Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-3426/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз" (412954, Саратовская область, Вольский район, с. Черкасское, ул. Степана Разина, д. 1, ОГРН 1026401676432, ИНН 6408000738),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (412900, Саратовская область, г. Вольск, ул. Саратовская, д. 69, ОГРН 1046404105142, ИНН 6441013389), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительным ненормативного акта,
- при участии в судебном заседании: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области - Свотина О.Н., действующая на основании доверенности от 16.11.2016 N 02-27/39, выданной сроком на три года;
- Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Свотина О.Н., действующая н основании доверенности от 13.04.2016 N 05-17/18, выданной на срок три года.
В судебное заседание не явились представители:
Государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз" (отчет об отслеживании отправления с сайта почты России почтовым идентификатором N 713871)
установил:
Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз" (далее - Учреждение, Заявитель, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган, МИФНС N 3 по Саратовской области) от 30.08.2016 N 11 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - Решение), от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбор, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года в удовлетворении требований Учреждения отказано в полном объеме.
Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель считает, что при разрешении дела по существу, Арбитражным судом Саратовской области не было учтено то, что налоговый орган не привел мотивированный расчет не перечисленного НДФЛ со ссылкой на соответствующие документы. Заявитель также отмечает, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, что также не принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, Заявитель полагает, что поскольку решение Инспекции N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств принято во исполнение решения N 11 от 30.08.2016 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", оно также является незаконным и подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области основании статьи 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ГАУ "Черкасский лесхоз" по вопросам полноты исчисления и перечисления в бюджет налоговым агентом налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2014 по 31.12.2015.
В ходе выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области установлено, что на основании п. 1 ст. 24 НК РФ ГАУ "Черкасский лесхоз" является налоговым агентом, которое обязано в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является агент, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
В проверяемом периоде ГАУ "Черкасский лесхоз" должно было исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц по налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, в т.ч. с доходов налогоплательщиков в виде заработной платы по ставке 13%.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ определен порядок уплаты налога налоговым агентом в установленные сроки.
Сведения о доходах физических лиц за 2014 - 2015 г. г. представлены в Межрайонную ИФНС России N 3 по Саратовской области налоговым агентом своевременно в т.ч.: за 2014 г., за 2015 г.
Однако, в ходе проверки за период с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. по состоянию на 01.01.2016 Инспекцией установлено нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пунктов 1. 6 и 7 статьи 226 НК РФ, выразившееся в не перечислении налога на доходы физических лиц налоговым агентом, удержанного с выплаченной заработной платы в сумме 1509063,04 руб.
Результаты данной проверки оформлены актом выездной налоговой проверки от 28.07.2016 N 13. Указанный Акт с приложением на 5 листах 28.07.2016 вручен директору ГАУ "Черкасский лесхоз". Одновременно с Актом руководителю ГАУ "Черкасский лесхоз" Никитину А.Ю. вручено извещение от 28.07.2016 N. 07-38/04103, которым Учреждение поставлено в известность о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций, в котором ссылался на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Налоговый орган, рассмотрев возражения, пришел к выводу об их обоснованности и, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 НК РФ, снизил размер начисленных санкций в 4 раза (301812,60: 4).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также представленных возражений Инспекцией вынесено решение N 11 от 30.08.2016, которым предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 1509063,04 руб., пени в размере 141495,60 руб., а также штраф в размере 75453,15 руб.
Инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено в адрес ГАУ "Черкасский лесхоз" требование N 295 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.10.2016 со сроком исполнения до 07.11.2016.
В связи с отсутствием добровольной оплаты налога на доходы физических лиц, начисленных пеней и штрафа, налоговым органом вынесено решение N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области, в которой просил отменить решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области N 11 от 30.08.2016., N 249 от 14.11.2016.
Решениями Управления от 28.11.2016, от 12.12.2016 требования ГАУ "Черкасский лесхоз" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись решением Инспекции N 11 от 30.08.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и с решением N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании указанных решений недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изложенные в решении налогового органа выводы о наличии нарушения налогового законодательства, выразившееся в неперечислении налога на доходы физических лиц налоговым агентом соответствуют нормам налогового законодательства.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, данное нарушение подтверждается:
- - анализом счета "Расчеты с персоналом по оплате труда" за период с 01.10.2014 по 31.12.2015;
- - оборотами по счету "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" за период с 01.10.2014 по 31.12.2015;
- - ведомостями на выдачу заработной платы за период с 01.10.2014 по 31.12.2015.
Подробный расчет суммы удержанного и несвоевременно перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (задолженность) приведен в приложении N 1 к оспариваемому решению.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Расчет суммы налоговых санкций приведен на странице 4 решения Инспекции.
Нарушение установленного законом срока уплаты налога влечет в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 75 НК РФ начисление и уплату пеней.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 75 НК РФ сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Протокол расчета пени приведен в приложении N 2 к оспариваемому решению.
Наличие задолженности подтверждается показаниями директора ГАУ "Черкасский лесхоз" Никитиным А.Ю., согласно которым задолженность сложилась из-за отсутствия полного объема денежных средств на погашение налога и недофинансирования Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Из материалов дела следует, что факт не перечисления денежных средств в бюджет заявитель не оспаривает, а также не оспаривает установленную в ходе проверки налоговую базу для исчисления НДФЛ и размер исчисленного налога, размер начисленных пеней и штрафов, вместе с тем, считает оспариваемое решение подлежащим отмене.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговая база для исчисления НДФЛ за проверяемый период определена налоговым органом верно, сумма, подлежащего перечислению налога исчислена правильно. Сумма пени рассчитана в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Заявитель в апелляционной жалобе утверждает, что Решение от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" является незаконным и подлежит отмене. При этом в качестве единственного основания для отмены принятого решения ГАУ "Черкасский лесхоз" указывает на необоснованность принятого решения о привлечении к налоговой ответственности N 11 от 30.08.2016, которое явилось основанием для применения Инспекцией мер взыскания.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод на основании следующего.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В данном случае решение от 30.08.2016 N 11 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" направлено в адрес ГАУ "Черкасский лесхоз" заказной почтовой корреспонденцией получено 07.09.2016, с учетом положений пункта 9 ст. 101 НК РФ данное решение Инспекции вступило в силу 07.10.2016.
На вступившее в законную силу решение Инспекции налогоплательщик подал жалобу, которая поступила в УФНС России по Саратовской области 27.10.2016. Решением Управления от 28.11.2016 N 15-12/020372 требования ГАУ "Черкасский лесхоз" оставлены без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес Учреждения направлено требование N 295 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 17.10.2016, со сроком исполнения до 07.11.2016. Указанное Требование 18.10.2016 направлено в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи и получено Заявителем в этот же день.
В срок, указанный в Требовании, ГАУ "Черкасский лесхоз" задолженность не погасило.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и на электронные денежные средства.
В соответствии со ст. 46 НК РФ Инспекцией вынесено Решение от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)", которое в адрес Учреждения направлено заказной почтовой корреспонденцией.
Таким образом, осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа (предусмотренные ст. ст. 46, 47, 69, 70, 76 НК РФ), принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений и являют собой механизм их реализации.
Исходя из разъяснений Пленума ВАС России, изложенных в п. 63 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ненормативные правовые акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа и принимаемые во исполнение решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, могут быть обжалованы только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия.
Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия.
Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности исчисления платежей.
В связи с отсутствием оснований для признания решения N 11 от 30.08.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и необоснованным, требования Заявителя в части признания решения N 249 от 14.11.2016 не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований заявителя.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-3426/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 12АП-7183/2017 ПО ДЕЛУ N А57-3426/2017
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А57-3426/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-3426/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз" (412954, Саратовская область, Вольский район, с. Черкасское, ул. Степана Разина, д. 1, ОГРН 1026401676432, ИНН 6408000738),
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (412900, Саратовская область, г. Вольск, ул. Саратовская, д. 69, ОГРН 1046404105142, ИНН 6441013389), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860)
о признании недействительным ненормативного акта,
- при участии в судебном заседании: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области - Свотина О.Н., действующая на основании доверенности от 16.11.2016 N 02-27/39, выданной сроком на три года;
- Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Свотина О.Н., действующая н основании доверенности от 13.04.2016 N 05-17/18, выданной на срок три года.
В судебное заседание не явились представители:
Государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз" (отчет об отслеживании отправления с сайта почты России почтовым идентификатором N 713871)
установил:
Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз" (далее - Учреждение, Заявитель, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган, МИФНС N 3 по Саратовской области) от 30.08.2016 N 11 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - Решение), от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбор, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года в удовлетворении требований Учреждения отказано в полном объеме.
Государственное автономное учреждение "Черкасский лесхоз", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель считает, что при разрешении дела по существу, Арбитражным судом Саратовской области не было учтено то, что налоговый орган не привел мотивированный расчет не перечисленного НДФЛ со ссылкой на соответствующие документы. Заявитель также отмечает, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом, что также не принято во внимание судом первой инстанции.
Кроме того, Заявитель полагает, что поскольку решение Инспекции N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств принято во исполнение решения N 11 от 30.08.2016 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", оно также является незаконным и подлежит отмене.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области основании статьи 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ГАУ "Черкасский лесхоз" по вопросам полноты исчисления и перечисления в бюджет налоговым агентом налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2014 по 31.12.2015.
В ходе выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Саратовской области установлено, что на основании п. 1 ст. 24 НК РФ ГАУ "Черкасский лесхоз" является налоговым агентом, которое обязано в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является агент, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
В проверяемом периоде ГАУ "Черкасский лесхоз" должно было исчислять, удерживать и перечислять налог на доходы физических лиц по налоговым ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, в т.ч. с доходов налогоплательщиков в виде заработной платы по ставке 13%.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ определен порядок уплаты налога налоговым агентом в установленные сроки.
Сведения о доходах физических лиц за 2014 - 2015 г. г. представлены в Межрайонную ИФНС России N 3 по Саратовской области налоговым агентом своевременно в т.ч.: за 2014 г., за 2015 г.
Однако, в ходе проверки за период с 01.10.2014 г. по 31.12.2015 г. по состоянию на 01.01.2016 Инспекцией установлено нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пунктов 1. 6 и 7 статьи 226 НК РФ, выразившееся в не перечислении налога на доходы физических лиц налоговым агентом, удержанного с выплаченной заработной платы в сумме 1509063,04 руб.
Результаты данной проверки оформлены актом выездной налоговой проверки от 28.07.2016 N 13. Указанный Акт с приложением на 5 листах 28.07.2016 вручен директору ГАУ "Черкасский лесхоз". Одновременно с Актом руководителю ГАУ "Черкасский лесхоз" Никитину А.Ю. вручено извещение от 28.07.2016 N. 07-38/04103, которым Учреждение поставлено в известность о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Налогоплательщик представил ходатайство о снижении штрафных санкций, в котором ссылался на тяжелое финансовое положение организации, социально-значимый характер деятельности, финансирование за счет средств федерального бюджета. Налоговый орган, рассмотрев возражения, пришел к выводу об их обоснованности и, руководствуясь пунктом 1 статьи 112 НК РФ, снизил размер начисленных санкций в 4 раза (301812,60: 4).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также представленных возражений Инспекцией вынесено решение N 11 от 30.08.2016, которым предложено уплатить недоимку по НДФЛ в размере 1509063,04 руб., пени в размере 141495,60 руб., а также штраф в размере 75453,15 руб.
Инспекцией в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено в адрес ГАУ "Черкасский лесхоз" требование N 295 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17.10.2016 со сроком исполнения до 07.11.2016.
В связи с отсутствием добровольной оплаты налога на доходы физических лиц, начисленных пеней и штрафа, налоговым органом вынесено решение N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области, в которой просил отменить решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Саратовской области N 11 от 30.08.2016., N 249 от 14.11.2016.
Решениями Управления от 28.11.2016, от 12.12.2016 требования ГАУ "Черкасский лесхоз" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись решением Инспекции N 11 от 30.08.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и с решением N 249 от 14.11.2016 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании указанных решений недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изложенные в решении налогового органа выводы о наличии нарушения налогового законодательства, выразившееся в неперечислении налога на доходы физических лиц налоговым агентом соответствуют нормам налогового законодательства.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, данное нарушение подтверждается:
- - анализом счета "Расчеты с персоналом по оплате труда" за период с 01.10.2014 по 31.12.2015;
- - оборотами по счету "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" за период с 01.10.2014 по 31.12.2015;
- - ведомостями на выдачу заработной платы за период с 01.10.2014 по 31.12.2015.
Подробный расчет суммы удержанного и несвоевременно перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (задолженность) приведен в приложении N 1 к оспариваемому решению.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Расчет суммы налоговых санкций приведен на странице 4 решения Инспекции.
Нарушение установленного законом срока уплаты налога влечет в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 75 НК РФ начисление и уплату пеней.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 75 НК РФ сумма пени уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Протокол расчета пени приведен в приложении N 2 к оспариваемому решению.
Наличие задолженности подтверждается показаниями директора ГАУ "Черкасский лесхоз" Никитиным А.Ю., согласно которым задолженность сложилась из-за отсутствия полного объема денежных средств на погашение налога и недофинансирования Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Из материалов дела следует, что факт не перечисления денежных средств в бюджет заявитель не оспаривает, а также не оспаривает установленную в ходе проверки налоговую базу для исчисления НДФЛ и размер исчисленного налога, размер начисленных пеней и штрафов, вместе с тем, считает оспариваемое решение подлежащим отмене.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговая база для исчисления НДФЛ за проверяемый период определена налоговым органом верно, сумма, подлежащего перечислению налога исчислена правильно. Сумма пени рассчитана в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Заявитель в апелляционной жалобе утверждает, что Решение от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" является незаконным и подлежит отмене. При этом в качестве единственного основания для отмены принятого решения ГАУ "Черкасский лесхоз" указывает на необоснованность принятого решения о привлечении к налоговой ответственности N 11 от 30.08.2016, которое явилось основанием для применения Инспекцией мер взыскания.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод на основании следующего.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Согласно п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В данном случае решение от 30.08.2016 N 11 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" направлено в адрес ГАУ "Черкасский лесхоз" заказной почтовой корреспонденцией получено 07.09.2016, с учетом положений пункта 9 ст. 101 НК РФ данное решение Инспекции вступило в силу 07.10.2016.
На вступившее в законную силу решение Инспекции налогоплательщик подал жалобу, которая поступила в УФНС России по Саратовской области 27.10.2016. Решением Управления от 28.11.2016 N 15-12/020372 требования ГАУ "Черкасский лесхоз" оставлены без удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес Учреждения направлено требование N 295 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 17.10.2016, со сроком исполнения до 07.11.2016. Указанное Требование 18.10.2016 направлено в адрес Учреждения по телекоммуникационным каналам связи и получено Заявителем в этот же день.
В срок, указанный в Требовании, ГАУ "Черкасский лесхоз" задолженность не погасило.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и на электронные денежные средства.
В соответствии со ст. 46 НК РФ Инспекцией вынесено Решение от 14.11.2016 N 249 "О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)", которое в адрес Учреждения направлено заказной почтовой корреспонденцией.
Таким образом, осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа (предусмотренные ст. ст. 46, 47, 69, 70, 76 НК РФ), принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений и являют собой механизм их реализации.
Исходя из разъяснений Пленума ВАС России, изложенных в п. 63 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", ненормативные правовые акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа и принимаемые во исполнение решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, могут быть обжалованы только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия.
Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия.
Оспаривание ненормативных актов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафа возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности исчисления платежей.
В связи с отсутствием оснований для признания решения N 11 от 30.08.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным и необоснованным, требования Заявителя в части признания решения N 249 от 14.11.2016 не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований заявителя.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной правовой оценки, поскольку суд первой инстанции полностью и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-3426/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)