Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 05.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-17312/2016

Требование: О взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пеней.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что вынес в отношении ответчика требования об уплате налогов, в которых сообщалось о наличии у него недоимки по налогам и начисленных на сумму недоимки пеней, однако до настоящего времени спорная сумма в бюджет не поступила.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу N 33а-17312/2016


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.,
при секретаре И.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МИФНС N ... по РБ на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России N ... по РБ к ШТТ о взыскании недоимки по налогам - отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия

установила:

МИФНС РФ N ... по РБ обратилась в суд с исковым заявлением к ШТТ о взыскании недоимки по налогам.
В обоснование иска указано, что налоговым органом в отношении ответчика выставлены требования от дата N ..., от дата N... об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
Просит взыскать с ответчика недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере N ... рублей, пеня в размере N ... рублей; налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере N ... рублей, пеня в размере N ... рублей; транспортному налогу с физических лиц: налог в размере N ... рублей, пеня в размере N ... рублей.
В процессе судебного разбирательства административный истец уменьшил исковые требования и просил взыскать с ответчика недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере N ..., пеня в размере N... рублей; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пеня в размере N ... рублей; транспортному налогу с физических лиц: налог в размере N... рублей, пеня в размере N ... рублей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласилась МИФНС N ... по РБ по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены, в суд своих представителей не направили. В силу п. 1 ч. 1 ст. 150 КАС РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие этих лиц.
Административный ответчик ШТТ в заседании суда апелляционной инстанции участия не принял при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МИФНС России N... ШТТ, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 32 КАС РФ.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.
Согласно расчета транспортного налога, приложенного к исковому заявлению, ШТТ рассчитан налог на транспортные средства:... год в сумме N ... рублей; ... за N ... год в сумме N ... рублей; ... год в сумме N ... рублей; ... спорт ... год в сумме N ... рублей; ... за N... год в сумме N... рублей; всего N... рублей. За 2013 год налоговой инспекцией ШТТ также рассчитан транспортный налог на транспортные средства: ... за 2013 год в сумме N ... рублей; ... спорт N ... за 2013 год в сумме N... рублей, всего N ... рублей. А также пени в сумме N ... N ... рублей.
Согласно ст. 346.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Судом установлено, что административный ответчик является главой КФХ и оплачивает налог по системе ЕСН, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
Административным ответчиком предоставлена копия заявления с входящим штампом административного истца от дата о предоставлении льгот по транспортному, имущественному и земельному налогам, к которому он также приложил соответствующие справки.
Согласно имеющейся в деле справке АСП Тятер-Араслановский сельсовет МР адрес РБ, транспортные средства, указанные в расчете задолженности по транспортному налогу, используются на сельскохозяйственных работах.
Согласно справке АСП Тятер-Араслановский сельсовет МР адрес РБ объекты недвижимости с кадастровыми номерами N..., N... используются административным ответчиком в сельскохозяйственных целях.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, указанные в расчете задолженности по транспортному налогу, используются на сельскохозяйственных работах, что какого либо расчета земельного налога, а также налога на имущество физических лиц административным истцом не предоставлено, в связи с чем пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что исчисляется налог на имущество физических лиц только налоговыми органами (п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 408 НК РФ), с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52 НК РФ, п. 2 ст. 409 НК РФ).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52 НК РФ).
Для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению объектах недвижимого имущества и об их владельцах. Соответственно, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Вместе с тем, налоговый орган не выполнил свои обязанности по уведомлению налогоплательщика, путем направления ему налогового уведомления, а также направления ему требования об уплате пени, предусмотренные действующим налоговым законодательством, т.е. доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке.
В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).
Наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, ответчиком (если он посчитает это нужным) и при необходимости истребованных судом по своей инициативе (ч. 2 ст. 135, ч. ч. 4, 5 ст. 289 КАС РФ).
Суд первой инстанции, распределяя бремя доказывания по настоящему делу, в определении о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству указал на необходимость представления административным истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию административным истцом не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы на законность решения Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата не влияют и не являются основанием к его отмене или изменению.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
С учетом изложенного, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС N ... по РБ - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН

Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)