Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 17АП-16130/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-17516/2017

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 17АП-16130/2017-АК

Дело N А50-17516/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.,
при участии:
- от заявителя, муниципального казенного учреждения "Содержание объектов инженерной инфраструктуры": Вечер С.А., паспорт, доверенность от 23.01.2017;
- от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Михайлова М.Ю., паспорт, доверенность от 01.03.2017;
- от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Уралдинас": не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Уралдинас",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 сентября 2017 года по делу N А50-17516/2017,
принятое судьей Виноградовым А.В.
по заявлению муниципального казенного учреждения "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" (ОГРН 1025900521118, ИНН 5902292150)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Уралдинас",
о признании недействительными решения и предписания,
установил:

Муниципальное казенное учреждение "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 31.05.2017 по жалобе ООО "Уралдинас" о нарушении законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Уралдинас".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2017 (резолютивная часть объявлена 05.09.2017) требования удовлетворены, оспариваемые решение и предписание признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю не согласилось с вынесенным по делу судебным актом, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное применение (истолкование) судом норм материального права.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган настаивает на законности оспариваемых ненормативных актов, полагает, что указание заказчиком в проекте контракта цены только с НДС может привести к ограничению участия в данной закупке участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, поскольку при указанной системе налогообложения участник закупки не сможет получить вычет по НДС, что не соответствует требованиям законодательства о закупках; полагает, что в данном случае имеет место частный случай ограничения конкуренции.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны участвующим в судебном заседании представителем антимонопольного органа.
Общество "Уралдинас" также не согласно с решением суда, обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, в удовлетворении заявленных требований отказать. Позиция третьего лица аналогична позиции антимонопольного органа.
Представителей для участия в судебном заседании третье лицо не направило, что в соответствии не препятствует рассмотрению дела судом на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Муниципальное казенное учреждение "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" с апелляционными жалобами не согласно, участвующий в судебном заседании представитель заявителя решение суда просит оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно размещенной в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru информации МКУ "Содержание объектов инженерной инфраструктуры" проведен электронный аукцион на выполнение работ по техническому обслуживанию (включая аварийно-восстановительные работы) и текущий ремонт сетей и объектов теплоснабжения в Индустриальном и Свердловском районах, входящих в состав имущества муниципальной казны города Перми (извещение N 0356300129717000009), начальная максимальная цена контракта - 1 364 778,88 руб., дата начала подачи заявок - 15.05.2017, дата окончания подачи заявок - 25.05.2017, дата проведения аукциона - 05.06.2017.
Пунктами 6, 7 раздела II аукционной документации "Общая информация о закупке/краткое изложение условий контракта" предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 364 778,88 руб. (включая НДС 18%), обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено нормативным методом с учетом индекса роста доходов (ИРД) на 2017 год.
Приложением N 3 к аукционной документации является проект муниципального контракта, в пункте 3.1 которого указано, что стоимость работ, подлежащих выполнению по Контракту (цена Контракта) определяется ценой, предложенной Подрядчиком, признанным победителем открытого аукциона в электронной форме и составляет: ______ (сумма прописью) рублей, в том числе НДС 18% - ______ руб. (сумма прописью) рублей. Цена Контракта включает стоимость работ, материалов, вывоз мусора, оплату всех видов налогов, пошлин, сборов, других накладных расходов, уплату обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, транспортные и иные расходы Подрядчика, связанные с исполнением Контракта.
Пунктом 3.2 проекта контракта предусмотрено, что цена Контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случая, когда она может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема работ и иных условий исполнения Контракта".
Порядок оплаты работ, предусмотренный пунктом 3.3 проекта контракта, предусматривает необходимость направления Подрядчиком счета-фактуры для оплаты Заказчиком выполненных работ.
24.05.2017 в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Уралдинас" на действия Учреждения (Заказчика), не определившего в документации об аукционе порядок заключения контракта с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, в части формирования цены контракта. Податель жалобы посчитал вышеуказанные положения контракта создающими неравное положение с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку участники, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС, будут вынуждены перечислить налог в бюджет.
Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы сделан вывод о том, что при условии участия в закупке лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, с учетом того, что в силу Закона о закупках заключение контракта возможно только на объявленных условиях, указание в проекте контракта на цену с НДС может привести к ограничению участия в данной закупке для участников, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Решением Комиссии УФАС по Пермскому краю от 31.05.2017 жалоба ООО "Уралдинас" была признана обоснованной (пункт 1); действия Заказчика признаны нарушающими п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (пункт 2).
На основании данного решения антимонопольным органом выдано предписание от 31.05.2017 об устранении нарушений, которым Учреждению предписано при направлении победителю закупки проекта контракта привести положения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Комиссии УФАС от 31.05.2017.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными и удовлетворил требования.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы не установил.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, необходимым условием для признания ненормативного правового акта является одновременно несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" урегулированы правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Целью Закона о контрактной системе является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Исходя из ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе только в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Других обязательных правил для заказчиков, предписывающих уменьшить цену контракта на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и сметы без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения потенциальным контрагентом законодательство не содержит.
Указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе, поскольку любой участник закупки вне зависимости от применяемой системы налогообложения вправе участвовать в закупках на условиях, определенных в соответствии с данным Федеральным законом.
Доводы антимонопольного органа о том, что условия проекта контракта (указание на цену только с НДС) создают неравное положение между участниками, применяющими общую систему налогообложения и участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, судом отклоняются, поскольку в аукционной документации установлен единый порядок оценки и сопоставления ценовых предложений всех участников. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что последующие отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по контракту лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также с перечислением НДС в бюджет лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством; данные обстоятельства не свидетельствуют о неравных условиях для участников закупки, а являются предпринимательскими расходами и рисками лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и выбравших определенную систему налогообложения.
При изложенных обстоятельствах решение антимонопольного органа суд первой инстанции обоснованно признал не соответствующим положениям Закона о контрактной системе, нарушающим права и законные интересы заявителя, и удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы в полном объеме, установлены юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2017 года по делу N А50-17516/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уралдинас", Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)