов уклонения заявителем от исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов в материалах налоговой проверки не выявлено, соответственно, начисленный штраф в размере 138 901 рублей и пени в размере 57 838 рублей 61 коп. является неправомерным.
В судебное заседание представитель ИП Шагеева Альфреда Киямутдиновича не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель ИФНС по Московскому району города Казани считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС по Московскому району города Казани, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
28.01.2015 предпринимателем в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка общей площадью 9 680 кв. м с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, в налоговый орган подана налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой земельный налог исчислен в сумме 139 180 руб. (т. 1, л.д. 57-61).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки N 29436 от 15.05.2015 и вынесено оспариваемое решение N 25901 от 21.08.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил предпринимателю земельный налог за 2014 г. в сумме 633 024 руб., привлек к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 138 109 руб., начислил пени в сумме 57 838,61 руб. (т. 1, л.д. 8-17).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан N 2.14-0-19/02057@ от 29.09.2015, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя (т. 1, л.д. 36-38), оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1, л.д. 18-20).
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Суд верно учел, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 9 680 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 внесена запись регистрации N 16-16-01/247/2012-251 (т. 1, л.д. 54).
При рассмотрении дела N А65-12794/2013 было установлено, что истец - индивидуальный предприниматель Шагеев Альфред Киямутдинович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138, общей площадью 9 680,04 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 10 706 124 руб.
В ходе рассмотрения дела N А65-12794/2013 определением суда назначена была экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению АНО "НЭЦ" N 151 от 05.11.2013 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 составила 10 706 124 руб.
Суд при вынесении обжалуемого решения сделал правильную ссылку на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013, которым иск удовлетворен, указанный судебный акт не обжалован и вступил в законную силу, а решение суда исполнено, а именно, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 внесена в кадастр 10.02.2014, что подтверждается письмом Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ от 29.07.015 (исх. N 3053э-13) (т. 1, л.д. 21-22).
Согласно указанному письму кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в период с 01.01.2014 по 09.02.2014 была установлена Постановлением N 927 в размере 63 825 080 руб., а в период с 10.02.2014 по настоящее время - решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб.
Суд верно указал, что в силу п. 1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки пришел к правильному выводу о необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в размере 63 825 080 руб., которая установлена Постановлением N 927, и предметом оспаривания не являлась. Указанным Постановлением N 927 утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани на 1 января 2013 года, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года.
В силу ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 10 706 124 руб., установленная решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013, определена на основании проведенной экспертизы рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, на указанную дату Постановление N 927 не действовало.
Суд правильно учел, что Постановлением N 927 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб. на 01.01.2013 и введена в действие с 01.01.2014. Данное постановление незаконным либо недействительным не признано, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная данным постановлением, не оспорена.
Исходя из позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На момент подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость, установленная Постановлением N 1102.
25.11.2013 издано Постановление N 927, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, введенная в действие с 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 10 706 124 руб.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб., в связи с принятием Постановления N 927, которым утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб., введенная в действие с 01.01.2014, которая не была оспорена, в т.ч. по делу N А65-12794/2013, в целях налогообложения подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки и принятии оспариваемого решения правильно применена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб., и вынесено законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по делу N А65-25134/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 11АП-2644/2016 ПО ДЕЛУ N А65-25134/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. по делу N А65-25134/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича - не явился, извещен,
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани - Денисенко А.А., доверенность от 22.12.2015 г. N 2.4-0-10/015195,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по делу N А65-25134/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Шагеева Альфреда Киямутдиновича (ОГРНИП 306168603900012, ИНН 165900001744), г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани, г. Казань,
с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения N 25901 от 21.08.2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шагеев Альфред Киямутдинович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани (далее - ответчик, инспекция, налогоплательщик) о признании незаконным решения N 25901 от 21.08.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Шагеев Альфред Киямутдинович подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при исчислении земельного налога за 2014 г. должна применяться новая кадастровая стоимость с даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 г. по делу N А65-12794/2013.
Податель жалобы ссылается на то, что налоговым органом при вынесении решения 21 августа 2015 г. N 25901 о привлечении к ответственности заявителя за совершение налогового правонарушения, не было применено обстоятельство, смягчающее ответственность лица привлекаемого к налоговому правонарушению
По мнению подателя жалобы, он не нанес вредных последствий, связанных с неверным исчислением налога, так как имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 г. по делу N А65-12794/2013, учитывая, что фактов уклонения заявителем от исполнения обязанности по уплате законно установленных налогов в материалах налоговой проверки не выявлено, соответственно, начисленный штраф в размере 138 901 рублей и пени в размере 57 838 рублей 61 коп. является неправомерным.
В судебное заседание представитель ИП Шагеева Альфреда Киямутдиновича не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель ИФНС по Московскому району города Казани считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ИФНС по Московскому району города Казани, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
28.01.2015 предпринимателем в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка общей площадью 9 680 кв. м с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, в налоговый орган подана налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой земельный налог исчислен в сумме 139 180 руб. (т. 1, л.д. 57-61).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки N 29436 от 15.05.2015 и вынесено оспариваемое решение N 25901 от 21.08.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган доначислил предпринимателю земельный налог за 2014 г. в сумме 633 024 руб., привлек к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 138 109 руб., начислил пени в сумме 57 838,61 руб. (т. 1, л.д. 8-17).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан N 2.14-0-19/02057@ от 29.09.2015, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя (т. 1, л.д. 36-38), оспариваемое решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (т. 1, л.д. 18-20).
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Суд верно учел, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной, такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 9 680 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 16:50:310203:138, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2012 внесена запись регистрации N 16-16-01/247/2012-251 (т. 1, л.д. 54).
При рассмотрении дела N А65-12794/2013 было установлено, что истец - индивидуальный предприниматель Шагеев Альфред Киямутдинович обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138, общей площадью 9 680,04 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Северо-Западная, д. 14, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 10 706 124 руб.
В ходе рассмотрения дела N А65-12794/2013 определением суда назначена была экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению АНО "НЭЦ" N 151 от 05.11.2013 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 составила 10 706 124 руб.
Суд при вынесении обжалуемого решения сделал правильную ссылку на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013, которым иск удовлетворен, указанный судебный акт не обжалован и вступил в законную силу, а решение суда исполнено, а именно, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 внесена в кадастр 10.02.2014, что подтверждается письмом Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ от 29.07.015 (исх. N 3053э-13) (т. 1, л.д. 21-22).
Согласно указанному письму кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в период с 01.01.2014 по 09.02.2014 была установлена Постановлением N 927 в размере 63 825 080 руб., а в период с 10.02.2014 по настоящее время - решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб.
Суд верно указал, что в силу п. 1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки пришел к правильному выводу о необходимости применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 в размере 63 825 080 руб., которая установлена Постановлением N 927, и предметом оспаривания не являлась. Указанным Постановлением N 927 утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани на 1 января 2013 года, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года.
В силу ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 10 706 124 руб., установленная решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013, определена на основании проведенной экспертизы рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, на указанную дату Постановление N 927 не действовало.
Суд правильно учел, что Постановлением N 927 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб. на 01.01.2013 и введена в действие с 01.01.2014. Данное постановление незаконным либо недействительным не признано, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная данным постановлением, не оспорена.
Исходя из позиции, изложенной в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На момент подачи иска об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость, установленная Постановлением N 1102.
25.11.2013 издано Постановление N 927, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, введенная в действие с 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 10 706 124 руб.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310203:138 решением Арбитражного суда РТ от 10.12.2013 по делу N А65-12794/2013 в размере 10 706 124 руб., в связи с принятием Постановления N 927, которым утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб., введенная в действие с 01.01.2014, которая не была оспорена, в т.ч. по делу N А65-12794/2013, в целях налогообложения подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства дела, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки и принятии оспариваемого решения правильно применена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 63 825 080 руб., и вынесено законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по делу N А65-25134/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)