Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. (до перерыва), помощником судьи Есиповым А.С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Завьялова Н.В. по доверенности от 18.12.2015 (в течение 12 месяцев); Сальнова С.А. по доверенности от 04.02.2016 (в течение 12 месяцев) (до перерыва); Коломиец Е.Б. по доверенности от 11.12.2015 (на один год) (до и после перерыва в судебном заседании)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНС"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 мая 2016 года по делу N А45-24718/2014 (судья Шашкова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНС" (ИНН 5405331176, ОГРН 1065405136356), г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности
Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНс" (далее - Общество, ООО СК "БраНс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.08.2014 N 1913 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения к оплате налога на прибыль в сумме 13 379 847 руб., штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) -2 675 969 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) -28 245 593 руб., штрафа по статье 122 НК РФ - 5 280 746 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) -2 362 457 руб., штрафа по статье 123 НК РФ -840 795 руб. (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 25.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности по статьям 122, 123, 126 НК РФ в сумме 7 996 959 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, изложено в новой редакции: принят отказ Общества в части требования о привлечении к ответственности по статье 126 НК РФ в размере 88 000 руб., производство по делу в указанной части прекращено; признано недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к ответственности по статьям 122, 123 НК РФ в сумме 7 917 759 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 29.12.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 25.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены в части отказа в признании недействительным решения ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска от 14.08.2014 N 1913 относительно предложения удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц (начисления соответствующих пени и санкций) по эпизоду получения физическими лицами дохода в натуральной форме в виде предоставленного им питания; относительно доначисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (соответствующих пени и санкций) по эпизоду, связанному с предоставлением физическим лицам услуг общественного питания.
В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела в отмененной судом кассационной инстанции части, решением от 20.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СК "БраНс" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции по эпизоду доначисления налогов по расходам на питание физических лиц: налога на прибыль в сумме - 850 105 руб., НДС в сумме - 484 107 руб., в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа: по налогу на прибыль в сумме - 170 021 руб., по НДС в сумме - 96 821, 40 руб.; НДФЛ в сумме - 2 362 457 руб., привлечения к ответственности, предусмотренной статье 123 НК РФ в виде штрафа по НДФЛ в сумме - 840 795 руб., начисления соответствующих сумм пени по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц.
Инспекция в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 г., апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.07.2016 г. на 11 час. 15 мин.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 г., судебное заседание отложено на 31.08.2016 на 09 час. 30 мин.
В связи с произведенной заменой в составе суда на основании Определения и.о. заместителя председателя суда Полосина А.Л. от 30.08.2016 (судьи Марченко Н.В. (нахождение в очередном отпуске) на судью Бородулину И.И.), судебное разбирательство по делу после отложения в судебном заседании 31.08.2016 в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ произведено с самого начала.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 31.08.2016 объявлялся перерыв до 06.09.2016 до 09 час. 30 мин.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "БраНс", уведомившего суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия представителя заявителя, при имеющихся явке и материалам дела (статья 156 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене в обжалуемой части.
При новом рассмотрении дела, учитывая указания суда кассационной инстанции (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ), принимая во внимание, что сторонами дополнительные документы в материалы дела не представлены, ходатайств по этому поводу также не заявлялось, суд первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, пришел к выводу о предоставлении налоговым органом достаточных доказательств факта и размера вмененных физическим лицам доходов (сводные ведомости и списки персонифицированного контроля, протоколы допросов работников), свидетельствующие о том, что работниками ООО СК "БраНс" был получен (принят) доход в натуральной форме в определенном размере, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований в обжалуемой части.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что по рассматриваемому эпизоду (в отмененной судом кассационной инстанции части) ООО "БраНс" дополнительно начислены:
- - налог на прибыль -850 105 руб., штраф, пеня (с суммы расходов на питание работников, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс" (иностранцы), (расходы за 2011-2012 гг. в сумме 4 250 523 руб. *20%), стр. 22-25 Решения;
- - НДС - 484 107 руб., штраф, пеня (завышены налоговые вычеты по НДС со стоимости питания работников, не трудоустроенных у заявителя) стр. 28-29 Решения;
- - НДФЛ - 1 775 458 руб. (недобор-1, питание на ГЭС трудоустроенных работников на момент вынесения решения ВНП);
- - НДФЛ - 586 999 руб. (недобор-2, питание на ГЭС работников, уволенных на момент вынесения Решения ВНП).
По эпизоду НДФЛ по результатам выездной налоговой проверки установлено (пункт 3 Решения N 1913 от 15.08.2014, стр. 40) неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом НДФЛ в сумме 2 491 828 руб., в том числе, недобор по работникам офиса в сумме 129 371 руб. (не оспаривается Обществом); 1 775 458 руб. - недобор по работникам трудоустроенным в ООО СК "БраНс" и работающим на момент вынесения решения по выездной налоговой проверке (питание на ГЭС работников, трудоустроенных в Обществе); 586 999 руб. (питание на ГЭС, работников в 2011-2013, уволенных из ООО "БраНс" на момент вынесения решения), оспаривается Обществом в размере 2 362 457 руб. (1 775 458 руб. +586 999 руб.).
На момент вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки у налогоплательщика был затребован список уволенных работников (из ранее работающих в 2011-2013), и произведен перерасчет по ним на сумму -586 999 руб.
Таким образом, налоговым органом предложено (стр. 44 Решения N 1913 от 15.08.2014) в отношении недобора (неудержанного налога) НДФЛ в сумме 1 904 829 руб.:
а) удержать сумму неудержанного НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщиков (являются работниками организации) при очередной выплате дохода (пункт 2 статьи 231 НК РФ);
б) перечислить в бюджетную систему Российской Федерации удержанную из доходов налогоплательщиков доначисленную сумму НДФЛ (пункт 6 статьи 226 НК РФ);
в) представить в налоговый орган по налогоплательщикам уточненные сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком "1") на физических лиц, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за те налоговые периоды, за которые сведения о доходах уже были представлены в налоговый орган.
- в сумме 586 999 руб.:
г) в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ в месячный срок после вступления в силу Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения представить в налоговый орган по месту учета сообщения о невозможности удержания налога не являющимся работниками организации (справка формы 2-НДФЛ);
д) в месячный срок после вступления в силу Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по настоящей налоговой проверке представить в налоговый орган по налогоплательщикам, не являющимся работниками организации, уточненные сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком "1") на физических лиц, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за те налоговые периоды, за которые сведения о доходах уже были представлены в налоговый орган;
- в отношении недобора (неудержанного налога) НДФЛ по питанию не трудоустроенных лиц (иностранных работников) в сумме 777 971 руб. (в том числе: 2011 г. - 262 924 руб., 2012 г. - 316 150 руб., 2013 г. - 198 897 руб.):
е) по работникам, на которых не были представлены сведения, представить справки формы 2 НДФЛ с признаком "1" и "2" на 104 чел. за 2011 год, на 78 чел. за 2012 год и на 38 чел. за 2013 год. (Приложение N 24 к Акту ВНП, Приложение N 5 к Решению ВНП - Списки сотрудников по ведомостям питания по ООО СК "БраНс" за апрель 2011 - август 2013, у которых установлен недобор НДФЛ).
При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ учитываются доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоды в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
В силу под. 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе, питания в его интересах.
При получении налогоплательщиком от организации дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 НК РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Факт получения физическими лицами от Общества (налоговый агент) дохода, равно как и размер (арифметически) неудержанного НДФЛ в сумме 2 362 457 руб., заявителем не оспаривается.
Доводы ООО СК "БраНс" о том, что сводные ведомости и списки персонифицированного контроля в материалах дела отсутствуют, допрошены не все работники, в отношении которых доначислен НДФЛ, в протоколах допросов отсутствуют суммы полученного дохода, отклоняются судом апелляционной инстанции; расхождения установлены Инспекцией в сопоставлении фамилий работников в сводных ведомостях (представленных Генеральным подрядчиком и налогоплательщиком на проверку), в количестве питавшихся работников, а также установлено, что на объекте ГЭС питание получали лица, нетрудоустроенные в ООО СК "БраНс"; представленные Генподрядчиком к актам ежемесячные списки работников ООО СК "БраНс", получавших питание на объекте ГЭС сопоставлялись налоговым органом сплошным методом по каждому работнику с расчетными ведомостями ООО СК "БраНс" за соответствующий месяц, а также Ф.И.О., указанных в ежемесячных сводных ведомостях, представленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" со сведениями о доходах (форма 2-НДФЛ) за 2011-2012 гг., представленными ООО СК "БраНс" в ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска и выявлено, что в списках на питание указаны физические лица, которые не были трудоустроены в ООО СК "БраНс" в 2011-104 чел.; 2012-78 чел., 2013-38 чел.
Инспекцией по выявленным нарушениям, изложенным в акте выездной налоговой проверки N 1913 от 27.06.2014 г., направлено в ООО СК "БраНс" письмо от 06.08.2014 N 16-10/011006 с Приложениями N N 1-3 (списки физических лиц, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс") о предоставлении письменных пояснений по прилагаемым вопросам.
ООО СК "БраНс" на рассмотрение материалов налоговой проверки 11.08.2014 г. представило письменные пояснения, что указанные физические лица (кроме Хмурова И.В.) не оформляли заявления о приеме на работу в ООО СК "БраНс" и не были трудоустроены в ООО СК "БраНс"; на вопрос: "Получали ли физические лица, указанные в Приложении N N 1-3 в 2011-2013 гг. бесплатное питание при выполнении работ на строительном объекте "Усть-СреднеканГЭС". Если да, то в каком размере? Поясните порядок предоставления" Общество пояснило, что бесплатное питание (из всего списка) получал Хмуров И.В., в остальной части вопроса и по остальным физическим лицам никаких пояснений не представлено.
Для выяснения обстоятельств, связанных с расходами Общества по питанию персонала, работающих на объекте "Усть-СреднеканГЭС", налоговый орган истребовал документы у ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой"; представленные последним заверенные должным образом копии документов: договоры строительного подряда, счета-фактуры, счета, акты, ежемесячные сводные ведомости удержания из зарплаты по столовой, содержащие списки работников ООО СК "БраНс", получавших питание в 2011, 2012, 2013 соответствуют условиям дополнительного соглашения N 3 к Договору на выполнение строительно-монтажных работ N 59/2008 от 18.06.2008, пункту 5.1.26 Договоров строительного подряда от 01.02.2011 N 56/2011, от 10.05.2012 N 62/2012, и не противоречат требованиям договора.
При этом, помесячные сводные ведомости (списки) за период с 01.01.2011 по 31.08.2013 содержат Ф.И.О. работников ООО СК "БраНс" с указанием стоимости питания по каждому физическому лицу за месяц, указание месяца, компании (ООО СК "БраНс"), итоговой суммы за месяц, которая по сводной ведомости, соответствует стоимости расходов по питанию в счете-фактуре и акте.
Сводные ведомости, представленные ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" получены ООО СК "БраНс" в качестве приложения к Акту выездной налоговой проверки, Общество с ними ознакомилось и не принесло каких-либо возражений на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и при апелляционном обжаловании решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Кроме того, из пояснения Общества (поступили в электронном виде) в суд апелляционной инстанции 30.08.2016 следует, что суммовой учет питания по каждому сотруднику ООО СК "Бранс" не велся, в представленных ООО СК "БраНс" списках сотрудников (подписаны директором Подольским Р.М., т. 4, л.д. 90-152) суммовые показатели отсутствуют, что также подтверждается протоколом допроса свидетеля Волкова А.В. и отражено в решении Инспекции (стр. 33); вместе с тем, Общество производило оплату стоимости расходов по питанию согласно выставляемым Генподрядчиком счетам-фактурам, соответствующей итоговой сумме за месяц по сводным ведомостям Генподрядчика, в связи с чем, доводы Общества о том, что сводные ведомости не могут являть доказательствами, отклоняются за необоснованностью.
Признавая несостоятельной ссылку заявителя о несоответствии ежемесячных списков работников, получавших питание в 2011-2012 гг., представленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой", требованиям пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что настоящее Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации; в данном случае договором предусмотрено в качестве документа, подтверждающего факт исполнения Генподрядчиком обязательств по обеспечению персонала Подрядчика питанием - сводные ведомости и списки персонифицированного контроля, в связи с чем, к таким спискам не применим пункт 13 Положения N 34н; ежемесячные списки были представлены непосредственно Генподрядчиком, оснований ставить их под сомнение не имеется.
В проверяемом периоде при исчислении налога на прибыль ООО СК "БраНс" отнесло на расходы на организацию услуг питания 16 600 845 руб. (в том числе: 2011 г. - 6 756 820 руб., 2012 г. - 9 844 025 руб.).
Налоговым органом в ходе проверке произведен перерасчет расходов по питанию в части нетрудоустроенных (не идентифицированных) работников, в результате чего в нарушение пункта 1 статьи 252, статьи 255 НК РФ ООО СК "БраНс" неправомерно отнесло на расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, расходы в виде возмещения стоимости по питанию работников, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс": за 2011 год -1 951 439 руб., за 2012 год - 2 299 084 руб.
При определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за налоговые периоды 2011-2012 Общество в нарушение пункта 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в размере 484 107 руб. в виде сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении работ на основании счетов-фактур от имени ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" на возмещение расходов по питанию (в части нетрудоустроенных (не идентифицированных) в ООО СК "БраНс" работников); при этом, отказ в вычете по НДС осуществлен лишь в части налога на добавленную стоимость, приходящуюся на непринятую стоимость расходов по питанию нетрудоустроенных работников.
В статье 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходы на оплату труда определяются статьей 255 НК РФ, согласно которой в эти расходы налогоплательщика включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 25 статьи 255 НК РФ также определено, что к этим расходам относятся и другие непоименованные в ней виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Из пункта 25 статьи 270 НК РФ следует, что не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или бесплатно, за исключением случаев, когда такое питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемого питания может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено законодательством Российской Федерации и трудовым и (или) коллективным договором.
Поскольку расходы на питание заявлены Обществом в отношении нетрудоустроенных в ООО СК "БраНс" работников, не связаны с выполнением этими работниками трудовых обязанностей в ООО СК "БраНс", и соответственно, с производственной деятельностью общества, в отсутствие расхождений в суммах, выставленных расходов по питанию Генподрядчиком ОАО "УстьСреднеканГЭСстрой", выводы налогового органа о необоснованном учете при исчислении налога на прибыль расходов на питание нетрудоустроенных физических лиц, являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Поскольку сам работодатель не является потребителем услуг по питанию и передачи товаров, работ, услуг между исполнителями и Обществом - заказчиком не происходит, в данном случае, операции по приобретению питания нетрудоустроенных работников не связаны с производственной деятельностью Общества; в силу вышеприведенных норм Налогового Кодекса РФ, у Общества отсутствует право для принятия сумм НДС к вычету.
Доводы ООО СК "БраНс" о том, что факт несения затрат со стороны заявителя на питание физических лиц, не являющихся работниками ООО СК "БраНс" не подтверждается материалами дела; сводные ведомости, составленные вероятно компанией Норд Стар Кэтэринг, могут содержать ошибки, так как на объекте работало несколько подрядчиков, имеющих большой штат работников; из представленных Генподрядчиком копий сводных ведомостей и списков персонифицированного контроля невозможно персонифицировать расходы, отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие фактически установленным обстоятельствам по делу - пояснениям Общества об отсутствии суммового учета питания по каждому работнику Общества; протоколу допроса ИП Волкова Андрея Владимировича (Исполнитель), который в проверяемом периоде по договору N 3 от 01.11.2012 осуществлял для ООО СК "БраНс" (Заказчик) бухгалтерский, налоговый учет и сдачу отчетности, пояснивший, что неверный выбор аналитики по Дебету сч. 20 в 2011-2012 произошел в результате технической ошибки, суммы "Возмещения расходов по питанию работников" по контрагенту ОАО "Усть-Среднеканская ГЭС" следовало отнести на расходы в 2011-2012 согласно статье 255 НК РФ как расходы на оплату труда; кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, налогоплательщик не предъявлял претензий относительно сумм выставленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой", данные суммы были включены в расходы в полном объеме и при прямой обязанности предусмотренной договором подряда контролировать составление сводных ведомостей до настоящего момента Обществом не устранены противоречия в списках и не представлен суммовой учет по каждому работнику, получавшему доход в натуральной форме.
Ссылка Общества на то, что решение суда первой инстанции в части неудержанной суммы НДФЛ нарушает права третьих (физических) лиц, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, несостоятельна, нарушение законодательства о налогах и сборах, влечет для Общества как налогового агента определенные последствия, предусмотренные статьей 226 НК РФ, и не может рассматриваться как нарушение прав физических лиц.
Принимая во внимание, не приведение Обществом доводов и доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 АПК РФ и подтверждающих несоответствие выводов суда, содержащихся в решении фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, относительно нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, апелляционная жалоба ООО СК "БраНс" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 мая 2016 года по делу N А45-24718/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2016 N 07АП-1175/2015 ПО ДЕЛУ N А45-24718/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2016 г. по делу N А45-24718/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. (до перерыва), помощником судьи Есиповым А.С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия
от заинтересованного лица: Завьялова Н.В. по доверенности от 18.12.2015 (в течение 12 месяцев); Сальнова С.А. по доверенности от 04.02.2016 (в течение 12 месяцев) (до перерыва); Коломиец Е.Б. по доверенности от 11.12.2015 (на один год) (до и после перерыва в судебном заседании)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНС"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 20 мая 2016 года по делу N А45-24718/2014 (судья Шашкова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНС" (ИНН 5405331176, ОГРН 1065405136356), г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска
о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "БраНс" (далее - Общество, ООО СК "БраНс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.08.2014 N 1913 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения к оплате налога на прибыль в сумме 13 379 847 руб., штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) -2 675 969 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) -28 245 593 руб., штрафа по статье 122 НК РФ - 5 280 746 руб., налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) -2 362 457 руб., штрафа по статье 123 НК РФ -840 795 руб. (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 25.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности по статьям 122, 123, 126 НК РФ в сумме 7 996 959 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, изложено в новой редакции: принят отказ Общества в части требования о привлечении к ответственности по статье 126 НК РФ в размере 88 000 руб., производство по делу в указанной части прекращено; признано недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к ответственности по статьям 122, 123 НК РФ в сумме 7 917 759 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 29.12.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 25.05.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.08.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены в части отказа в признании недействительным решения ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска от 14.08.2014 N 1913 относительно предложения удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц (начисления соответствующих пени и санкций) по эпизоду получения физическими лицами дохода в натуральной форме в виде предоставленного им питания; относительно доначисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (соответствующих пени и санкций) по эпизоду, связанному с предоставлением физическим лицам услуг общественного питания.
В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела в отмененной судом кассационной инстанции части, решением от 20.05.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СК "БраНс" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции по эпизоду доначисления налогов по расходам на питание физических лиц: налога на прибыль в сумме - 850 105 руб., НДС в сумме - 484 107 руб., в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа: по налогу на прибыль в сумме - 170 021 руб., по НДС в сумме - 96 821, 40 руб.; НДФЛ в сумме - 2 362 457 руб., привлечения к ответственности, предусмотренной статье 123 НК РФ в виде штрафа по НДФЛ в сумме - 840 795 руб., начисления соответствующих сумм пени по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц.
Инспекция в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 г., апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.07.2016 г. на 11 час. 15 мин.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 г., судебное заседание отложено на 31.08.2016 на 09 час. 30 мин.
В связи с произведенной заменой в составе суда на основании Определения и.о. заместителя председателя суда Полосина А.Л. от 30.08.2016 (судьи Марченко Н.В. (нахождение в очередном отпуске) на судью Бородулину И.И.), судебное разбирательство по делу после отложения в судебном заседании 31.08.2016 в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ произведено с самого начала.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 31.08.2016 объявлялся перерыв до 06.09.2016 до 09 час. 30 мин.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "БраНс", уведомившего суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия представителя заявителя, при имеющихся явке и материалам дела (статья 156 АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене в обжалуемой части.
При новом рассмотрении дела, учитывая указания суда кассационной инстанции (часть 2.1 статьи 289 АПК РФ), принимая во внимание, что сторонами дополнительные документы в материалы дела не представлены, ходатайств по этому поводу также не заявлялось, суд первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, пришел к выводу о предоставлении налоговым органом достаточных доказательств факта и размера вмененных физическим лицам доходов (сводные ведомости и списки персонифицированного контроля, протоколы допросов работников), свидетельствующие о том, что работниками ООО СК "БраНс" был получен (принят) доход в натуральной форме в определенном размере, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований в обжалуемой части.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что по рассматриваемому эпизоду (в отмененной судом кассационной инстанции части) ООО "БраНс" дополнительно начислены:
- - налог на прибыль -850 105 руб., штраф, пеня (с суммы расходов на питание работников, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс" (иностранцы), (расходы за 2011-2012 гг. в сумме 4 250 523 руб. *20%), стр. 22-25 Решения;
- - НДС - 484 107 руб., штраф, пеня (завышены налоговые вычеты по НДС со стоимости питания работников, не трудоустроенных у заявителя) стр. 28-29 Решения;
- - НДФЛ - 1 775 458 руб. (недобор-1, питание на ГЭС трудоустроенных работников на момент вынесения решения ВНП);
- - НДФЛ - 586 999 руб. (недобор-2, питание на ГЭС работников, уволенных на момент вынесения Решения ВНП).
По эпизоду НДФЛ по результатам выездной налоговой проверки установлено (пункт 3 Решения N 1913 от 15.08.2014, стр. 40) неудержание и (или) неперечисление налоговым агентом НДФЛ в сумме 2 491 828 руб., в том числе, недобор по работникам офиса в сумме 129 371 руб. (не оспаривается Обществом); 1 775 458 руб. - недобор по работникам трудоустроенным в ООО СК "БраНс" и работающим на момент вынесения решения по выездной налоговой проверке (питание на ГЭС работников, трудоустроенных в Обществе); 586 999 руб. (питание на ГЭС, работников в 2011-2013, уволенных из ООО "БраНс" на момент вынесения решения), оспаривается Обществом в размере 2 362 457 руб. (1 775 458 руб. +586 999 руб.).
На момент вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки у налогоплательщика был затребован список уволенных работников (из ранее работающих в 2011-2013), и произведен перерасчет по ним на сумму -586 999 руб.
Таким образом, налоговым органом предложено (стр. 44 Решения N 1913 от 15.08.2014) в отношении недобора (неудержанного налога) НДФЛ в сумме 1 904 829 руб.:
а) удержать сумму неудержанного НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщиков (являются работниками организации) при очередной выплате дохода (пункт 2 статьи 231 НК РФ);
б) перечислить в бюджетную систему Российской Федерации удержанную из доходов налогоплательщиков доначисленную сумму НДФЛ (пункт 6 статьи 226 НК РФ);
в) представить в налоговый орган по налогоплательщикам уточненные сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком "1") на физических лиц, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за те налоговые периоды, за которые сведения о доходах уже были представлены в налоговый орган.
- в сумме 586 999 руб.:
г) в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ в месячный срок после вступления в силу Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения представить в налоговый орган по месту учета сообщения о невозможности удержания налога не являющимся работниками организации (справка формы 2-НДФЛ);
д) в месячный срок после вступления в силу Решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по настоящей налоговой проверке представить в налоговый орган по налогоплательщикам, не являющимся работниками организации, уточненные сведения по форме 2-НДФЛ (с признаком "1") на физических лиц, которым по результатам налоговой проверки был произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога за те налоговые периоды, за которые сведения о доходах уже были представлены в налоговый орган;
- в отношении недобора (неудержанного налога) НДФЛ по питанию не трудоустроенных лиц (иностранных работников) в сумме 777 971 руб. (в том числе: 2011 г. - 262 924 руб., 2012 г. - 316 150 руб., 2013 г. - 198 897 руб.):
е) по работникам, на которых не были представлены сведения, представить справки формы 2 НДФЛ с признаком "1" и "2" на 104 чел. за 2011 год, на 78 чел. за 2012 год и на 38 чел. за 2013 год. (Приложение N 24 к Акту ВНП, Приложение N 5 к Решению ВНП - Списки сотрудников по ведомостям питания по ООО СК "БраНс" за апрель 2011 - август 2013, у которых установлен недобор НДФЛ).
При определении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ учитываются доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоды в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
В силу под. 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе, питания в его интересах.
При получении налогоплательщиком от организации дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 НК РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Факт получения физическими лицами от Общества (налоговый агент) дохода, равно как и размер (арифметически) неудержанного НДФЛ в сумме 2 362 457 руб., заявителем не оспаривается.
Доводы ООО СК "БраНс" о том, что сводные ведомости и списки персонифицированного контроля в материалах дела отсутствуют, допрошены не все работники, в отношении которых доначислен НДФЛ, в протоколах допросов отсутствуют суммы полученного дохода, отклоняются судом апелляционной инстанции; расхождения установлены Инспекцией в сопоставлении фамилий работников в сводных ведомостях (представленных Генеральным подрядчиком и налогоплательщиком на проверку), в количестве питавшихся работников, а также установлено, что на объекте ГЭС питание получали лица, нетрудоустроенные в ООО СК "БраНс"; представленные Генподрядчиком к актам ежемесячные списки работников ООО СК "БраНс", получавших питание на объекте ГЭС сопоставлялись налоговым органом сплошным методом по каждому работнику с расчетными ведомостями ООО СК "БраНс" за соответствующий месяц, а также Ф.И.О., указанных в ежемесячных сводных ведомостях, представленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" со сведениями о доходах (форма 2-НДФЛ) за 2011-2012 гг., представленными ООО СК "БраНс" в ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска и выявлено, что в списках на питание указаны физические лица, которые не были трудоустроены в ООО СК "БраНс" в 2011-104 чел.; 2012-78 чел., 2013-38 чел.
Инспекцией по выявленным нарушениям, изложенным в акте выездной налоговой проверки N 1913 от 27.06.2014 г., направлено в ООО СК "БраНс" письмо от 06.08.2014 N 16-10/011006 с Приложениями N N 1-3 (списки физических лиц, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс") о предоставлении письменных пояснений по прилагаемым вопросам.
ООО СК "БраНс" на рассмотрение материалов налоговой проверки 11.08.2014 г. представило письменные пояснения, что указанные физические лица (кроме Хмурова И.В.) не оформляли заявления о приеме на работу в ООО СК "БраНс" и не были трудоустроены в ООО СК "БраНс"; на вопрос: "Получали ли физические лица, указанные в Приложении N N 1-3 в 2011-2013 гг. бесплатное питание при выполнении работ на строительном объекте "Усть-СреднеканГЭС". Если да, то в каком размере? Поясните порядок предоставления" Общество пояснило, что бесплатное питание (из всего списка) получал Хмуров И.В., в остальной части вопроса и по остальным физическим лицам никаких пояснений не представлено.
Для выяснения обстоятельств, связанных с расходами Общества по питанию персонала, работающих на объекте "Усть-СреднеканГЭС", налоговый орган истребовал документы у ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой"; представленные последним заверенные должным образом копии документов: договоры строительного подряда, счета-фактуры, счета, акты, ежемесячные сводные ведомости удержания из зарплаты по столовой, содержащие списки работников ООО СК "БраНс", получавших питание в 2011, 2012, 2013 соответствуют условиям дополнительного соглашения N 3 к Договору на выполнение строительно-монтажных работ N 59/2008 от 18.06.2008, пункту 5.1.26 Договоров строительного подряда от 01.02.2011 N 56/2011, от 10.05.2012 N 62/2012, и не противоречат требованиям договора.
При этом, помесячные сводные ведомости (списки) за период с 01.01.2011 по 31.08.2013 содержат Ф.И.О. работников ООО СК "БраНс" с указанием стоимости питания по каждому физическому лицу за месяц, указание месяца, компании (ООО СК "БраНс"), итоговой суммы за месяц, которая по сводной ведомости, соответствует стоимости расходов по питанию в счете-фактуре и акте.
Сводные ведомости, представленные ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" получены ООО СК "БраНс" в качестве приложения к Акту выездной налоговой проверки, Общество с ними ознакомилось и не принесло каких-либо возражений на стадии рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и при апелляционном обжаловании решения Инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Кроме того, из пояснения Общества (поступили в электронном виде) в суд апелляционной инстанции 30.08.2016 следует, что суммовой учет питания по каждому сотруднику ООО СК "Бранс" не велся, в представленных ООО СК "БраНс" списках сотрудников (подписаны директором Подольским Р.М., т. 4, л.д. 90-152) суммовые показатели отсутствуют, что также подтверждается протоколом допроса свидетеля Волкова А.В. и отражено в решении Инспекции (стр. 33); вместе с тем, Общество производило оплату стоимости расходов по питанию согласно выставляемым Генподрядчиком счетам-фактурам, соответствующей итоговой сумме за месяц по сводным ведомостям Генподрядчика, в связи с чем, доводы Общества о том, что сводные ведомости не могут являть доказательствами, отклоняются за необоснованностью.
Признавая несостоятельной ссылку заявителя о несоответствии ежемесячных списков работников, получавших питание в 2011-2012 гг., представленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой", требованиям пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что настоящее Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации; в данном случае договором предусмотрено в качестве документа, подтверждающего факт исполнения Генподрядчиком обязательств по обеспечению персонала Подрядчика питанием - сводные ведомости и списки персонифицированного контроля, в связи с чем, к таким спискам не применим пункт 13 Положения N 34н; ежемесячные списки были представлены непосредственно Генподрядчиком, оснований ставить их под сомнение не имеется.
В проверяемом периоде при исчислении налога на прибыль ООО СК "БраНс" отнесло на расходы на организацию услуг питания 16 600 845 руб. (в том числе: 2011 г. - 6 756 820 руб., 2012 г. - 9 844 025 руб.).
Налоговым органом в ходе проверке произведен перерасчет расходов по питанию в части нетрудоустроенных (не идентифицированных) работников, в результате чего в нарушение пункта 1 статьи 252, статьи 255 НК РФ ООО СК "БраНс" неправомерно отнесло на расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, расходы в виде возмещения стоимости по питанию работников, не трудоустроенных в ООО СК "БраНс": за 2011 год -1 951 439 руб., за 2012 год - 2 299 084 руб.
При определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет за налоговые периоды 2011-2012 Общество в нарушение пункта 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в размере 484 107 руб. в виде сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении работ на основании счетов-фактур от имени ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой" на возмещение расходов по питанию (в части нетрудоустроенных (не идентифицированных) в ООО СК "БраНс" работников); при этом, отказ в вычете по НДС осуществлен лишь в части налога на добавленную стоимость, приходящуюся на непринятую стоимость расходов по питанию нетрудоустроенных работников.
В статье 247 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходы на оплату труда определяются статьей 255 НК РФ, согласно которой в эти расходы налогоплательщика включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 25 статьи 255 НК РФ также определено, что к этим расходам относятся и другие непоименованные в ней виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.
Из пункта 25 статьи 270 НК РФ следует, что не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или бесплатно, за исключением случаев, когда такое питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемого питания может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено законодательством Российской Федерации и трудовым и (или) коллективным договором.
Поскольку расходы на питание заявлены Обществом в отношении нетрудоустроенных в ООО СК "БраНс" работников, не связаны с выполнением этими работниками трудовых обязанностей в ООО СК "БраНс", и соответственно, с производственной деятельностью общества, в отсутствие расхождений в суммах, выставленных расходов по питанию Генподрядчиком ОАО "УстьСреднеканГЭСстрой", выводы налогового органа о необоснованном учете при исчислении налога на прибыль расходов на питание нетрудоустроенных физических лиц, являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Поскольку сам работодатель не является потребителем услуг по питанию и передачи товаров, работ, услуг между исполнителями и Обществом - заказчиком не происходит, в данном случае, операции по приобретению питания нетрудоустроенных работников не связаны с производственной деятельностью Общества; в силу вышеприведенных норм Налогового Кодекса РФ, у Общества отсутствует право для принятия сумм НДС к вычету.
Доводы ООО СК "БраНс" о том, что факт несения затрат со стороны заявителя на питание физических лиц, не являющихся работниками ООО СК "БраНс" не подтверждается материалами дела; сводные ведомости, составленные вероятно компанией Норд Стар Кэтэринг, могут содержать ошибки, так как на объекте работало несколько подрядчиков, имеющих большой штат работников; из представленных Генподрядчиком копий сводных ведомостей и списков персонифицированного контроля невозможно персонифицировать расходы, отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие фактически установленным обстоятельствам по делу - пояснениям Общества об отсутствии суммового учета питания по каждому работнику Общества; протоколу допроса ИП Волкова Андрея Владимировича (Исполнитель), который в проверяемом периоде по договору N 3 от 01.11.2012 осуществлял для ООО СК "БраНс" (Заказчик) бухгалтерский, налоговый учет и сдачу отчетности, пояснивший, что неверный выбор аналитики по Дебету сч. 20 в 2011-2012 произошел в результате технической ошибки, суммы "Возмещения расходов по питанию работников" по контрагенту ОАО "Усть-Среднеканская ГЭС" следовало отнести на расходы в 2011-2012 согласно статье 255 НК РФ как расходы на оплату труда; кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, налогоплательщик не предъявлял претензий относительно сумм выставленных ОАО "Усть-СреднеканГЭСстрой", данные суммы были включены в расходы в полном объеме и при прямой обязанности предусмотренной договором подряда контролировать составление сводных ведомостей до настоящего момента Обществом не устранены противоречия в списках и не представлен суммовой учет по каждому работнику, получавшему доход в натуральной форме.
Ссылка Общества на то, что решение суда первой инстанции в части неудержанной суммы НДФЛ нарушает права третьих (физических) лиц, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, несостоятельна, нарушение законодательства о налогах и сборах, влечет для Общества как налогового агента определенные последствия, предусмотренные статьей 226 НК РФ, и не может рассматриваться как нарушение прав физических лиц.
Принимая во внимание, не приведение Обществом доводов и доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 АПК РФ и подтверждающих несоответствие выводов суда, содержащихся в решении фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, относительно нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, апелляционная жалоба ООО СК "БраНс" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 мая 2016 года по делу N А45-24718/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)