Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 ПО ДЕЛУ N А55-25038/2016

Разделы:
Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N А55-25038/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Мельников А.Г. по доверенности N 3 от 18.01.2017,
от ответчика - представитель Ягубян И.Е. по доверенности N 21 от 05.04.2017,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2017 года по делу N А55-25038/2016, принятое судьей Рысаевой С.Г.,
по иску индивидуального предпринимателя Шаровой Тамарой Кузьмовной (ОГРНИП 304631936400557, ИНН 631901370759) к Администрации городского округа Самара об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка,
установил:

Индивидуальный предприниматель Шарова Тамара Кузьмовна обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации г.о. Самара об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 12 172,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0741001:30, изложив пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 4.1.2 и 5.2 в редакции истца, при этом указывает цену выкупа земельного участка в размере 2 597 828 руб. 33 коп. исходя из 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Постановлением Самарской Городской Думы N 188 от 24.11.05 г. "Об установлении земельного налога" (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2017 года урегулированы разногласия, возникшие между индивидуальным предпринимателем Шаровой Тамарой Кузьмовной и Администрацией г.о. Самара при заключен договора купли-продажи земельного участка площадью 12 172,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0741001:30. Пункты 1.1, 2.1, 2.2, 2.4, 4.1.2 изложены в следующей редакции:
п. 1.1. Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене равной двенадцатикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером: 63:01:0741001:30, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Самарская область, г. Самара, ул. Береговая (далее - Участок), под открытую автостоянку в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему договору и являющимся неотъемлемой его частью, общей площадью 12 172, 00 кв. м.
п. 2.1. Цена участка составляет 2 597 828 рублей 33 копейки без учета НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
п. 2.2. Покупатель оплачивает цену Участка (пункт 2.1 настоящего договора) в течение 35 календарных дней с момента подписания настоящего договора.
п. 2.4. Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме путем перевода установленной п. 2.1 суммы в размере 2 597 828 рублей 33 копейки на счет УФК по Самарской области (Департамент управления имуществом городского округа Самара), ИНН 6315800001 КПП 631501001, расчетный счет в ОТДЕЛЕНИЕ САМАРА 40101810200000010001 БИК 043601001 ОКТМО 36701000 КБК 917 1 14 06012 04 0000 430 (доходы от продажи земельных участков, до разграничения государственной собственности на землю).
п. 4.1.2. Подписать акт приема-передачи земельного участка после выполнения Покупателем обязательства, предусмотренного п. 4.2.1 настоящего договора в течение 5 рабочих дней".
Исключить п. 5.2 из договора купли-продажи земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Шарова Тамара Кузьмовна является собственником открытой автостоянки площадью 12 167 кв. м, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АМ N 039283.
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 12 172 кв. м с кадастровым номером 63:01:0741001:30, находящемуся по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая.
19 мая 2006 года между индивидуальным предпринимателем Шаровой Т.К. и Комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен договор N 027483з аренды земельного участка с кадастровым номеров 63:01:0741001:0030, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая для размещения временной открытой стоянки грузовых автомобилей, общей площадью 12 172,30 кв. м.
02 августа 2010 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка.
26 декабря 2011 года было принято решение (приказ) от 26.12.2011 N 4854 о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая.
В установленный законом срок проект договора купли-продажи земельного участка направлен не был, индивидуальный предприниматель Шарова Тамара Кузьмовна обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда от 28 июля 2015 года по делу N А55-30380/2014 признано незаконным бездействие Министерства, выраженное в уклонении от заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка, на Министерство возложена обязанность передать в Администрацию городского округа Самара заявление о выкупе спорного земельного участка, на Администрацию возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу, устранить нарушения прав и законных интересов истца путем направления истцу проекта договора купли-продажи земельного участка.
Уведомлением N 15-07-10/8716 от 24 февраля 2016 года Администрация сообщила о подписании Главой г.о. Самара договора купли-продажи N 000087кп земельного участка с кадастровым номером: 63:01:0741001:30 (Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая).
Не согласившись с редакцией спорных пунктов договора истцом был направлен протокол разногласий к договору вх. N Д05-01-01/3596 от 24 марта 2016 года.
25 июля 2016 года письмом (исх. N 15-07-10/33465) Администрация отклонила протокол разногласий и предложила заключить договор по цене 30% от кадастровой стоимости.
При урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, стороны не пришли к согласию, что явилось основанием истцу для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
По правилам п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания указанных норм следует, что собственникам объектов недвижимого имущества принадлежит право приватизации земельного участка, занятого указанным объектом, путем заключения договора купли-продажи с собственником земельного участка, на котором расположено это здание, в отсутствие какого-либо ограничения свободы заключения договора.
Согласно п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
По смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определением критерии применения рыночных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01 июля 2012 года.
С учетом п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости связаны с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимости с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в п. 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 14.09.16 N 63-00-102/16-774949, кадастровой выписки от 09.02.17 N 63-00-102/17-132882 следует, что вид разрешенного использования земельного участка: под открытую автостоянку.
Расчет выкупной стоимости произведен истцом на дату подачи заявления о выкупе земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 г. N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и составляет 72 161 898 руб. 15 коп. Ставка земельного налога - 0,03% в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 394 НК РФ, Постановлении Самарской городской думы от 24.11.05 г. N 188 "Об установлении земельного налога". Кратность в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона Самарской области от 11.03.05 г. N 94-ГД "О земле" - 12.
Расчет цены выкупа земельного участка: 72 161 898 руб. 15 коп. х 0,3 (налоговая ставка) х 12= 2 597 828 руб. 33 коп.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что выкупная стоимость спорного земельного участка должна определяться исходя из 30% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с п. 3 Порядка определения выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области и земельных участков собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30.09.15 N 618 суд считает несостоятельными поскольку из материалов дела следует, что истец за выкупом спорного земельного участка обратился 02.08.2010.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" установлено, что указанные организации приобретают земельные участки по цене в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пп. 1 п. 5 Постановления N 188 от 24.11.2005 Самарской Городской думы "Об установлении земельного налога" налоговая ставка на земельный участок истца установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 14.09.16 N 63-00-102/16-774949, кадастровой выписки от 09 февраля 2017 года N 63-00-102/17-132882 следует, что вид разрешенного использования земельного участка: под открытую автостоянку.
В соответствии с п. 1.2.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007 (дата регистрации в Министерстве юстиции РФ 02.05.2007 N 9370), земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, отнесены к третьему виду разрешенного использования.
Из материалов дела усматривается, что данное разрешенное использование соответствует фактическому использованию земельного участка - занимаемому автостоянкой, что также указано в кадастровом паспорте. Изменение сведений государственного кадастра недвижимости в части изменения удельного показателя кадастровой стоимости и, следовательно, кадастровой стоимости земельного участка, будет противоречить фактическому использованию объекта и положениям действующего законодательства.
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации максимальные налоговые ставки определены в размерах 1,5% и 0,3% в зависимости от категории земли. При этом указанная норма допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Таким образом, законодательством применение ставки земельного налога ставится в зависимость от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а не в зависимость от деятельности субъекта гражданских правоотношений.
Согласно пп. 1 п. 5 вышеуказанного постановления N 188 в отношении земельных участков, занятых гаражами и автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта, применяется ставка земельного налога в размере 0,3%.
В соответствии с письмами Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N ОГ-Д23-2560, от 16 декабря 2011 года N ОГ-Д23-2502, от 16 декабря 2011 года N Д23-5188 лица, подавшие заявления о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на их приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявлений.
Учитывая, что заявление о приобретении земельного участка с надлежащими документами подано истцом в установленный законом срок, суд первой инстанции правомерно счел обоснованными доводы истца о применении льготной цены выкупа земельного участка, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса".
Суд установил, что условие договора в части размера неустойки сторонами не согласовано, и поэтому применению в какой бы то ни было редакции (истца или ответчика) не подлежит.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2017 года по делу N А55-25038/2016, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ю.НИКОЛАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)