Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2017 N Ф10-4857/2017 ПО ДЕЛУ N А09-2597/2017

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод налогового органа о неправомерном использовании обществом льготы на основании закона субъекта РФ об инвестиционной деятельности, поскольку общество не имеет права на льготу в связи с отсутствием инвестиционного договора с Правительством субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А09-2597/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земсковой О.Г.
при участии в заседании:
от ООО "Регион ТРЦ" 241023, г. Брянск, ул. Объездная, д. 32, оф. 16 ОГРН 1113256002826 Журавского Л.В. - представитель, дов. от 27.02.17 г. б/н Сляднева А.В. - представитель, дов. от 25.09.17 г. б/н
от ИФНС России по г. Брянску 241050, г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 53 ОГРН 1133256000008 Скидан Н.А. - представитель, дов. от 25.09.17 г. N 03-09/35715
от Правительства Брянской области 241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д. 33 ОГРН 1133256002901 Копарчук О.Н. - представитель, дов. от 30.12.16 г. N 1-9191и
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационные жалобы ИФНС России по г. Брянску и Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.05.17 г. (судья А.А.Черняков) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.17 г. (судьи Е.В.Рыжова, Н.В.Еремичева, В.Н.Стаханова) по делу N А09-2597/2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Регион ТРЦ" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Брянску (далее - налоговый орган) от 13.12.16 г. N 7508 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.05.17 г. заявление удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.17 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах налоговый орган и Правительство Брянской области просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобы просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалоб и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших доводы жалоб и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций Общества за 1 полугодие 2016 года (акт от 14.10.16 г. N 57108). Основанием для его принятия явился вывод налогового органа о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на основании ст. 3 Закона Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области" от 19.08.96 г. N 29-З. Налоговый орган посчитал, что в отсутствие договора, заключенного Обществом и Правительством Брянской области на 2016 год, Общество не имеет право на указанную льготу.
Решением УФНС России по Брянской области от 17.02.17 г. решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В силу п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании решения инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области, оформленного протоколом от 19.12.13 г. N 13/7, и договора от 30.12.13 г. N ДС-89 об инвестировании, заключенного между Обществом и Правительством Брянской области, Обществу на период реализации инвестиционного проекта "Строительство торгово-развлекательного центра "АЭРО-Парк" предоставлена государственная поддержка в форме предоставления налоговой льготы по налогу на имущество и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащих зачислению в областной бюджет Брянской области.
27.11.14 г. Брянской областной Думой в Закон Брянской области "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области" от 19.08.96 г. N 29-З, Закон Брянской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.03 г. N 79-З и Закон Брянской области "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" от 26.11.04 г. N 73-З внесены изменения, касающиеся предоставления налоговых льгот субъектам предпринимательской деятельности, вступившие в законную силу с 01.01.15 г., в соответствии с которыми предоставление каких-либо форм государственной поддержки для категории налогоплательщиков, к которой относится Общество, не предусматривается.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.15 г. по делу N А09-966/2015 (оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22.10.15 г. и определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.16 г. N 310-КГ15-19761) признаны незаконными действия Правительства Брянской области, выразившиеся в отмене с 01.01.15 г. налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, предоставленных Обществу решением инвестиционного совета при Губернаторе Брянской области от 19.12.13 г. N 13/7 и договором об инвестировании от 30.12.12 г. N 45.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. N 39-ФЗ стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
В силу пп. "а" п. 10 ст. 2.1 Закона Брянской области "О налоге на имущество организаций" от 27.11.03 г. N 79-З (в редакции, действовавшей на момент заключения Обществом и Правительством Брянской области инвестиционного договора) освобождаются от налогообложения организации, осуществляющие создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующие инвестиционные проекты в соответствии с Законом Брянской области от 19 августа 1996 года N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области", - в отношении имущества, создаваемого и (или) приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и прироста стоимости реконструированных (модернизированных) в соответствии с инвестиционным проектом основных средств для проектов в которых возникновение затрат произошло до вступления в силу первого договора об инвестировании, предусмотренного Законом Брянской области N 29-З - с момента вступления в силу первого договора об инвестировании на период реализации инвестиционного проекта, указанный в договоре об инвестировании, но не более семи лет с момента вступления в силу указанного договора.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, и доказательства, представленные ими в обоснование своих доводов, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.07.99 г. N 111-О, от 07.02.02 г. N 37-О, от 04.12.03 г. N 445-О, в соответствии с которой новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение налогового органа основано на нормах регионального законодательства, ухудшающих положение Общества. Поскольку Федеральным Законом N 39-ФЗ и Законом Брянской области N 79-З предусматривался 7-летний срок предоставления льготы с момента заключения инвестиционного договора, суды пришли к правильному выводу о том, что в первом полугодии 2016 года у Общества имелось право на освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций, в связи с чем признали оспариваемое решение налогового органа недействительным.
Доказательств того, что Обществом нарушались условия заключенного с Правительством Брянской области инвестиционного договора и данное обстоятельство послужило основанием для расторжения договора от 30.12.13 г. N ДС-89 об инвестировании и, соответственно, о лишении Общества права на льготу, налоговым органом и Правительством Брянской области в материалы дела не представлено
Суд кассационной инстанции находит, что оценка представленных сторонами доказательств произведена судами с соблюдением положения ст. 71 АПК РФ, основана на правильном применении судами норм материального права, а сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Все доводы кассационной жалобы налогового органа были положены им в основу оспариваемого решения, эти же доводы и аналогичные им доводы Правительства Брянской области заявлялись в судах первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили в принятых актах правовую оценку.
Повторение этих же доводов в кассационных жалобах суд кассационной инстанции рассматривает как попытку переоценки доказательств, что в силу ст. ст. 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылку заявителей жалоб на определение Арбитражного суда Центрального округа от 03.07.17 г. по делу N А09-966/2015 суд кассационной инстанции считает основанной на ошибочном толковании примененных судами норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы налогового органа по изложенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 30 мая 2017 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2017 года по делу N А09-2597/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы ИФНС России по г. Брянску и Правительства Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.А.РАДЮГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)