Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Емельянова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожаковой М.Н.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю: представитель Войтов Д.Ю. по доверенности от 12.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.01.2016 по делу N А32-40299/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСИЧИ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
ООО "Русичи" ОГРН 1022302918846, ИНН 2320096665 / КПП 232001001, г. Сочи (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.08.2011 г. N 13049-605 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 29.01.2016 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю от 10.08.2011 г. N 13049-605 "О привлечении ООО "Русичи" к ответственности за совершение налогового правонарушения" полностью как несоответствующее требованиям налогового законодательства РФ.
Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю в пользу ООО "Русичи" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русичи" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 18.09.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1022302918846, ИНН 2320096665/КПП 232001001, расположено по адресу: 354000, г. Сочи, ул. Курортный проспект 18.
Судом установлено, что в спорный налоговый период обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра с кадастровым номером 23:49:0204025:7 площадью 15100 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Несебрская.
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 12.01.2011 г. обществом была представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2010 г. -"нулевая".
11.05.2011 г. обществом была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. Согласно уточненной декларации сумма земельного налога к уплате составила 525 000 руб. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 75 000 000 руб.).
Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка сведений, указанных в уточненной декларации по земельному налогу за 2010 г. Проверка начата 11.05.2011 г., окончена 27.06.2011 г.
В ходе проведения проверки налоговым органом выявлены нарушения п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Инспекция полагает, что допущенные нарушения привели к неуплате земельного налога за 2010 год в размере 7140581 руб. и, как следствие, к привлечению к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.06.2011 г. N 38739-73.
Письменные возражения на акт проверки налогоплательщиком представлены не были.
Материалы проверки были рассмотрены в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Решением от 10.08.2011 г. N 13049-605 ООО "Русичи" был доначислен земельный налог в размере 7 140 581 руб., а также штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1 428 116,20 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.09.2011 N 22-12-902 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ отменены полностью в связи с повторным их доначислением. В остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции верно установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения налоговым органом в части надлежащего уведомления представителя общества о рассмотрении материалов проверки и вынесении решения допущено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога за 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Пунктом 1 ст. 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В силу п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 20.07.1998 N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135 в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценки, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлены документы, подтверждающие установление по состоянию на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 равной его рыночной стоимости на основании решения арбитражного суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции верно установлено, что Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N А32-13686/2011 по заявлению ООО "Русичи" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере рыночной.
Вступившим в законную силу решением суда от 17.07.2014 по делу N А32-13686/2011 в отдельное производство выделено исковое требование ООО "Русичи" к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, и требование об обязании ответчика внести соответствующие исправления в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Суд также отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Суд указал, что требования истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 являются необоснованными ввиду отсутствия права, подлежащего защите. Изменение кадастровой стоимости земельного участка направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения в законную силу. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применятся в качестве кадастровой стоимости.
По делу N А32-27047/2014 Арбитражный суд Краснодарского края также отказал обществу в удовлетворении ходатайства об уточнении требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011 г., на том основании, что в отношении данного земельного участка имеется вступившее в законную силу решение суда по делу N А32-13686/2011.
Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2011 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Согласно п. 15 статьи 2 Порядка о земельном налоге, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", налоговая ставка 0,7 процента установлена в отношении прочих земельных участков. Отнесение земельного участка общества к земельным участкам, для которых установлена налоговая ставка иная, не доказано.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А32-35930/2013 по спору между теми же лицами и по аналогичным обстоятельствам об оспаривании решения налогового органа в отношении того же земельного участка при исчислении земельного налога за 2012 год.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее также - Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52) установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно представляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости можно получить либо по письменному запросу, либо на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Следовательно, обязанность по получению информации о кадастровой стоимости земельных участков возложена на налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2010 год необходимо применять кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01.01.2010 г.
12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана) 11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Мероприятия налогового контроля, поименованные в гл. 14 НК РФ, осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, по Формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (п. 13 ст. 396 НК РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал, что при расчете и доначислении земельного налога за 2010 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельных участков на основании сведений полученных из Росреестра и налоговая база инспекцией определена в соответствии с требованиями статьи 391, 392 и пункта 7 статьи 396 НК РФ.
При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция правомерно использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка, с учетом периода их использования и наличия права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, является правильным вывод суда первой инстанции о правомерности применения инспекцией при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб.
Доказательств изменения кадастровой стоимости данного земельного участка не представлено.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 по делу N А32-13686/2011 имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора. Изменений в вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащих обществу, уполномоченным органом не вносилось.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделан правильный вывод об обязанности общества уплачивать земельный налог за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. и обоснованно не принял во внимание доводы заявителя в указанной части.
В указанной части суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
По данному эпизоду доводы в апелляционной жалобе не указаны.
Вместе с тем, удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что земельный налог за 2010 г. ООО "Русичи" исходя из кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. уже был доначислен обществу ранее (по решению МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295, с учетом решения УФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.07.2012 г. N 20-12-622), ввиду чего обязанность налогоплательщика уплатить его вновь за 2010 года по первоначальной декларации, а затем по уточненной (за вычетом суммы налога, указанной самим обществом к уплате в уточненной налоговой декларации) является двойным налогообложением (неоднократное взимание одного и того же налога, за один и тот же период, по одному и тому же земельному участку с одного налогоплательщика) и противоречит основным началам законодательства о налогах и сбора.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, ввиду следующего.
Как было установлено выше, 12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана) 11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Статьей 81 НК РФ закреплены правила внесения изменений в налоговую декларацию. Так, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 1 статьи 81 Кодекса).
Налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих налогоплательщику представлять в налоговый орган уточненные налоговые декларации либо ограничивающих такое право каким-либо сроком.
При этом отказ налогового органа в принятии декларации является неправомерным. НК РФ не ограничивает представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2006 N 11775/05).
Уточненная декларация - это новая декларация, так как в ней изложены другие показатели, отличные от тех, которые изложены в первоначальной декларации. При представлении уточненной налоговой декларации инспекция прекращает все действия по проверке ранее поданной декларации, и начинает новую налоговую проверку поданной уточненной декларации.
Следовательно, исходя из положений статьи 81 НК РФ и правоприменительных выводов, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2006 N 11775/05, при представлении в инспекцию уточненной декларации в карточке лицевого счета (далее также - КЛС) предыдущие начисления аннулируются и вносятся новые, соответствующие начислениям, указанным в уточненной декларации.
Таким образом, представление уточненной декларации ООО "Русичи" по земельному налогу за 2010 г. повлекло за собой снятие начислений первичной декларации по решению от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295 (с учетом решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 21 июля 2012 г. N 22-12-622), а в карточку лицевого счета внесены новые начисления налога, соответствующие тем, которые указаны в уточненной декларации, что подтверждается выпиской из КЛС и представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подаче заявителем уточненной декларации по земельному налогу за 2010 год сведения о его налоговый обязательствах этого периода по данному налогу изменились, в связи с этим инспекция правомерно по результатам проверки данной уточненной декларации доначислила обществу и предложила уплатить земельный налог.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя, а вывод суда первой инстанции о том, что обязанность налогоплательщика уплатить налог за 2010 года по первоначальной, а затем по уточненной декларации (за вычетом суммы налога, указанной самим обществом к уплате в уточненной налоговой декларации) является двойным налогообложением, основан на неверном толковании законодательства о налогах и сбора.
Кроме того, признавая недействительным решение налоговой инспекции в полном объеме, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что решение инспекции в рамках досудебного урегулирования налогового спора уже было признано незаконным в части налоговых санкций вышестоящим налоговым органом, а именно: решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.09.2011 N 22-12-902 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ отменены полностью в связи с повторным их доначислением; в остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения (л.д. 93-100).
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда подлежит отмене, а обществу надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-40299/2011 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Русичи" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.04.2016 N 15АП-3600/2016 ПО ДЕЛУ N А32-40299/2011
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. N 15АП-3600/2016
Дело N А32-40299/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Емельянова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожаковой М.Н.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю: представитель Войтов Д.Ю. по доверенности от 12.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.01.2016 по делу N А32-40299/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСИЧИ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Орловой А.В.
установил:
ООО "Русичи" ОГРН 1022302918846, ИНН 2320096665 / КПП 232001001, г. Сочи (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Краснодарскому краю, г. Сочи (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.08.2011 г. N 13049-605 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 29.01.2016 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю от 10.08.2011 г. N 13049-605 "О привлечении ООО "Русичи" к ответственности за совершение налогового правонарушения" полностью как несоответствующее требованиям налогового законодательства РФ.
Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю в пользу ООО "Русичи" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Русичи" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 18.09.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1022302918846, ИНН 2320096665/КПП 232001001, расположено по адресу: 354000, г. Сочи, ул. Курортный проспект 18.
Судом установлено, что в спорный налоговый период обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра с кадастровым номером 23:49:0204025:7 площадью 15100 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Несебрская.
В Межрайонную ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю 12.01.2011 г. обществом была представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2010 г. -"нулевая".
11.05.2011 г. обществом была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. Согласно уточненной декларации сумма земельного налога к уплате составила 525 000 руб. (исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 75 000 000 руб.).
Межрайонной ИФНС России N 7 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка сведений, указанных в уточненной декларации по земельному налогу за 2010 г. Проверка начата 11.05.2011 г., окончена 27.06.2011 г.
В ходе проведения проверки налоговым органом выявлены нарушения п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Инспекция полагает, что допущенные нарушения привели к неуплате земельного налога за 2010 год в размере 7140581 руб. и, как следствие, к привлечению к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.06.2011 г. N 38739-73.
Письменные возражения на акт проверки налогоплательщиком представлены не были.
Материалы проверки были рассмотрены в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Решением от 10.08.2011 г. N 13049-605 ООО "Русичи" был доначислен земельный налог в размере 7 140 581 руб., а также штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1 428 116,20 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.09.2011 N 22-12-902 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ отменены полностью в связи с повторным их доначислением. В остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции верно установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемого решения налоговым органом в части надлежащего уведомления представителя общества о рассмотрении материалов проверки и вынесении решения допущено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога за 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Пунктом 1 ст. 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
В силу п. 12 Правил споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 20.07.1998 N 135-ФЗ) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.20 Закона от 29.07.1998 N 135 в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценки, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, заявителем не представлены документы, подтверждающие установление по состоянию на 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 равной его рыночной стоимости на основании решения арбитражного суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции верно установлено, что Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N А32-13686/2011 по заявлению ООО "Русичи" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере рыночной.
Вступившим в законную силу решением суда от 17.07.2014 по делу N А32-13686/2011 в отдельное производство выделено исковое требование ООО "Русичи" к ФГБУ "ФКП Росреестра", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, и требование об обязании ответчика внести соответствующие исправления в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:58. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Суд также отказал истцу в удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7.
Суд указал, что требования истца в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 являются необоснованными ввиду отсутствия права, подлежащего защите. Изменение кадастровой стоимости земельного участка направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления решения в законную силу. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применятся в качестве кадастровой стоимости.
По делу N А32-27047/2014 Арбитражный суд Краснодарского края также отказал обществу в удовлетворении ходатайства об уточнении требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7 в размере его рыночной стоимости на 01.01.2011 г., на том основании, что в отношении данного земельного участка имеется вступившее в законную силу решение суда по делу N А32-13686/2011.
Данные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2011 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Отмена постановления от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности.
Постановление от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" надлежащим образом доведено до сведения неопределенного круга лиц 13.03.2009, в связи с чем, налогоплательщик, руководствуясь пунктом 3 статьи 391 Кодекса, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства в соответствии с этим постановлением и правильно применить ставку налога.
Согласно п. 15 статьи 2 Порядка о земельном налоге, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", налоговая ставка 0,7 процента установлена в отношении прочих земельных участков. Отнесение земельного участка общества к земельным участкам, для которых установлена налоговая ставка иная, не доказано.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А32-35930/2013 по спору между теми же лицами и по аналогичным обстоятельствам об оспаривании решения налогового органа в отношении того же земельного участка при исчислении земельного налога за 2012 год.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее также - Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52) установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно представляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52).
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости можно получить либо по письменному запросу, либо на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
Следовательно, обязанность по получению информации о кадастровой стоимости земельных участков возложена на налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2010 год необходимо применять кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01.01.2010 г.
12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана) 11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Мероприятия налогового контроля, поименованные в гл. 14 НК РФ, осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований, по Формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (п. 13 ст. 396 НК РФ).
Суд первой инстанции правомерно указал, что при расчете и доначислении земельного налога за 2010 год налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельных участков на основании сведений полученных из Росреестра и налоговая база инспекцией определена в соответствии с требованиями статьи 391, 392 и пункта 7 статьи 396 НК РФ.
При исчислении суммы подлежащего уплате земельного налога инспекция правомерно использовала сведения о кадастровой стоимости земельных участков, предоставленные уполномоченным органом и указанные в кадастровом паспорте земельного участка, с учетом периода их использования и наличия права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, является правильным вывод суда первой инстанции о правомерности применения инспекцией при исчислении земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб.
Доказательств изменения кадастровой стоимости данного земельного участка не представлено.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2014 по делу N А32-13686/2011 имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора. Изменений в вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащих обществу, уполномоченным органом не вносилось.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделан правильный вывод об обязанности общества уплачивать земельный налог за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204025:7, расположенного по адресу: г. Сочи, р-н Центральный, ул. Несербская, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства торгово-культурного центра, принадлежащего в 2010 году ООО "Русичи", кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. и обоснованно не принял во внимание доводы заявителя в указанной части.
В указанной части суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
По данному эпизоду доводы в апелляционной жалобе не указаны.
Вместе с тем, удовлетворяя заявление налогоплательщика, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что земельный налог за 2010 г. ООО "Русичи" исходя из кадастровой стоимости в размере 1 095 082 955 руб. уже был доначислен обществу ранее (по решению МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295, с учетом решения УФНС РФ по Краснодарскому краю от 21.07.2012 г. N 20-12-622), ввиду чего обязанность налогоплательщика уплатить его вновь за 2010 года по первоначальной декларации, а затем по уточненной (за вычетом суммы налога, указанной самим обществом к уплате в уточненной налоговой декларации) является двойным налогообложением (неоднократное взимание одного и того же налога, за один и тот же период, по одному и тому же земельному участку с одного налогоплательщика) и противоречит основным началам законодательства о налогах и сбора.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, ввиду следующего.
Как было установлено выше, 12.01.2011 г. заявителем представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указан земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204025:7 (кадастровая стоимость не указана) 11.05.2011 г. обществом в налоговую инспекцию была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 г. по данному участку. В данной уточненной декларации указана рыночная стоимость в размере 75 000 000 рублей.
Статьей 81 НК РФ закреплены правила внесения изменений в налоговую декларацию. Так, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 1 статьи 81 Кодекса).
Налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих налогоплательщику представлять в налоговый орган уточненные налоговые декларации либо ограничивающих такое право каким-либо сроком.
При этом отказ налогового органа в принятии декларации является неправомерным. НК РФ не ограничивает представление уточненных налоговых деклараций сроком и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2006 N 11775/05).
Уточненная декларация - это новая декларация, так как в ней изложены другие показатели, отличные от тех, которые изложены в первоначальной декларации. При представлении уточненной налоговой декларации инспекция прекращает все действия по проверке ранее поданной декларации, и начинает новую налоговую проверку поданной уточненной декларации.
Следовательно, исходя из положений статьи 81 НК РФ и правоприменительных выводов, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2006 N 11775/05, при представлении в инспекцию уточненной декларации в карточке лицевого счета (далее также - КЛС) предыдущие начисления аннулируются и вносятся новые, соответствующие начислениям, указанным в уточненной декларации.
Таким образом, представление уточненной декларации ООО "Русичи" по земельному налогу за 2010 г. повлекло за собой снятие начислений первичной декларации по решению от 20.05.2011 г. N 13-24/11901-295 (с учетом решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 21 июля 2012 г. N 22-12-622), а в карточку лицевого счета внесены новые начисления налога, соответствующие тем, которые указаны в уточненной декларации, что подтверждается выпиской из КЛС и представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при подаче заявителем уточненной декларации по земельному налогу за 2010 год сведения о его налоговый обязательствах этого периода по данному налогу изменились, в связи с этим инспекция правомерно по результатам проверки данной уточненной декларации доначислила обществу и предложила уплатить земельный налог.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя, а вывод суда первой инстанции о том, что обязанность налогоплательщика уплатить налог за 2010 года по первоначальной, а затем по уточненной декларации (за вычетом суммы налога, указанной самим обществом к уплате в уточненной налоговой декларации) является двойным налогообложением, основан на неверном толковании законодательства о налогах и сбора.
Кроме того, признавая недействительным решение налоговой инспекции в полном объеме, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что решение инспекции в рамках досудебного урегулирования налогового спора уже было признано незаконным в части налоговых санкций вышестоящим налоговым органом, а именно: решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.09.2011 N 22-12-902 апелляционная жалоба ООО "Русичи" удовлетворена частично, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ отменены полностью в связи с повторным их доначислением; в остальной части жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение нижестоящего налогового органа - без изменения (л.д. 93-100).
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда подлежит отмене, а обществу надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2016 по делу N А32-40299/2011 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Русичи" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Д.В.НИКОЛАЕВ
Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)