Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 ПО ДЕЛУ N А39-7276/2016

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А39-7276/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.06.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.03.2017 по делу N А39-7276/2016, принятое судьей Насакиной С.Н. по заявлению индивидуального предпринимателя Бацунова Павла Викторовича о признании частично незаконным требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 31.08.2016 N 011S01160069604.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - Управление) на основании полученных от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия сведений о доходах индивидуального предпринимателя Бацунова Павла Викторовича за расчетный период 2015 год выявлена недоимка по страховым взносам за указанный период, в связи с чем Бацунову П.В. выставлено требование от 31.08.2016 N 011S01160069604 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 130 275 рублей 60 копеек и пени в сумме 7089 рублей 16 копеек.
Не согласившись с указанным требованием, Бацунов П.В. обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным в части предложения уплатить 129 175 рублей 60 копеек страховых взносов и 7029 рублей 30 копеек пеней.
Решением от 20.03.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Управление считает, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период, для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления деятельности за этот расчетный период. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом неправомерно применена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П.
Управление явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Индивидуальный предприниматель Бацунов Павел Викторович, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Из требования Управления усматривается, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% были рассчитаны от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, в сумме 544 417 рублей 6 копеек. Поскольку полученная сумма взносов превысила максимально возможную величину страхового взноса за 2015 год, рассчитанную из 8 МРОТ в сумме 148 886 рублей 40 копеек, то взносы были начислены, исходя из суммы 130 275 рублей 60 копеек (148 886 рублей 40 копеек - 18 160 рублей 80 копеек (взносы из 1 МРОТ)). При этом, определяя размер доходов, Управление исходило из понятия дохода, определенного главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, и не уменьшало его на сумму произведенных расходов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в том числе, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1).
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 14 Закона N 212-ФЗ).
С 01.01.2014 года законодательством предусмотрено два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов в соответствии с установленными Налогового кодекса Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в 2015 году индивидуальный предприниматель Бацунов П.В. применял общеустановленную систему налогообложения и являлся плательщиком налога на доходы физических лиц.
Учитывая постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управление необоснованно произвело расчет подлежащих уплате страховых взносов Бацуновым П.В. из суммы дохода без учета документально подтвержденных им расходов.
При этом судом установлено, что сумма подлежащих уплате за 2015 год страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию должна быть исчислена исходя из дохода в сумме 409 280 рублей (сумма дохода 55 741 760 рублей минус сумма налоговых вычетов 55 332 480 рублей) и составляет 19 703 рубля 60 копеек.
Учитывая уплату индивидуальным предпринимателем страховых взносов за 2015 год в сумме 18 610 рублей 80 копеек по платежному поручению от 16.12.2015 N 256, предложение уплатить страховые взносы в сумме 129 182 рублей 80 копеек и пени в сумме 7029 рублей 70 копеек в требовании от 31.08.2016 N 011S01160069604 является неправомерным.
С учетом изложенного оспариваемое Бацуновым П.В. требование от 31.08.2016 N 011S01160069604 в части предложения уплатить оспариваемые суммы страховых взносов и пеней правомерно признано судом незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность судебного акта, принятого судом первой инстанции.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.03.2017 по делу N А39-7276/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
А.М.ГУЩИНА
Т.А.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)