Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.05.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-157/2017

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником спорного земельного участка. Полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы как собственника, поскольку это влечет увеличение земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2017 г. по делу N 3а-157/2017


Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-157/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года,

установил:

Акционерное общество "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" (далее - АО "РСК "МиГ") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, уточнив исковые требования, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 182 000 000 рублей.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец ссылается на то, что является собственником спорного земельного участка. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2014 г. По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084 составила 1 568 007 496, 44 рублей. Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы как собственника, поскольку влечет увеличение земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость.
Представитель административного истца АО "РСК "МиГ" по доверенности С.Т. в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам ранее представленных письменных пояснений.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования АО "РСК "МиГ" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судом установлено, что АО "РСК "МиГ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 5 июня 2012 года.
На основании постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в размере 1 568 007 496,44 рублей.
Вместе с тем, административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права, поскольку влечет увеличение размера земельного налога.
Таким образом, административный истец просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
размера арендной платы за землю.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
АО "РСК "МиГ", будучи собственником спорного земельного участка, является плательщиком земельного налога, размер которого зависит от кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, его обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.
В этой связи возражения представителя ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, суд находит необоснованными.
Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями подтверждается также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года N 1555-О, о том, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Реализуя право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, АО "РСК "МиГ" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 15 ноября 2016 года N 51-6692/2016 отклонено заявление АО "РСК "МиГ" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084.
Согласно абзацу 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 2/70018506-МАВ/01-1 от 30 марта 2016 года, выполненный ЗАО "Российская оценка", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 года определена в размере 891 369 000 рублей.
На данный отчет истцом получено положительное экспертное заключение N 151130-1633 от 25 апреля 2016 года, подготовленное экспертом саморегулируемой организации оценщиков - "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания на отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, указав на несоответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом отчет об оценке на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
С целью проверки доводов административного истца и замечаний административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "БСГ-Консалтинг групп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 2/70018506-МАВ/01-1 от 30 марта 2016 года, выполненный ЗАО "Российская оценка", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В отчете допущены нарушения, повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, общей площадью 80 982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, по состоянию на 1 января 2014 года составила 1 182 000 000 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено экспертом С.Ю., обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Стороны по делу доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
При этом выводы отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка N 2/70018506-МАВ/01-1 от 30 марта 2016 года, выполненного ЗАО "Российская оценка", опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы, в связи с чем не могут быть положены в основу решения в части определения размера рыночной стоимости земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорного земельного участка, сторонами не представлено, истец уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной по состоянию на 1 января 2014 года в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить административное исковое заявление АО "РСК "МиГ", установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, общей площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 182 000 000 рублей.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084 АО "РСК "МиГ" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 2 ноября 2016 года.

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г. Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Определенная судом в настоящем решении кадастровая стоимость спорного земельного участка применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, общей площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1 182 000 000 (один миллиард сто восемьдесят два миллиона) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, общей площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки, то есть по 31 декабря 2016 года.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005014:084, общей площадью 80982 кв. м, расположенного по адресу: <...> вл. 7, считать дату обращения акционерного общества "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 2 ноября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья
Московского городского суда
С.И.КОЛОСОВА

Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2017 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)