Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с применением налогоплательщиком рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (248007, г. Калуга, ул. Вишневского, д. 1, ОГРН 1024001188969, ИНН 4027022792) Карпутиной О.В. - представителя (дов. от 14.04.2016 б/н, пост.)
от инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (248000, г. Калуга, Воскресенский пер., д. 28, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228) Федотовой Н.Г. - представителя (дов. от 11.01.2016 N 04-30/68, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-6057/2015,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (далее - учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.07.2015 N 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной 23.01.2015 учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 13.05.2015 N 17219 и 03.07.2015 принято решение N 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в размере 7 093 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2 115 099 руб. и пени за его неуплату - 28 084 руб. 71 коп.
Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о занижении учреждением налоговой базы при исчислении земельного налога в связи с применением рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой, к периоду, предшествующему вступлению судебного акта в законную силу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 01.10.2015 N 63-10/09036 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 387 - 391, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей после внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу, что правовых оснований для исчисления земельного налога с 01.01.2014 исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной вступившим в законную силу решением суда по делу N А23-3021/2014, не имелось. При этом установленная решением суда рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Между тем выводы судов являются ошибочными.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление ВС РФ N 28) действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014, вступившим в законную силу 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014 определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 28 Постановления ВС РФ N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку учреждение 06.06.2014 обратилось в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело N А23-3021/2014) и на момент вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014 заявление учреждения рассмотрено не было, то, установленная решением суда от 20.11.2014 в размере рыночной кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год с 01.01.2014.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что при рассмотрении спора суды оценки фактическим обстоятельствам дела, связанным с проверкой соответствия произведенного налогоплательщиком расчета земельного налога (с учетом действующих на спорный налоговый период ставок и льгот) требованиям законодательства о налогах и сборах, не дали, а суд кассационной инстанции таким полномочиями не наделен, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу N А23-6057/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2016 N Ф10-2296/2016 ПО ДЕЛУ N А23-6057/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с применением налогоплательщиком рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. N Ф10-2296/2016
Дело N А23-6057/2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (248007, г. Калуга, ул. Вишневского, д. 1, ОГРН 1024001188969, ИНН 4027022792) Карпутиной О.В. - представителя (дов. от 14.04.2016 б/н, пост.)
от инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (248000, г. Калуга, Воскресенский пер., д. 28, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228) Федотовой Н.Г. - представителя (дов. от 11.01.2016 N 04-30/68, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-6057/2015,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (далее - учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.07.2015 N 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной 23.01.2015 учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 13.05.2015 N 17219 и 03.07.2015 принято решение N 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в размере 7 093 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2 115 099 руб. и пени за его неуплату - 28 084 руб. 71 коп.
Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о занижении учреждением налоговой базы при исчислении земельного налога в связи с применением рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой, к периоду, предшествующему вступлению судебного акта в законную силу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 01.10.2015 N 63-10/09036 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 387 - 391, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей после внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу, что правовых оснований для исчисления земельного налога с 01.01.2014 исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной вступившим в законную силу решением суда по делу N А23-3021/2014, не имелось. При этом установленная решением суда рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Между тем выводы судов являются ошибочными.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление ВС РФ N 28) действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014, вступившим в законную силу 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014 определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 28 Постановления ВС РФ N 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку учреждение 06.06.2014 обратилось в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело N А23-3021/2014) и на момент вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ от 21.07.2014 заявление учреждения рассмотрено не было, то, установленная решением суда от 20.11.2014 в размере рыночной кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год с 01.01.2014.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что при рассмотрении спора суды оценки фактическим обстоятельствам дела, связанным с проверкой соответствия произведенного налогоплательщиком расчета земельного налога (с учетом действующих на спорный налоговый период ставок и льгот) требованиям законодательства о налогах и сборах, не дали, а суд кассационной инстанции таким полномочиями не наделен, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу N А23-6057/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)