Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11663/2016

Требование: О признании незаконными решений об отказе заключить договоры купли-продажи земельных участков.

Разделы:
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В соответствии с постановлением и договором аренды земельного участка дачному потребительскому кооперативу был предоставлен участок в аренду сроком на 49 лет для дачного строительства. Истцами на каждом из спорных земельных участков возведены одноэтажные нежилые хозяйственные строения, на которые в последующем каждый из истцов зарегистрировал право собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2016 г. по делу N 33-11663


Судья Киприянов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего - Вьюговой Н.М.,
судей - Мареевой Е.Ю., Мищенко О.А.,
при секретаре - К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.,
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы - П. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования К. удовлетворить.
Признать незаконными следующие решения Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков: N *** от 30 декабря 2014 года; N *** от 30 декабря 2014 года; N 33-5-36011/14-(0)-1 от 30 декабря 2014 года; N *** от 30 декабря 2014 года; N *** от 14 января 2015 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с К. по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, договоры купли-продажи в отношении следующих земельных участков:
- - земельного участка общей площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***;
- - земельного участка общей площадью 1 307 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***;
- - земельного участка общей площадью 1 192 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***;
- - земельного участка общей площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***.
Исковые требования В. удовлетворить.
Признать незаконными следующие решения Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка: N *** от 22 января 2015 года и N *** от 13 января 2015 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с В. по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***.
Исковые требования П. удовлетворить.
Признать незаконными следующие решения Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка: N *** от 22 января 2015 года и N *** от 14 января 2015 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с П. по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1 001 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***.
Исковые требования Н. удовлетворить.
Признать незаконными следующие решения Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка: N *** от 22 января 2015 года и N *** от 14 января 2015 года.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Н. по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, договор купли-продажи земельного участка общей площадью 2 000 кв. м, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: ***.
установила:

Истцы К., В., П. и Н. обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными решений об отказе заключить договоры купли-продажи, обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков, указывая, что в соответствии с протоколом общего собрания Дачного потребительского кооператива "Студенцы" за каждым из них были закреплены земельные участки в кооперативе, на указанных участках ими за счет собственных средств были возведены капитальные хозяйственные строения, на которые в последующем было зарегистрировано право собственности, после чего постановлением Администрации Подольского района Московской области от 27 июня 2012 года указанные земельные участки были предоставлены им в собственность, однако заключить с ними договоры купли-продажи спорных земельных участков Администрация Подольского района Московской области не успела, так как с 01 июля 2012 года территория, на которой находятся спорные земельные участки, вошла в состав г. Москвы. С учетом изменения границ субъектов Российской Федерации истцы обратились в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлениями о заключении с ними договоров купли-продажи спорных земельных участков, на что получили отказ Департамента.
К. просит суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договоров купли-продажи в отношении четырех земельных участков площадью 1500 кв. м, 1307 кв. м, 1192 кв. м и 1500 кв. м, расположенных по адресу: ***, и обязать Департамент заключить договоры купли-продажи указанных земельных участков по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В. просит суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: ***, и обязать Департамент заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
П. просит суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: ***, и обязать Департамент заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Н. просит суд признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе в заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: ***, и обязать Департамент заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Определением Щербинского районного суда г. Москвы гражданские дела по исковым заявлениям К., В., П. и Н. объединены в одно производство.
Истец К. и представитель истцов Е. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Департамента городского имущества г. Москвы С. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Истцы В., П. и Н., представители третьих лиц Управления Росреестра по г. Москве, Администрация Подольского района г. Москвы, ДПК "Студенцы" в судебное заседание не явились, извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит представитель Департамента городского имущества г. Москвы - П., по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы - Н. в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истцов К., Н., В., П. - Е. в судебное заседание апелляционной инстанции явился, полагал решение суда законным и обоснованным.
Истцы К., Н., В., П., представители третьих лиц - Управления Росреестра по г. Москве, Администрации Подольского района г. Москвы, ДПК "Студенцы" в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента городского имущества г. Москвы - Н., представителя истцов - Е., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением судом норм материального права.
Из материалов дела усматривается, что в 2008 году был создан и зарегистрирован Дачный потребительский кооператив "Студенцы", членами которого являются К., В., П. и Н.
В соответствии с Постановлением Администрации Подольского района Московской области N 266 от 31 января 2012 года (т. 1, л.д. 44 - 45) и договором аренды земельного участка N *** от 06 февраля 2012 года, ДПК "Студенцы" был предоставлен в аренду сроком на 49 лет для дачного строительства земельный участок с кадастровым номером *** и площадью 10000 кв. м, который после разработки и утверждения администрацией проекта территории кооператива был разделен на несколько земельных участков, распределенных в свою очередь между участниками ДПК.
Согласно протоколу N 12 от 19 апреля 2012 года общего собрания пайщиков Дачного потребительского кооператива "Студенцы" за К. были закреплены четыре земельных участка с кадастровыми номерами: ***, площадью 1192 кв. м; ***, площадью 1500 кв. м; ***, площадью 1307 кв. м и ***, площадью 1500 кв. м, за В. - один земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1500 кв. м, за П. - один земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1001 кв. м, а за Н. - один земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2000 кв. м (т. 1, л.д. 42).
Истцами на каждом из спорных земельных участков возведены одноэтажные нежилые хозяйственные строения общей площадью 40 кв. м каждое, на которые в последующем каждый из истцов зарегистрировал право собственности, что подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 55 - 58, 123, 163, 203).
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" пришел к выводу, что истцы, обратившиеся в уполномоченный орган с соответствующими заявлениями до 01 июля 2012 года, и имеющие на спорных земельных участках принадлежащие им на праве собственности хозяйственные постройки, при наличии действующего Постановления главы Администрации Подольского района Московской области от 27 июня 2012 года о предоставлении спорных земельных участков им в собственность, имеют право на заключение с Департаментом городского имущества г. Москвы договоров купли-продажи спорных земельных участков по цене, равной десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, а решения Департамента об отказе истцам в заключении договоров купли-продажи земельных участков являются незаконными и необоснованными, в связи с чем, требования истцов о признании указанных решений Департамента незаконными подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и объяснений представителя истцов Е., право собственности на хозяйственные постройки зарегистрировано истцами в порядке "дачной амнистии", в органах БТИ указанные хозяйственные постройки не учтены. В кадастровых паспортах отсутствуют сведения о материале, из которого выполнены хозяйственные постройки (материал стен), отсутствуют сведения о времени ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно актов обследования объекта недвижимости, выполненного главным инспектором Госинспекции по недвижимости С. установлено нахождение на спорных земельных участках следующих объектов:
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1500 кв. м (К.) - в границах земельного участка располагается металлический навес площадь застройки около 50 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1307 кв. м (К.) - в границах земельного участка располагается металлический навес площадь застройки около 50 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1192 кв. м (К.) - в границах земельного участка располагается металлический навес площадь застройки около 50 кв. м, фундамент площадью застройки около 50 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1500 кв. м (К.) - в границах земельного участка располагается металлический навес площадь застройки около 50 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1500 кв. м (В.) - в границах земельного участка располагается деревянное строение (бытовка) площадью застройки около 12 кв. м и металлический контейнер площадь застройки около 8 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 1001 кв. м (П.) - в границах земельного участка располагается строение (жилой дом) площадь застройки около 42 кв. м;
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадь 2000 кв. м (Н.) - в границах земельного участка располагается деревянное строение (бытовка) площадь застройки около 12 кв. м.
Как усматривается из материалов дела, на объекты, установленные инспектором Госинспекции по недвижимости право собственности в Управлении Росреестра по г. Москве не зарегистрировано, напротив объектов, на которые право собственности зарегистрировано в Росреестре по Московской области на земельных участках не установлено.
Согласно Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ были изменены границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью.
Однако действующим законодательством не установлена передача обязательств, возникших перед физическими и юридическими лицами у органов власти Московской области государственным органам города Москвы.
Согласно ч. 5 ст. 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
Таким образом, отсутствуют предусмотренные законом безусловные основания для исполнения Департаментом городского имущества г. Москвы Постановления Администрации Подольского Муниципального района Московской области.
Земельные участки с кадастровыми номерами N ***, ***, ***, ***, в соответствии с оглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года, постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 11 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 включены в территорию города Москвы.
Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" распространяет свое действие на все земли, расположенные в границах года Москвы.
Согласно пункту 4 статьи 6 указанного Закона с 1 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством.
Согласно п. 1.1. ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных действующим законодательством оснований для установления обязанности Департамента городского имущества г. Москвы заключить с истцами договоры купли-продажи земельных участков по цене, установленной в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований К., В., П., Н. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными решений об отказе заключить договоры купли-продажи земельных участков, обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2015 года - отменить.
В удовлетворении исковых требований К., В., П., Н. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконными решений об отказе заключить договоры купли-продажи земельных участков, обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)