Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 N 10АП-12114/2017 ПО ДЕЛУ N А41-36343/17

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А41-36343/17


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от АО "Интер РАО-Электрогенерация" - Купцовой М.Г. (представителя по доверенности от 17.04.2017),
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области - Орловой С.В. (представителя по доверенности от 09.01.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Интер РАО-Электрогенерация" на решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2017, по делу N А41-36343/17, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению АО "Интер РАО-Электрогенерация" к Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области о признании частично недействительными решений,

установил:

АО "Интер РАО-Электрогенерация" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства порядке ст. 49 АПК РФ, с учетом определения суда от 02.05.2017 по делу N А41-6808/17 о выделении требований в отдельное производство, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области о признании решения от 19.05.2016 N 2070 недействительным в части: размера недоимки, указанного в столбце 6 ("недоимка, рублей") табличной части пункта 3.1.2 решения (согласно которому обществу доначисляется недоимка в размере 1 506 973 руб.) и признать недоимку в размере 84 799 руб.; размера пени, указанного в столбце 7 ("пени, рублей"), табличной части пункта 3.1.2 решения (согласно которому обществу начислены пени в размере 102 519 руб. 09 коп.) и установить пени в размере 5 771 руб. 66 коп.; решения от 26.08.2016 N 2492 недействительным в части: размера доначисленного налога, указанного в столбце 6 ("доначислить налог, рублей") табличной части пункта 3.1.1 решения (согласно которому обществу доначисляется налог в размере 1 396 730 руб.) и установить доначисляемый налог в размере 79 856 руб.; в части размера пени, указанного в столбце 7 ("пени, рублей") табличной части пункта 3.1.1 решения (согласно которому обществу надлежит произвести оплату пени в размере 74 620 руб. 30 коп.) и установить пени в размере 4 266 руб. 31 коп.; размера штрафа, указанного в столбце 4 табличной части пункта 3.1.2 решения (согласно которому обществу надлежит произвести оплату штрафа в размере 279 346 руб.) и установить штраф в размере 15 971 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.06.2017, по делу N А41-36343/17 в удовлетворении заявленных требований АО "Интер РАО-Электрогенерация" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, АО "Интер РАО-Электрогенерация" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель АО "Интер РАО-Электрогенерация" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил изменить решение суда первой инстанции.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области проведены камеральные налоговые проверки уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за третий квартал 2015 г. и налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2015 г., по результатам которых составлены акты камеральной налоговой проверки N 2043 от 25.03.2016 и N 2441 от 06.07.2016 соответственно.
Рассмотрев указанные акты, возражения заявителя и материалы проверки, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области принял решение N 2070 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19.05.2016, в соответствии с которым заявителю доначислен налог на имущество организаций в размере 1 506 973 руб., пени в сумме 102 519 руб. 09 коп. и решение N 2492 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.08.2016, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на имущество организаций в размере 279 346 руб., также заявителю доначислен налог в размере 1 396 730 руб. и пени в сумме 74 620 руб. 30 коп.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в порядке ст. 101.2 НК РФ с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решениями УФНС России по Московской области от 07.11.2016 N 07-12/79345 и от 30.11.2016 N 07-12/89457 решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Московской области от 19.05.2016 N 2070 и от 26.08.2016 N 2492 оставлены без изменения, а апелляционные жалобы АО "Интер РАО-Электрогенерация" - без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из оспариваемых решений, основанием для доначисления налога на имущество организаций послужил вывод налогового органа об отсутствии у заявителя права на применение пониженных ставок налога, предусмотренных п. 3 ст. 380 НК РФ.
АО "Интер РАО-Электрогенерация" по филиалу "Каширская ГРЭС" является плательщиком налога на имущество организаций в порядке ст. 373 НК РФ.
Основным видом деятельности общества, согласно ОКВЭД 40.10.1, является производство электроэнергии.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В налоговом расчете и декларации налогоплательщиком заявлена льгота по налогу на имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ в виде применения пониженной налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2013) налогоплательщикам было предоставлено право на освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2013 право на освобождение от налогообложения не распространяется на линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
В отношении данного имущества пунктом 3 статьи 380 НК РФ установлены предельные значения налоговых ставок, которые являются пониженными по сравнению со ставками на иное имущество.
В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. Учитывая положения статей 380 и 381 НК РФ, обстоятельством подлежащим доказыванию в рассматриваемом деле, является принадлежность спорного имущества к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их необъемлемой технологической частью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень N 504).
В указанном Перечне приведены наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, сформирован с использованием данных Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ).
Как следует из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
В соответствии с Перечнем N 504 льготированию подлежат как объекты, коды которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне N 504, то в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня.
Вместе с тем следует учитывать, что Перечень N 504 является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, льготы, установленные пунктом 11 статьи 381 и пунктом 3 статьи 380 НК РФ, предоставляются исключительно по объектам основных средств, наименование и коды по ОКОФ которых содержатся в Перечне N 504.
Так как в законодательстве о налогах и сборах отсутствует понятие определений: "линии энергопередачи", "линии электропередачи", "тепловые сети", исходя из пункта 1 статьи 11 НК РФ, следует руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Положения § 6 "Энергоснабжение" ГК РФ подлежат применению к отношениям в рамках договора снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (пункт 4 статьи 539, пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
Исходя из положений ГОСТа 24291-90 электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы.
Согласно ГОСТу 21027-75, энергосистема - совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом. То есть функциональным назначением имущества, указанного в данном Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии, производимой на электростанциях, потребителям.
В соответствии с положениями ГОСТа 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения" электростанция - это энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла. Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их электрических линий, размещенных на территории района, населенного пункта, потребителя электрической энергии.
Согласно положениям ГОСТа 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" электростанция - это энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование. Электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии. Кроме того, в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 2.5.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 N 187 (далее - ПУЭ) ОРУ - место выхода провода из зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону Воздушной линии электропередачи (ВЛ), которое принимается за начало и конец ВЛ (ВЛЗ). Воздушная линия электропередачи - это устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах).
За начало и конец воздушной линии электропередачи принимаются линейные порталы или линейные вводы распределительных устройств.
Согласно пункту 2.3.2 ПУЭ кабельная линия - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.
Как следует из пункта 34 ГОСТа 19431-84, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Согласно ГОСТу 24291-90 линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В силу пункта 3.6 СП 124.13330.2012 (Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003), утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 280, магистральные тепловые сети - тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах.
Таким образом, нормами отраслевого законодательства определены границы имущества, относящегося к линиям электропередачи, совпадающие с точками разграничения балансовой принадлежности, а также границы магистральных тепловых сетей.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, представитель налогового органа пояснил, что в рамках камеральной налоговой проверки инспекцией, в порядке статьи 95 НК РФ, вынесено постановление N 07-16/2372 от 11.08.2015 о назначении технической экспертизы объектов основных средств АО "Интер РАО-Электрогенерация" - филиал "Каширская ГРЭС" с целью разъяснения вопросов, требующих специальных познаний.
Проведение технической экспертизы поручено экспертам Центра независимых судебных экспертов Российского экологического фонда "ТЕХЭКО" Спасибо В.И. и Шелихову В.И.
На основании указанного постановления экспертами Центра независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда "ТЕХЭКО" проведена экспертиза и составлено заключение N /7099/1/Ц от 28.08.2015. Заключение экспертной организации N /7099/1/Ц от 28.08.2015 содержит полные ответы на поставленные вопросы и не имеет неясностей и противоречий.
Экспертное заключение соответствует положению пункта 8 статьи 95 НК РФ.
Экспертам для проведения экспертизы по всему перечню спорного имущества направлена вся техническая документация, представленная АО "Интер РАО-Электрогенерация" (инвентарные карточки N ОС-6, технические паспорта на объекты основных средств).
Выводы экспертов подтверждены ссылками на техническую документацию, в экспертном заключении также подробно изложена характеристика объектов экспертизы.
По результатам исследований экспертами установлено, что спорные объекты АО "Интер РАО-Электрогенерация" не входят в состав сетей электрических и сетей тепловых магистральных, а входят в состав имущества, функциональным назначением которого является участие в технологических процессах производства электрической и тепловой энергии заданного количества и качества с целью последующей передачи потребителям посредством сетей электрических и сетей тепловых магистральных. Исследуемое имущество находится в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловой электростанции - АО "Интер РАО-Электрогенерация" филиал "Каширская ГРЭС", установленных ПУЭ и соответствующими актами разграничения и не может относиться к линиям электропередачи, а также к сетям тепловым магистральным и не может являться их неотъемлемой технологической частью.
Таким образом, заключение экспертов N /7099/1/Ц от 28.08.2015 является надлежащим доказательством по делу, которое содержит выводы, сделанные на основе исследования всех поставленных вопросов, содержит ссылки на техническую документацию и на нормативные правовые акты, дающие полные определения и устанавливающие характеристики спорных объектов.
В опровержение доводов, изложенных в оспариваемых решениях налогового органа о неотносимости спорных объектов основных средств налогоплательщика к линиям энергопередачи, заявитель ссылается на заключение Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина, представленное в Арбитражный суд Московской области.
В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательства. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что оценка представленному заключению эксперта (его относимость и допустимость) дается арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, при этом суд оценивает заключение эксперта как одно из доказательств по делу, наряду с другими доказательствами, представленными сторонами в обоснование своих доводов, в их совокупности.
Судом первой инстанции признаны необоснованными выводы, содержащиеся в заключении Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина.
Следовательно налогоплательщиком не опровергнуты выводы налогового органа о том, что спорные объекты основных средств Общества являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до границ балансовой принадлежности с сетевыми организациями и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
Апелляционный суд поддерживает указанную позицию суда первой инстанции.
Арбитражным судом Московской области также установлено, что линии электропередачи воздушные в состав имущества, заявленного налогоплательщиком к льготированию, не включены.
Доказательств наличия у заявителя на балансе таких линий не представлено.
Доказательств, принадлежности остального электрооборудования к линиям электропередачи, с учетом границ, установленных пунктом 2.5.2 ПУЭ, заявителем не представлено. В перечне имущества, приведенном в заявлении, поданном в суд, сети тепловые магистральные также не значатся.
Доказательств наличия у заявителя на балансе таких сетей также не представлено. Доказательства принадлежности, заявленного налогоплательщиком к льготированию теплофикационного оборудования, к магистральным тепловым сетям с учетом границ, установленных в пункте 3.6 СП 124.13330.2012 (Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003), утвержденного Приказом Минрегионразвития России от 30.06.2012 N 280, суду также не представлены.
Исходя из полученного в ходе проверки экспертного заключения налоговый орган пришел к правомерному выводу о том, что объекты основных средств АО "Интер РАО-Электрогенерация", перечисленные в перечне льготируемого имущества, к имуществу по смыслу Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденного Постановлением N 504, не относятся, что исключает возможность применения налогоплательщиком налоговых льгот, установленных пунктом 11 статьи 381 и пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Письма Минфина России (от 26.10.2015 N 03-05-04-01/61356, от 08.10.2015 N 01-02-03/03-57452, от 22.11.2007 N 03-05-05-01/49) и Минэкономразвития России (от 10.10.2007 N 15355-КА/Д07), представленные заявителем в суд первой инстанции, не подтверждают правомерность применения льготы к спорным объектам заявителя.
Исходя из содержания данных писем, допускается возможность применения льготы генерирующими компаниями лишь в том случае, если на балансе предприятия действительно находится имущество, указанное в Перечне N 504. Вместе с тем налогоплательщик не представил суду доказательств того, что спорные объекты входят в состав линий электропередач и сооружений, которые являются их неотъемлемой частью.
Материалы дела свидетельствуют об обратном, а именно: о том, указанные налогоплательщиком объекты являются неотъемлемой частью его генерирующего оборудования, использование которого в предпринимательской деятельности невозможно без анализируемых объектов.
Налоговый орган считает, что применение пониженной налоговой ставки к заявленному обществом имуществу не обосновано в связи с его отсутствием в Перечне N 504.
Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций является закрытым (исчерпывающим) и не подлежит расширительному толкованию.
Налоговому органу подлежало установить, являются ли объекты основных средств заявителя именно теми объектами, которые поименованы в названном Перечне.
В целях исключения правовой неопределенности при определении относимости того или иного объекта к данному Перечню, законодателем предусмотрены следующие способы идентификации объектов:
Во-первых, имущество, и сооружения, являющиеся его неотъемлемой технологической частью (составляющей), классифицируется по категориям, указанным в 5 разделах Перечня, исходя из видов его использования.
Так имущество структурировано на 5 разделов: 1) относящееся к железнодорожным путям общего пользования; 2) относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования; 3) относящееся к магистральным газопроводам; 4) относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам; 5) относящееся к линиям энергопередачи.
Такой классификацией исключается возможность льготирования имущества, которое не может относиться к указанным объектам. Столбец "ПРИМЕЧАНИЕ" для объектов, поименованных в названиях раздела перечня использует понятие - "БАЗОВЫЙ ОБЪЕКТ" Сооружения, не являющиеся базовым объектом, но поименованные в Перечне N 504 и являющиеся технологической частью, должны входить в состав имущества, поименованного в названии раздела Перечня (относящегося к соответствующей категории), то есть входить в состав БАЗОВОГО ОБЪЕКТА.
Во-вторых, в целях льготирования в Перечне приводится не любое, произвольно взятое имущество и технологически неотъемлемые сооружения, относящееся к пяти категориям, указанным в Перечне, а только то, что поименовано в столбце "ПРИМЕЧАНИЕ" данного нормативно-правового акта.
Так, в части имущества и технологически неотъемлемых сооружений, относящихся к линиям энергопередачи, подлежат льготному налогообложению следующие виды основных средств: 1.) линия электропередачи воздушная 2.) сооружения электроэнергетики 3.) системы связи оптоволоконные 4.) сеть тепловая магистральная 5.) здания электрических и тепловых сетей 6.) конденсаторы связи, отбора мощности для делителей напряжения, подставки 7.) приборы для импульсных измерений 8.) сооружения - металлические конструкции 9.) эстакады материалопроводов 10.) коллекторы для укладки труб разного назначения 11.) оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей) 12.) трансформаторы электрические силовые мощные 13.) подстанции трансформаторные комплектные 14.) аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители) 15.) устройства распределительные комплектные высокого напряжения 16.) устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели) 17.) устройства комплектные для распределения электрической энергии станций и подстанций постоянного тока (устройства, панели, щиты, шкафы) 18.) средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов 19.) устройства комплектные низковольтные управления, измерения, сигнализации, автоматики и защиты главных щитов (пунктов) управления подстанций 20.) комплексы программно-технические для автоматизации управления технологическими процессами производства 21.) установки конденсаторные комплектные 22.) конденсаторы и установки конденсаторные комплектные силовые (кроме малогабаритных) прочие 23.) компенсаторы реактивной мощности вращающиеся, синхронные 24.) электролизеры 25.) оборудование компрессорное и вакуумное, кроме передвижных и специальных компрессоров 26.) устройства защиты линий связи 27.) аппаратура электрическая низковольтная (до 1000 В) (выключатели, контакторы, рубильники, реле управления и защиты, пускатели, коммутаторы, усилители магнитные, дроссели управления, панели распределительные, щитки осветительные, устройства катодной защиты) 28.) аппаратура связи по линиям электропередачи.
То есть, вышепоименованные наименования не охватывают всех составных частей линий энергопередач (электрических и тепловых сетей).
Поэтому никакое имущество, даже входящее в состав линии энергопередачи, либо являющееся технологической частью энергопередачи кроме вышепоименованных 28 видов объектов основных средств, с учетом столбца "ПРИМЕЧАНИЕ" не может освобождаться от налогообложения налогом на имущество.
В целях избежания ошибок при решении вопроса об идентификации БАЗОВОГО ОБЪЕКТА основных фондов, поименованного в названии раздела Перечня N 504 (в рассматриваемом случае это линия энергопередачи (линия электропередачи, либо сеть тепловая магистральная) или объекта, который входит в состав (является технологической частью) базового объекта, наименования, а также технические, физические или функциональные свойства которых могут совпадать с теми, что не относятся к базовому объекту, одновременно со столбцами "НАИМЕНОВАНИЕ" и "ПРИМЕЧАНИЕ", используется Код ОКОФ (Столбец N 1 Перечня N 504). Для более детальной идентификации объекта льготирования и (или) исключения однородно определяемых в соответствии с Классификатором и подпадающих под описание, указанное в столбце "НАИМЕНОВАНИЕ", объектов используется столбец "ПРИМЕЧАНИЕ", но только после того, как определен базовый объект или составная часть такого базового объекта (сопоставлен по наименованию и коду ОКОФ со столбцами 1 и 2 Перечня).
Следовательно, только то имущество, которое указано в столбце "ПРИМЕЧАНИЕ", идентифицируемое согласно ОКОФ по наименованию и соответствующему коду, может освобождаться от налогообложения (облагаться по льготным ставкам), но только в том случае, если оно является составной частью базового объекта (линий электропередачи или магистральных тепловых сетей).
Так, например, как пояснил представитель налогового органа в судебном заседании в суде первой инстанции в отношении объектов именуемых в столбце "НАИМЕНОВАНИЕ" - "сооружения электроэнергетики - код 12 4521010" льготированию подлежат не любые сооружения электроэнергетики, (являющиеся линией энергопередачи, либо ее частью), но только следующие объекты: кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура.
Вместе с тем, код ОКОФ 12 4521010 - обозначает подкласс имущества, в который входят: 4 вида имущества - льготируемые по перечню и не льготируемые (например: линия электропередачи воздушная (льготируемый объект) и установка парогазовая (не льготируемый).
Таким образом, льгота может быть применена только к оборудованию: кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура. То есть сама линия электропередачи до 500 кВ и ряд (но не все) ее составных частей.
Кроме того, Перечень N 504 составляется таким образом, чтобы налогоплательщик был вправе выбирать - льготировать объект целиком или только определенную Перечнем составную часть.
Так, например, в разделе 5 Перечня N 504 "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью", подлежат льготе "ошиновка трансформаторов, гибкие связи и шинопроводы до распределительного устройства, релейная защита, грозозащита, заземление, контрольные кабели в пределах установки до общестанционного пункта управления и в него, силовые кабели к вентиляторам, пути перекатки трансформаторов, не имеющие стрелочного примыкания к железнодорожным путям". Указанные объекты классифицируются в соответствии с ОКОФ как "Трансформаторы электрические силовые мощные - код 14 3115010". Ошиновка трансформатора является составной частью трансформатора силового, однако трансформатор сам по себе не может выступать объектом льготирования, так как отдельно не поименован в перечне N 504.
Вместе с тем, такой трансформатор является составной частью "подстанции трансформаторной комплектной или блочной - код 14 3115020" (в соответствии с пунктом 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242, трансформаторная подстанция - это электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений) и составляет стоимость такого объекта. Указанный объект подлежит льготированию целиком, согласно Перечню N 504.
Кроме того, согласно Перечню N 504 могут льготироваться только индивидуально определенные объекты, то есть идентифицируемые по коду ОКОФ, наименованию и примечанию. Указанное устанавливается в целях исключения возможности применения льготы к объектам, которым такая льгота, по мнению законодателя, применяться не должна.
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения.
Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечню N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, при разрешении вопроса относительно налоговой льготы или пониженной налоговой ставки, подлежат установлению (входят в предмет доказывания) одновременно следующие обстоятельства: 1) поименован (или соответствует) ли в столбце "ПРИМЕЧАНИЕ" Перечня N 504 заявленный к льготе объект; 2) может ли быть классифицирован такой объект в соответствии с наименованием и кодом ОКОФ, как они поименованы в столбцах "НАИМЕНОВАНИЕ" и "Код" в Перечне N 504, а также в Общероссийском классификаторе основных фондов; 3) является ли такой объект базовым или составной частью того базового объекта (согласно наименованию), который указан в одном из пяти Разделов Перечня N 504.
При этом Раздел 5 Перечня N 504 не содержит в себе объекты, технологически присоединенные к линиям электропередачи (воздушные и кабельные линии электропередачи) или тепловым магистральным сетям, либо иным образом совокупно участвующие в процессе передачи тепловой или электрической энергии.
Объекты, подпадающие под льготу согласно Разделу 5 Перечня N 504, должны располагаться в пределах границ объектов, определяемых в соответствии с отраслевым законодательством как линии электропередачи или сети тепловые магистральные, являющиеся сооружениями электроэнергетики.
Указанные границы льготируемых по Разделу 5 Перечня базовых объектов определяются в соответствии со следующими положениями законодательства.
В рассматриваемой ситуации были проанализированы 76 объектов и установлено, что 50 объектов не поименованы в Перечне N 504 ни согласно ОКОФ, ни согласно столбцам "ПРИМЕЧАНИЕ" и "НАИМЕНОВАНИЕ" Перечня в принципе (Объекты под номерами: 3 - 7, 24, 25, 28 - 31, 34 - 45, 49, 50, 52 - 76). 7 объектов под номерами 1, 2, 23, 26, 46 - 48 содержат код ОКОФ согласно Перечню N 504, но отсутствуют по наименованию в столбцах "ПРИМЕЧАНИЕ" и "НАИМЕНОВАНИЕ" Перечня. 7 объектов под номерами: 18 - 22, 27, 32 не соответствуют кодам ОКОФ Перечня. 6 объектов с наименованиями и ОКОФ под порядковыми номерами: 8, 9, 15 - 17, 33 присутствуют в перечне по "коду ОКОФ", однако относятся к другим разделам Перечня, то есть не фигурируют в разделе N 5 Перечня - "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью".
Вместе с тем, Налогоплательщик не располагает имуществом, относящимся к другим разделам Перечня, что не оспаривается. В отношении объектов с порядковыми номерами 10 - 14, 51 (6 из 76) налоговым органом установлено следующее: - По объектам 10 - 14 (Кабельные каналы и тоннели).
Согласно строке 11 раздела 5 Перечня N 504 по коду 12 0001140 "Коллекторы для укладки труб разного назначения" льготируется следующее имущество: "сооружения для прокладки линий энергопередачи (кабельных, тепловых сетей)". Согласно пункту 2.3.2 ПУЭ кабельная линия - линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.
Как следует из пункта 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи - электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние. Объекты под номерами 8, 9, отнесенные налогоплательщиком к Кабельным линиям (базовые объекты) располагаются до трансформаторов, и, соответственно не могут относиться к линиям электропередачи.
При этом код ОКОФ 12 4527341 таких объектов, как было указано выше, не соответствует разделу N 5 Перечня N 504. Доказательств того, что объекты, заявленные налогоплательщиком по пониженной налоговой ставке, располагаются в границах линий энергопередачи, заявителем не представлено.
Доводы Общества основываются исключительно на предположении, что имущество электростанции (Каширской ГРЭС) является неотъемлемой технологической частью объектов, поименованных в Перечне N 504, поскольку участвует в едином технологическом процессе выработки, передачи и потребления электроэнергии. Между тем взаимосвязанность процессов производства и передачи электроэнергии не означает расположение таких объектов в границах базовых объектов - линий энергопередачи.
По мнению общества, поскольку процессу передачи электроэнергии предшествует процесс ее производства, то имущество, предназначенное для выработки электроэнергии является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
В то же время, как указывалось выше, Раздел 5 Перечня N 504 не содержит в себе объекты, технологически присоединенные к линиям электропередачи (воздушные и кабельные линии электропередачи) или тепловым магистральным сетям, либо иным образом совокупно участвующие в процессе передачи тепловой или электрической энергии.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 по делу N А41-23615/16, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 309-КГ16-17717 по делу N А50-13904/2015; от 11.09.2015 N 303-КГ15-10704 по делу N А51-36577/2013 и др.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Учитывая положения статьи 71 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем и налоговым органом документов считает оспариваемое решение в заявленной части законным и обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как обосновано указал суд первой инстанции, требования АО "Интер РАО-Электрогенерация" о признании частично недействительными решений налогового органа являются неправомерными, документально не подтвержденными и удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы общества не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26.06.2017 по делу N А41-36343/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)