Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2016 N 17АП-9588/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-9458/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. N 17АП-9588/2016-АК

Дело N А60-9458/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТКУ" (ОГРН 1026602320580, ИНН 6658112064) - Соколова А.В., паспорт, доверенность от 01.04.2016 года;
- от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области (ОГРН 1126673000013, ИНН 6686000010) - не явились, извещены надлежащим образом;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2016 года
по делу N А60-9458/2016, принятое судьей Е.В.Бушуевой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТКУ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области
о признании недействительным решения от 30.09.2015 N 31662 в части доначисления земельного налога,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СТКУ" (далее - Заявитель, ООО "СТКУ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.09.2015 N 31662 в части доначисления земельного налога за период с 25.04.2014 по 15.10.2014 в сумме 491083 руб. 00 коп., о признании правомерным исчисление заявителем земельного налога за указанный период по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322, исходя из кадастровой стоимости равной рыночной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014, вступившего в законную силу 16.10.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 30.09.2015 N 31662 в части доначисления земельного налога за период с 25.04.2014 по 15.10.2014 в сумме 491083 рубля. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СТКУ".
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый органа считает, что удовлетворяя требования налогоплательщика Арбитражный суд Свердловской области неправильно применил нормы материального права.
Инспекция считает, что поскольку порядок исчисления земельного налога, определения налоговой базы устанавливается положениями Налогового кодекса РФ. Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" соответствующие вышеизложенным изменения внесены в статью 391 НК РФ и вступили в силу с 1 января 2015 года.
Учитывая, что положения статьи 391 НК РФ являются специальными нормами по отношению к общей норме права, установленной в статье 24.20 Закона N 135-ФЗ. положение о применении в целях налогообложения кадастровой стоимости, установленной решением суда, начиная с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости распространяется только на заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданные в суд после 1 января 2015 года. На необходимость применения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночного со следующего налогового периода, после даты принятия решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка указано в письме ФНС от 14.04.2015 N ЬС-4-11/6355@. В данном письме ФНС России считает, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 01.01.2015. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015 г. Налоговый орган полагает, что до внесения соответствующих изменений в ст. 391 НК РФ и вступления их в силу (до 01.01.2015 г.), законодательство Российской Федерации не допускало возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направила, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области проведена камеральная проверка уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной ООО "СТКУ" в налоговый орган 05.05.2015.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 14.08.2015 N 78848.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области вынесено решение от 30.09.2015 N 31662 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявителю доначислен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 519781 руб. 00 коп.
Заявителем обжаловано решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 30.09.2015 N 31662 в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 02.12.2015 N 1426/15 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 30.09.2015 N 31662 оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 30.09.2015 N 31662 в оспариваемой части не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявитель правомерно исчислил земельный налог за период с 25.04.2014 по 15.10.2014 исходя из кадастровой стоимости равной рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
На основании п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Для целей налогообложения кадастровая стоимость земельного участка при исчислении земельного налога в 2014 году определяется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Судом установлено, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322, 66:41:0110023:9.
Земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0110023:2320. 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322 образованы 25.04.2014 в результате их выделения из участка 66:41:0110023:9 и внесения в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровыми выписками от 01.12.2014 N 66/301/14-671964, от 01.12.2014 N 66/301/14-672012, от 03.12.2014 N 66/301/14-680882 и свидетельствами о государственной регистрации права от 25.04.2014 серии 66 АЖ N 408164, серии 66 АЖ N 408165, серии 66 АЖ N 408166, а также сведениями об объекте, полученными заинтересованным лицом из ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110023:2320 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 1310000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110023:2321 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 12720000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110023:2322 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 1120000 руб.
Согласно представленной налоговой декларации за период с 01.01.2014 по 25.04.2014 по земельному участку 66:41:0110023:9 сумма земельного налога исчислена в размере 439863 руб. по кадастровой стоимости равной 87981377 руб., а по земельным участкам 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322 за период с 25.04.2014 по 31.12.2014 сумма земельного налога исчислена по кадастровой стоимости, признанной равной рыночной в соответствии с решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014, в сумме 151508 руб. Общая сумма земельного налога, исчисленная ООО "СТКУ" по вышеуказанным земельным участкам, составила 591371 руб.
По итогам проверки заинтересованным лицом сделан вывод о том, что целях налогообложения по состоянию на 1 января 2014 следует применять кадастровую стоимость земельных участков, определенную в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Кадастровая стоимость земельного участка 66:41:0110023:9, определенная в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, составляет 93721517 руб., соответственно сумма налога - 468561 руб.
По мнению заинтересованного лица, в целях налогообложения земельных участков 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322 за период с 25.04.2014 по 15.10.2014 следует исчислять земельный налог в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, а за период с 16.10.2014 по 31.12.2014 - исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признанной равной рыночной на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) (далее - Закон об оценочной деятельности), предписано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Указанная норма вступила в силу с 22.07.2014.
При этом, согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодатель уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2015 N 03-05-06-02/48948 о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и свидетельствует о применении положений статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.01.2016 N 309-КГ15-1651, в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Закона N 255-ФЗ) установлена возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году, но до ее наступления не были рассмотрены.
Из материалов дела следует, что ООО "СТКУ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков равной их рыночной стоимости.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2014 по делу N А60-30195/2014 иск принят к производству.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельных участков 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322 признана равной их рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012.
Таким образом, заявление ООО "СТКУ" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков подано в Арбитражный суд Свердловской области и рассмотрено 15.09.2014, то есть после вступления в силу 22.07.2014 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
В связи с этим, на основании ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014 применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 года.
Положения главы 31 НК РФ не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода - данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.12 г. N 7701/12.
Кроме того, пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, заявитель правомерно в уточненной налоговой декларации за 2014 год исчислил за период с 25.04.2014 по 15.10.2014 земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 66:41:0110023:2320, 66:41:0110023:2321, 66:41:0110023:2322, исходя из кадастровой стоимости равной рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-30195/2014.
При указанных обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области от 30.09.2015 N 31662 в оспариваемой части не соответствует налоговому законодательству.
Доводы налогового органа о том, что пункт 1 ст. 391 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ введен в действие с 01.01.2015, то исчисление заявителем земельного налога с 01.01.2014 с учетом стоимости земельного участка, установленной решением суда неправомерно, отклоняется.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ в пункт 1 ст. 391 НК РФ вступили в силу с 01.01.2015.
До указанного времени в налоговом законодательстве отсутствовала норма, предусматривающая правило о том, с какого момента при определении налоговой базы следует учитывать изменения кадастровой стоимости земельного участка, установленные решением суда.
Согласно ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Норма, регулирующая сходные отношения, содержится в ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 мая 2016 года по делу N А60-9458/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)