Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2017 ПО ДЕЛУ N А43-35489/2016

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. по делу N А43-35489/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 26.04.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2017 по делу N А43-35489/2016, принятое судьей Логиновым К.А. по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области от 14.07.2016 N 1709.
В судебном заседании приняли участие представители Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - Сердюкова Е.А. по доверенности от 27.12.2016 N 305д, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области - Тимофеева Н.А. по доверенности от 02.09.2016 N 04-13/07001.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
В 2015 году федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Учреждение, налогоплательщик, заявитель) на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 52:40:0301006:704, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Коммунистов, д. 2.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка, представленной Учреждением 01.02.2016 налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, в соответствии с которой сумма исчисленного налога составила 34 538 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 24.05.2016 N 1117.
После рассмотрения возражений налогоплательщика по акту проверки Инспекцией вынесено решение от 14.07.2016 N 1709 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Учреждению доначислен земельный налог в сумме 112 658 рублей, 10 126 рублей 62 копейки пени и 2816 рублей 45 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2015 год в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области" (далее - Постановление Правительства N 863).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 12.09.2016 N 09-12/19205@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Учреждения, решение Инспекции от 14.07.2016 N 1709 отменено в части начисления пени по земельному налогу в сумме 4 592 рублей 59 копеек и штрафа в сумме 2716 рублей 45 копеек. В оставшейся части решение Инспекции утверждено.
Учреждение, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель указывает, что согласно пункту 8 Постановления Правительства N 863 оно вступает в законную силу с 01.01.2015.
Учреждение не согласно с выводом суда о том, что положения Постановления Правительства N 863 в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения, действуют только с 01.01.2016.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал позицию налогоплательщика.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию налогового органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 Кодекса).
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:40:0301006:704 составляла 9 813 079 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства N 863 кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена в размере 2 302 528 рублей.
Инспекцией установлено, что занижение земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 52:40:0301006:704 на сумму 112 658 рублей произошло в результате применения налогоплательщиком в качестве налогооблагаемой базы кадастровой стоимости земельного участка, установленной указанным Постановлением, пункт 8 которого предусматривает, что оно вступает в законную силу с 01.01.2015.
Вместе с тем, постановлением Правительства Нижегородской области от 19.10.2015 N 669 (далее - Постановление Правительства N 669) в пункт 8 Постановления Правительства N 863 внесены изменения, согласно которым указанное постановление вступает в силу с 01.01.2015, за исключением положений об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в части, порождающей правовые последствия для целей налогообложения в соответствии со статьями 390 - 391 НК РФ, которые действуют в порядке, определенном статьей 5 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Указанная правовая позиция нашла закрепление в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ). Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15.12.2014, для целей налогообложения подлежит применению с 01.01.2016.
Применительно к данному случаю, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства N 863 порождает правовые последствия для налогоплательщиков с 01.01.2016.
Данный факт является таковым в силу вышеуказанных норм права и сформированных правовых позиций вне зависимости от Постановления Правительства N 669. Данное постановление, как указано в его преамбуле, принято с целью приведения положений о применении Постановления Правительства N 863 в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган пришел к правомерному выводу о том, что земельный налог за 2015 год в отношении принадлежащего заявителю земельного участка подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства от 15.06.2010 N 358, то есть 9 813 079 рублей.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы налогоплательщика основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 16.02.2017 N 374016, подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2017 по делу N А43-35489/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 16.02.2017 N 374016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
Т.В.МОСКВИЧЕВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)