Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 13АП-17447/2016 ПО ДЕЛУ N А56-10441/2016

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. N 13АП-17447/2016

Дело N А56-10441/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
- от истца (заявителя): Савина В.И. - доверенность от 08.06.2016;
- от ответчика (должника): Листова А.В. - доверенность от 27.10.2015 N 02-21/30;
- Занько Ю.М. - доверенность от 18.01.2016 N 02-21/5;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17447/2016) ООО "Ленинское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-10441/2016 (судья Калайджян А.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ленинское"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области
об оспаривании решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ленинское", место нахождения: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, тер. Массив Промзона -1, ОГРН 1144705000439 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 8603 от 08.09.2015.
Решением суда от 10.05.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку земельные участки, принадлежащие Обществу, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а налоговым органом не доказан факт использования земельных участков не по целевому назначению, то Обществом правомерно применена пониженная ставка налога 0,3%. При этом Общество считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения пункта 7 статьи 3 НК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт N 9420 от 21.05.2015.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения по акту, Инспекция 08.09.2015 вынесла решение N 8603 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 177 470,60 руб. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в сумме 887 353 руб. и начислены пени в сумме 39 625,40 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной ставки земельного налога - 0,3% в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 11.11.2015 N 16-21-04/14011 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя, указав, что Общество неправомерно применило пониженные налоговые ставки, поскольку использовало земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", в коммерческих целях.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- Решением Совета депутатов муниципального образования Первомайское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 25.10.2005 N 12 (в редакции от 29.04.2011) "Об установлении земельного налога" установлена ставка земельного налога 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для нужд сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ.
В отношении прочих земельных участков ставка налога составляет 1,5 процента.
Как установлено в ходе проверки Обществу на праве собственности в проверяемый период принадлежали земельные участки, относящиеся к категории земель земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для ведения дачного хозяйства".
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Доказательств использования Обществом земельных участков для сельскохозяйственного производства заявителем ни налоговому органу, ни суду не представлено.
При этом из материалов дела следует, что основным видом деятельности налогоплательщика является продажа и покупка земельных участков (ОКВЭД 70.12.3), среди прочих видов деятельности не указаны ни сельскохозяйственная, ни дачное строительство, ни дачное хозяйство.
Земельные участки, находящиеся в собственности Общества имеют разрешенное использование "для ведения дачного хозяйства", в связи с чем, при исчислении и уплате земельного налога за вышеуказанный земельный участок следует руководствоваться положениями Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. На основании указанной статьи дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Учитывая положения пункта 2 статьи 81 ЗК РФ, приведенные положения Закона N 66-ФЗ, пункт 1 статьи 394 НК РФ применение налоговой ставки 0,3% возможно только в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства пониженные станки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как Общество осуществляет деятельность по покупке, продаже земельных участков, в целях извлечения прибыли. Данное обстоятельство не отрицается налогоплательщиком.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства". Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка - юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом N 66-ФЗ.
Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения, общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Законе N 66-ФЗ.
Общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой, как указано выше, является покупка и продажа земельных участков. При этом судом установлено, что спорные земельные участки приобретались Обществом для дальнейшего создания дачного поселка, что свидетельствует об использовании Обществом земельных участков в коммерческих целях.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения Обществом пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 305-КГ15-2124, от 18.05.2015 N 305-КГ15-4628, от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 по делу N А41-63325/13.
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства", принадлежащих Обществу, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, налоговый орган правомерно доначислил Обществу 887 353 руб. налога, соответствующие данному налогу пени и налоговые санкции.
Довод подателя жалобы о том, что налоговым органом не подтвержден факт неиспользования заявителем земельных участков не по целевому назначению, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготой признается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0.3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
Обязанность по представлению доказательств обоснованности применения льготной ставки земельного налога возложена на налогоплательщика. В рассматриваемом случае Общество таких доказательств не представило.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 г. N 12651/11 указано, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Таким образом, ставка земельного налога применяется исходя из фактического использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Установив неправомерное применение Обществом налоговой ставки 0,3%, Инспекция в рамках представленных ей Налоговым кодексом РФ полномочий, правомерно доначислила Обществу налог исходя из ставки 1,5%.
Поскольку решение Инспекции вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства о налогах и сборах, то суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылку Общества на необходимость применения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ввиду отсутствия противоречий и неустранимых сомнений при разрешении данного вопроса при установленных по делу обстоятельствах.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2016 по делу N А56-10441/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
М.Л.ЗГУРСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)