Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2016 N 09АП-56352/2015 ПО ДЕЛУ N А40-175182/14

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N 09АП-56352/2015

Дело N А40-175182/14

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Кольцовой Н.Н.,
судей: Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жильцовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2015 по делу N А40-175182/14 принятое судьей Стародуб П.А. (шифр судьи: 116-572)
по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" (ОГРН 1028301647593, 163061, Архангельская область, Архангельск, ул. Поморская, д. 2/68, 5 этаж)
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (129223, Москва. Проспект Мира, д. 119, стр. 194)
о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: Томаров В.В. по доверенности от 23.01.2015
- от заинтересованного лица: Говорин В.Н. по доверенности от 22.04.2015;

- установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Компания Полярное Сияние" с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29 мая 2014 года N 52-16-15/2652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 1 и 3 резолютивной части решения.
Решением суда от 19.10.2015 признаны недействительными, не соответствующими подпункту 12 пункта 1 статьи 342 Налогового Кодекса Российской Федерации пункты 1 и 3 резолютивной части решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29 мая 2014 года N 52-16-15/2652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в отношении ООО "Компания Полярное Сияние". При этом суд исходил из того, что пункты 1 и 3 резолютивной части решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29 мая 2014 года N 52-16-15/2652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют подпункту 12 пункта 1 статьи 342 Налогового Кодекса Российской Федерации,
С решением суда не согласился ответчик - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме; изменить мотивировочную часть решения суда в части выводов о праве налогоплательщика применять положения абз. 1 п. п. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что выводы суда противоречат ст. ст. 6, 7, 11 Закона "О недрах", ст. ст. 334, 335 и 336 НК РФ. Также ответчик указывает на то, что довод о возможности применения Обществом абз. 1 п. п. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ не рассматривался и доказательств, опровергающих или подтверждающих данное обстоятельство, не собиралось ни в процессе проведения камеральной проверки, ни на стадии обжалования решения инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь - декабрь 2011 года, представленных ООО "Компания Полярное Сияние" в инспекцию 25.12.2013 г., по результатам которой налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 08.04.2014 N 52-16-15/3168.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем возражений на акт проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение от 29.05.2014 г. N 52-16-15/2652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 1 резолютивной части данного решения Заявителю доначислен налог на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2011 года в сумме 20 770 386 руб., пунктом 2 - отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, пунктом 3 - предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29.05.2014 г. N 52-16-15/2652 было обжаловано Заявителем в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в ФНС России.
Решением ФНС России от 22.07.2014 г. N СА-4-9/14034@ решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29.05.2014 г. N 52-16-15/2652 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
В ходе налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в отношении количества нефти, добытой на конкретном участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, применена ставка 0 руб. Заявитель имеет лицензию НРМ 11062 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр, разведка и добыча нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений. Участок недр расположен в Ненецком автономном округе. Указанная лицензия выдана до 1 января 2009 года. Срок разработки участка недр не превышает семи лет (начиная с 1 января 2009 года). Накопленный объем добычи менее 15 млн. тонн.
Основанием для доначисления налога явился вывод Инспекции о несоблюдении Заявителем предельной величины степени выработанности запасов участка недр. Инспекция пришла к выводу о том, что степень выработанности участка недр превышала 0,05, поскольку степень выработанности необходимо определять по участку, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами, а не по участкам, границы которых указаны в горноотводных актах.
Кроме того, в оспариваемом решении указано, что в случае, если на 1 января 2008 года запасы участка недр на государственном балансе не числились, налоговая ставка по основаниям, предусмотренным названной нормой, в отношении нефти, добытой на этом участке недр, не применяется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года.
Доводы Инспекции о том, что границы участка недр, предоставляемого в пользование, устанавливаются в лицензии, а не в отдельных горноотводных актах, соответственно степень выработанности в целях применения льготной ставки следует рассчитывать по участку недр, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии от 20.12.2001 N НРМ11062НР и имеет статус геологического отвода, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела заявитель имеет лицензию N НРМ 11062 НР на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений. Участок недр расположен в Ненецком автономном округе, имеет статус геологического отвода.
В приложении N 2 к данной лицензии указаны границы этого геологического отвода, не имеющего ограничения по глубине. Согласно постановлению МПР России от 17 декабря 2001 года N 49 и Администрации Ненецкого автономного округа от 31 октября 2001 года N 781 "О переоформлении лицензий АРХ 10003 НП, АРХ 10005 НЭ, АРХ 10004 НЭ, АРХ 10006 НЭ, выданных СП "Компания Полярное Сияние" (т. 1 л.д. 91), лицензия НРМ 11062 НР выдана заявителю на основании статьи 17.1 Закона "О недрах" в порядке переоформления лицензии АРХ 10003 НП в связи с изменением наименования предприятия без изменения условий пользования недрами. Лицензия НРМ 11062 НР зарегистрирована 20 декабря 2001 года в реестре за N 1088/НРМ 11062 НР.
Неотъемлемой частью лицензии являются три горноотводных акта, определяющих уточненные границы горных отводов, на которых заявитель в 2011 году имел право добычи нефти. В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 2 июня 2006 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25 ноября 2009 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Центральнохорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, предоставлено право добычи нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение (т. 1 л.д. 96 - 104).
По данным государственного баланса запасов полезных ископаемых запасы участка недр, включающего Западно-Сихорейского месторождение, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались, запасы были выявлены в 2008 году, прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 году (т. 1 л.д. 136 - 140).
В отношении нефти, добытой на участке недр, границы которого определены в горноотводном акте N 789 от 17 декабря 2010 года заявитель в налоговых периодах с января по декабрь 2011 года применял ставку налога на добычу полезных ископаемых 0 руб. на основании абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса. При этом Заявитель исходил из того, что, поскольку запасы данного участка недр до 2009 года не разрабатывались, степень его выработанности на 1 января 2009 года составляла 0,00.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятие "участок недр" Кодекс не содержит, но пункт 1 статьи 11 предусматривает в таком случае использование данного термина в том значении, которое используется в отраслевом законодательстве.
В силу статьи 7 Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Участку недр, предоставленному в пользование для геологического изучения недр, без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придается статус геологического отвода. Законом "О недрах" также предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (статья 29), а разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (статья 23.2).
Согласно пунктам 3, 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 7 февраля 1998 года за N 56 и Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 года за N 58, зарегистрированной в Минюсте России 13 марта 1998 года за N 1485, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части. Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод, границы которого определяются горноотводным актом, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.
Доводы Инспекции о том, что положения статьи 7 Закона "О недрах", устанавливающие, что для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется в виде горного отвода, применяются только к лицензиям на право добычи полезных ископаемых и не могут быть применены к совмещенной лицензии (на право геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых), рассматриваемой в настоящем деле, являются необоснованными.
В соответствии со статьей 6 Закона "О недрах" недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно статьи 11 Закона "О недрах" допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Таким образом, лицензия НРМ 11062 НР предоставляет право как на геологическое изучение недр в пределах геологического отвода, так и право на добычу полезных ископаемых с открываемых в пределах этого отвода месторождений.
Пунктом 3.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года N 3314-1, предусмотрено, что участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Пунктами 3, 5 указанной Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотрено, что добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и в пределах этих границ.
Таким образом, реализация права на добычу нефти как по лицензии на право разведки и добычи полезного ископаемого, так и по совмещенной лицензии, включая лицензию НРМ 11062 НР, допускается только на участке недр в виде горного отвода.
Доводы Инспекции о том, что добыча нефти при отсутствии горноотводного акта является возможной, и данный случай имел место в рамках проведения работ по лицензии НРМ 11062 НР, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении Заявителем Закона "О недрах".
Согласно экспертному заключению N 372-08 от 19 ноября 2008 года экспертная комиссия Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" посчитала необходимым воздержаться от постановки на баланс запасов Западно-Сихорейского месторождения до получения промышленного притока нефти в эксплуатационной колонне (т. 3 л.д. 80 - 82). Вследствие этого был разработан и согласован в установленном порядке План пробной эксплуатации скважины N 70 Западно-Сихорейской площади, согласно которому с целью определения границ залежи, изучения режима залежи, определения эксплуатационных характеристик пласта, определения динамики пластового давления, отбора глубинных пластовых проб нефти и определения ее физико-химического состава предусмотрена пробная эксплуатация данной скважины с планируемым уровнем суммарного отбора 62,790 тыс. тонн (т. 3 л.д. 83 - 88).
В соответствии с пунктом 3.3.4 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 7 февраля 2001 года N 126, на стадии поиска и оценки месторождений решаются следующие вопросы: установление фазового состояния углеводородов и характеристик пластовых углеводородных систем; изучение физико-химических свойств нефтей, газов, конденсатов в пластовых и поверхностных условиях, определение их товарных качеств; изучение фильтрационно-емкостных характеристик коллекторов; определение эффективных толщин, значений пористости, нефтегазонасыщенности; установление коэффициентов продуктивности скважин и добывных возможностей; предварительная геометризация залежей и подсчет запасов по категориям С2 и С1.
В отдельных случаях при оценке месторождений с целью уточнения промысловых характеристик коллектора проводится опытная эксплуатация пробуренных в рамках данной стадии единичных скважин. Опытная эксплуатация проводится по индивидуальным проектам, в которых определяются сроки проведения и максимальные объемы отбора нефти и газа.
Таким образом, пробная эксплуатация скважины N 70 с отбором указанного количества нефти проводились Заявителем в рамках работ по геологическому изучению недр (поиску и оценке запасов полезных ископаемых), которые в соответствии с положениями статей 6 и 7 Закона "О недрах" недропользователь обязан выполнять на основании лицензии на геологическое изучение недр в пределах геологического отвода.
Инспекция, делая вывод об отсутствии у Заявителя права на применение ставки 0 руб. в отношении нефти, добытой на участке недр в границах горного отвода, включающего Западно-Сихорейское месторождение, определила степень выработанности другого участка недр, включающего Ошкотынское месторождение, границы которого указаны в отдельном горноотводном акте. Однако определение степени выработанности одного участка недр по данным о выработанности другого участка законом не предусмотрено.
Ссылка Инспекции на то, что положениями статьи 6 Закона "О недрах" и пункта 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами прямо предусмотрена добыча полезных ископаемых как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения на участке недр, предоставленном в пользование по совмещенной лицензии, не свидетельствует о том, что добыча полезных ископаемых разрешена на участке недр, имеющем статус геологического отвода, и не подтверждает вывода Инспекции о необходимости определять степень выработанности участка недр, являющегося геологическим, а не горным отводом.
Инспекции ссылается на то обстоятельство, что расчет степени выработанности участка недр для целей налогообложения следует производить по всему участку недр в целом, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям.
Вместе с тем с учетом положений ст. 7, 11, 12 Закона "О недрах" судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в лицензии НРМ 11062 НР, включая все предусмотренные законом ее неотъемлемые составные части, указаны как границы геологического отвода, в пределах которого Заявителем осуществляется геологическое изучение недр, так и границы трех разных горных отводов - конкретных участков недр, в пределах которых Заявителем осуществляется добыча полезных ископаемых.
В связи с этим определение Заявителем степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года для добычи нефти на Западно-Сихорейском месторождении, соответствует положениям статей 336, 342 Кодекса и статьи 7 Закона "О недрах". При этом степень выработанности участка недр в границах, определенных в данном горноотводном акте, была определена Заявителем именно по всему этому участку недр в целом. Показатели степени выработанности отдельных объектов разработки в пределах участка недр Заявителем не использовались.
Статьей 7 Закона "О недрах" также предусмотрено, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Из содержания предоставленной заявителю лицензии на право пользование недрами НРМ 11062 НР на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, усматривается, что при предоставлении указанной лицензии участку недр был присвоен статус геологического отвода, указаны его пространственные границы без ограничения по глубине. Границы горного отвода при предоставлении указанной лицензии не устанавливались, пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к лицензии НРМ 11062 НР предусматривалось установление границ горных отводов в горноотводных актах, выданных органами Госгортехнадзора России. Таким образом, границы каждого из трех горных отводов были определены только в соответствующем горноотводном акте.
Статьей 11 Закона "О недрах" предусмотрено, что предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии со статьей 12 Закона "О недрах" в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Согласно статье 13.1 Закона "О недрах" не допускаются выдача лицензии, заключение договора (соглашения) по результатам конкурса или аукциона на право пользования участками недр либо в случае, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляются выдача лицензии, заключение договора (соглашения).
В силу статьи 17.1 Закона "О недрах" лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Статьей 40 Закона "О недрах" предусмотрено, что разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии устанавливаются в лицензии на пользование недрами.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, лицензия на право добычи полезных ископаемых выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла государственную экспертизу.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что лицензия может удостоверять право на пользование как одним, так и несколькими участками недр.
Доводы Инспекции со ссылкой на положения Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 года N 35, зарегистрированным в Минюсте России 9 октября 1996 года за N 1175, не опровергает выводов суда первой инстанции.
Согласно пункту 1.3 Инструкции разработка месторождений нефти или газа до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, за исключением случаев предоставления лицензий на несколько видов пользования недрами (совмещенных лицензий), или за пределами этих границ, запрещается. При предоставлении лицензий на пользование недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, работы по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод осуществляются на условиях лицензии в соответствии с согласованными в установленном порядке проектными документами. В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения N 1 от 20 декабря 2001 года к соглашению, являющемуся приложением N 1 к указанной лицензии, уточненные границы горных отводов должны быть определены горноотводными актами, выданными Управлением Печорского округа Госгортехнадзора России. То есть выданная Заявителю лицензия на право пользования недрами обуславливает реализацию права на добычу нефти на вновь открытых месторождениях получением горноотводных актов на конкретные участки недр.
Кроме того, согласно пункту 2 указанной Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 7 февраля 1998 года за N 56 и Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 года за N 58, границы горного отвода в случаях добычи нефти, газа, газоконденсата и теплоэнергетических вод при разведке и геологическом изучении недр устанавливаются с учетом требований, предусмотренных п. 4, 5, 12, 14, 17 настоящей Инструкции. При этом в силу пункта 5 Инструкции добыча полезных ископаемых разрешается только в пределах границ горного отвода.
Ссылка Инспекции на пункт 12 данной Инструкции не подтверждает ее вывода о том, что участком недр следует считать геологический отвод, а не горный отвод, поскольку данная Инструкция устанавливает порядок оформления горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, то есть участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых. В пункте 12 указанной Инструкции предусмотрено установление уточненных границ горного отвода только на ту часть предоставленного в пользование для добычи полезных ископаемых участка недр - горного отвода, запасы которого прошли государственную экспертизу. В то же время пунктом 4 этой Инструкции предусмотрено, что в предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Таким образом, положения данной Инструкции не определяют понятие "участок недр" иным образом, чем это предусмотрено статьей 7 Закона "О недрах" и не позволяют отождествить понятия "участок недр" и "лицензионный участок".
Довод Инспекции о том, что цели установления границ горного отвода, указанные в пункте 13 данной Инструкции, не связаны фиксацией права недропользователя на осуществление деятельности в определенных границах, является необоснованным, поскольку такое право предусмотрено другими пунктами данной инструкции, в частности, пунктами 5, 7, 3 Инструкции, которые корреспондируют статьям 7, 22, 43 Закона "О недрах", предусматривающим возникновение у недропользователя ряда прав и обязанностей только с момента получения в пользование участка недр в виде горного отвода.
Довод Инспекции о том, что Федеральное агентство по недропользованию, предоставляя в пользование спорный участок недр в соответствии с лицензионными соглашениями, исходило из того, что предоставляемые горные и геологические отводы входят в состав участка недр, а не выделяются из него, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что лицензия НРМ 11062 НР выдана заявителю не Федеральным агентством по недропользованию, а Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Администрацией Ненецкого автономного округа, зарегистрирована 20 декабря 2001 года. В соглашении об условиях пользования недрами по этой лицензии предусмотрена обязанность Заявителя проводить работы по геологическому изучению недр в пределах геологического отвода, а также право на добычу полезных ископаемых в случае обнаружения их запасов с оформлением горного отвода органом государственного горного надзора.
Ссылка Инспекции на часть восьмую (последний абзац) статьи 7 Закона "О недрах", которой предусмотрено, что порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации, не может быть принята во внимание. На момент истечения налогового периода (ноябрь 2011 года) статья 7 Закона "О недрах" не содержала указанной части, а данная редакция названной статьи была принята Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 408-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".
Кроме того, пунктом 3 статьи 3 указанного Федерального закона от 28 декабря 2013 N 408-ФЗ предусмотрено, что документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до дня вступления в силу этого Федерального закона, не требуют переоформления.
Судом первой инстанции также обоснованно не принята во внимание ссылка Инспекции на Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 года N 429, поскольку указанное Положение было введено в действие только в мае 2012 года. При этом пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что изменение границ участков недр осуществляется по решению тех же органов, которые устанавливали их границы.
Определение границ конкретных участков недр, предоставленных для добычи нефти в виде горных отводов, произведено в соответствии с действовавшими как при выдаче лицензии НРМ 11062 НР, так и в рассматриваемом налоговом периоде положениями закона, подзаконных нормативных актов, а также в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Основания для применения при оценке условий этой лицензии норм права, введенных в действие в 2012 и 2013 годах, отсутствуют.
С учетом изложенного, исчисление заявителем налога по ставке 0 руб. в отношении нефти, добытой на участке недр в виде горного отвода, включающем Западно-Сихорейское месторождение, правомерно и соответствует абзацу 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Суд первой инстанции также исходил из того, что Заявитель имел право исчислять указанный налог в ноябре 2011 года по ставке 0 руб. вне зависимости от того, считать ли участком недр горный отвод, границы которого указаны в горноотводном акте N 789 от 17 декабря 2010 года, или геологический отвод, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 НР, или же суммировать показатели начальных извлекаемых запасов и добытой нефти по всем горным отводам, предоставленным для добычи нефти по указанной лицензии.
Абзацем 1 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса (в редакции, действовавшей в 2011 году) предусматривалось исчисление налога на добычу полезных ископаемых по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.
Данная норма обуславливает применение нулевой ставки налога тремя обстоятельствами: нахождение участка недр в пределах указанной территории; непревышение указанного уровня накопленной добычи нефти на этом участке недр; непревышение указанного срока разработки запасов этого участка недр, исчисляемого с даты государственной регистрации лицензии на пользование недрами.
Материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается, что участок недр, предоставленный в пользование по лицензии НРМ 11062 НР в виде геологического отвода, границы которого определены в приложении N 2 к этой лицензии, находится полностью в границах Ненецкого автономного округа, накопленная добыча нефти на указанном участке недр менее 15 млн. тонн, лицензия на пользование недрами НРМ 11062 НР зарегистрирована 20 декабря 2001 года в реестре за номером 1088/НРМ1062НР (т. 1 л.д. 45 - 46).
Следовательно, установленный указанной нормой для совмещенной лицензии 12-летний срок разработки запасов участка недр, исчисляемый с даты государственной регистрации лицензии, истек только в декабре 2013 года.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что все предусмотренные абзацем 1 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса условия для исчисления налога по ставке 0 руб. при добыче нефти по лицензии НРМ 11062 в ноябре 2011 года заявителем были соблюдены, и налог в любом случае был исчислен правильно.
Доводы Инспекции о том, что указание данного вывода суда в мотивировочной части решения является нарушением пределов рассмотрения искового заявления не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В оспариваемом решении налогового органа установлено, что заявителем в нарушение п. п. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ неправомерно занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по уточненной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2011 на 20 770 386 руб.
Решение Инспекции было обжаловано заявителем в Федеральную налоговую службу в полном объеме.
При этом в письменных пояснениях Инспекция ссылается на абз. 1 п. п. 12 п. 1 ст. 342 Кодекса относительно исчисления срока разработки недр в целях определения возможности применения п. п. 12 п. 1 ст. 342 Кодекса (т. 4 л.д. 8).
Таким образом, в данном случае оценка судом довода Инспекции не является нарушением пределов рассмотрения заявления и данное обстоятельство не повлекло принятия неправильного решения судом первой инстанции о не соответствии оспариваемого решения подпункту 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Довод Инспекции о том, что в случае, если на 1 января 2008 года запасы на государственном балансе не числятся, налоговая ставка 0 руб. по основаниям, предусмотренным абзацем 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса, не применяется, не может быть принят во внимание.
Как следует из протокола N 18/389-пр от 29 июня 2009 года Федерального агентства по недропользованию, экспертной комиссией Федерального государственного учреждения "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых" рассмотрены материалы подсчета запасов нефти и растворенного газа Западно-Сихорейского месторождения, согласно которым в 2008 году была пробурена скважина N 70, при опробовании в открытом стволе получен незначительный приток нефти, в 2009 году скважина опробована в эксплуатационной колонне, в результате чего получен промышленный приток нефти; промыслово-геофизические исследования и отбор глубинных проб нефти проведены в процессе пробной эксплуатации скважины. На основании перечисленных документов в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2009 год отражены извлекаемые запасы Западно-Сихорейского месторождения (т. 1 л.д. 116 - 123, 136 - 140).
Из изложенного следует, что запасы конкретного участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались. Сумма накопленной добычи на этом участке недр была равна 0, соответственно, степень выработанности данного участка недр на 1 января 2009 года, определяемая в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Кодекса как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, на начальные извлекаемые запасы нефти, составляла 0,00, что в силу абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса является основанием для применения ставки 0 руб. при добыче нефти на данном участке недр в течение установленного в законе семилетнего срока, исчисляемого с 1 января 2009 года.
Таким образом, отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2009 года сведений о начальных извлекаемых запасах и накопленной добыче данного участка недр подтверждает нулевую степень его выработанности, что соответствует установленному законом условию (менее 0,05) и не свидетельствует о неправомерном применении Заявителем ставки 0 руб. в отношении количества нефти, добытой на данном участке недр. Поэтому у Заявителя имеются основания для применения ставки налога 0 руб. при добыче нефти на этом участке недр до 31 декабря 2015 года.
Ссылка Инспекции на то, что в силу пункта 1.1 статьи 342 Кодекса степень выработанности следует определять по состоянию на 1 января 2008 года, значения не имеет, поскольку при том, что запасы конкретного участка недр были поставлены на государственный баланс в 2009 году, степень выработанности этих запасов будет равна 0,00 как на 1 января 2009 года, так и на 1 января 2008 года.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то обстоятельство, что правомерность применения Заявителем налоговой ставки 0 руб. при добыче нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, установлена решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2014 года по делу N А40-138266/2014 (т. 4 л.д. 59 - 82), оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 года (т. 4 л.д. 83 - 94) и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2015 года (т. 4 л.д. 95 - 104). При рассмотрении названного дела судом оценивался вопрос о законности аналогичного решения Инспекции, вынесенного по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации заявителя по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2011 года. Судом было установлено, что в лицензии НРМ 11062 НР, включая все предусмотренные законом ее неотъемлемые составные части, указаны как границы геологического отвода, в пределах которого заявителем осуществляется геологическое изучение недр, так и границы трех разных горных отводов - конкретных участков недр, в пределах которых Заявителем осуществляется добыча полезных ископаемых. Поэтому определение Заявителем степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года для добычи нефти на Западно-Сихорейском месторождении, соответствует положениям статей 336, 342 Кодекса и статьи 7 Закона "О недрах". Запасы конкретного участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых в 2009 году, по состоянию на 1 января 2009 года не разрабатывались. Сумма накопленной добычи на этом участке недр была равна 0, соответственно, степень выработанности данного участка недр на 1 января 2009 года, определяемая в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Кодекса как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче, на начальные извлекаемые запасы нефти, составляла 0,00, что в силу абзаца 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Кодекса является основанием для применения ставки 0 руб. при добыче нефти на данном участке недр в течение установленного в законе семилетнего срока, исчисляемого с 1 января 2009 года.
Судом также установлено, что в акте камеральной налоговой проверки в качестве единственного основания для доначисления налога на добычу полезных ископаемых было указано, что для целей главы 26 Кодекса необходимо определять степень выработанности участка недр, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами НРМ 11062 НР (геологического отвода), а не участка недр, являющегося горным отводом (т. 1 л.д. 32 - 43).
Заявитель представил в Инспекцию возражения, подтверждающие правомерность квалификации в качестве участка недр горного отвода, указанного в горноотводном акте, а не геологического отвода, указанного в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами. После рассмотрения возражений налогоплательщика в оспариваемом решении появилось дополнительное основание для доначисления налога - по состоянию на 1 января 2008 года запасы участка недр в виде горного отвода, при разработке которого налогоплательщик применял ставку налога 0 руб., на государственном балансе запасов полезных ископаемых не числились.
В связи с тем, что данное основание для доначисления налога было указано Инспекцией только в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик был лишен возможности представить по данному основанию свои объяснения, что в силу пункта 14 статьи 101 Кодекса является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и влечет отмену вынесенного по результатам рассмотрения этих материалов решения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 68 постановления от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, судам надлежит исходить из того, что такого рода доводы могут быть приняты ими во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган.
Заявитель в апелляционных жалобах, направленных в ФНС России, ссылался на указанные обстоятельства, однако в решении вышестоящего налогового органа было указано, что рассматриваемое основание для доначисления налога приведено на странице 11 акта камеральной налоговой проверки. Однако, в акте камеральной налоговой проверки на неправомерность применения налогоплательщиком ставки 0 руб. постольку, поскольку по состоянию на 1 января 2008 года запасы участка недр, включающего в себя Западно-Сихорейское месторождение, в государственном балансе запасов полезных ископаемых не числились, не указано.
Таким образом, такое основание для доначисления налога, как отсутствие в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2008 года сведений о запасах участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, в акте камеральной налоговой проверки не содержалось, и его указание только в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лишило налогоплательщика возможности представить по данному основанию доначисления налога свои объяснения, что в силу положений пункта 14 статьи 101 Кодекса является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
С учетом изложенного, удовлетворяя требование, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что пункты 1 и 3 резолютивной части решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 29 мая 2014 года N 52-16-15/2652 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют подпункту 12 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат признанию недействительными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2015 по делу N А40-175182/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Т.Т.МАРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)