Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2016 N Ф10-3369/2016 ПО ДЕЛУ N А64-6274/2015

Требование: О признании недействительным распоряжения уполномоченного органа.

Разделы:
Акцизы; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением уполномоченный орган внес изменения в распоряжение об условиях приватизации имущества, передаваемого обществу, в части установления начальной цены имущества и исключения земельных участков из перечня объектов, подлежащих приватизации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. N Ф10-3369/2016

Дело N А64-6274/2015

Резолютивная часть объявлена 21.09.2016
Полный текст постановления изготовлен 28.09.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Российские ипподромы" (ОГРН 1127746402112, ИНН 7714873807, ул. Беговая, д. 22, к. 1, г. Москва, 125284) - Ивановой Т.В. (дов. от 31.12.2015),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176, ул. Московская, д. 65, г. Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Никольский переулок, д. 9, г. Москва, 109012) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Донцов П.В., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А64-6274/2015,

установил:

открытое акционерное общество "Росипподромы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества в Тамбовской области, теруправление) от 01.07.2015 N 214-р (с учетом уточненных требований).
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016, распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 01.07.2015 N 214-р признано недействительным.
В кассационной жалобе теруправление просит отменить решение и постановление судов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" в результате преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный Московский ипподром" создано ОАО "Росипподромы", 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
На основании подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых обществом "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 г. N 1876-р, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2011 г. N 1058, были внесены изменения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 2102-р, в части имущества, оставшегося после ликвидации федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, указанных в приложении к настоящему распоряжению.
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2013 N 35-р "О внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 N 2102-р", в перечень прогнозного плана включено имущество, оставшееся после ликвидации государственной заводской конюшни "Тамбовская" с ипподромом, в состав которого вошли, в том числе, три земельных участка с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования).
ТУ Росимущества в Тамбовской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 и Прогнозного плана приватизации федерального имущества была проведена оценка имущества и вынесено распоряжение от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень недвижимого имущества, подлежащего передаче ОАО "Росипподромы".
В приложении N 1 к данному распоряжению поименованы три земельных участка с кадастровыми номерами: 68:20:3413001:1; 68:20:4021001:1; 68:20:4031001:0003.
Во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 3 распоряжения от 21.10.2013 N 374-р на основании Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации 08.08.2011 N, Распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 2102-р, 24.05.2012 N 840-р, от 26.10.2011 N 1876-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 15.11.2012 N ЭА-11/51887 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
На основании поручения Росимущества от 24.06.2015 N ИА-03/25290 о внесении изменений в ранее изданные распоряжения об условиях приватизации федерального имущества путем исключения земельных участков согласно приложению (24 незастроенных земельных участков) ТУ Росимущества в Тамбовской области принято распоряжение от 01.07.2015 N 214-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Тамбовской области от 21.10.2013 N 374-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" (далее - распоряжение N 214-р).
Распоряжением N 214-р внесены изменения в пункт 2 распоряжения теруправления от 21.10.2013 N 374-р и он изложен в следующей редакции: "установить начальную цену имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению считать в размере 518 362 (пятьсот восемнадцать тысяч триста шестьдесят два) рубля.", а также из приложения к распоряжению N 374-р исключен пункт 1, в котором были указаны земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003, как объекты, подлежащие приватизации путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал ОАО "Российские ипподромы".
ТУ Росимущества в Тамбовской области направило в адрес ОАО "Росипподромы" распоряжение N 214-р с приложением акта о внесении изменений в передаточный акт, из текста которого исключены земельные участки с кадастровыми номерами 68:20:3413001:1, 68:20:4021001:1, 68:20:4030001:0003 (письмом от 02.07.2015 N 3362-2.1).
Не согласившись распоряжением теруправления от 01.07.2015 N 214-р, общество обратилось в арбитражный суд.
Исходя из положений части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности оспоренного обществом распоряжения теруправления, так как изменения в прогнозный план приватизации в отношения имущества ликвидированной государственной заводской конюшни "Тамбовская", переданного в уставный капитал заявителя, не вносились, процедура регистрации выпуска ценных бумаг, обеспеченных в том числе, спорным имуществом, начата обществом до внесения изменений в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Соглашаясь с выводами судов, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) к компетенции Правительства Российской Федерации относится ежегодное утверждение прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, при этом порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации также определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ).
Согласно пункту 18 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806, предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями N 1 - 3, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, все изменения в перечень государственного имущества, планируемого к приватизации, могли быть внесены исключительно распоряжением Правительства Российской Федерации, принятым с соблюдением установленного выше порядка.
Из материалов дела не следует, что такой нормативный акт был принят.
Следовательно, распоряжение теруправления не основано на положениях законодательства о приватизации, нормативных актах, принимаемых Правительством РФ.
Исходя из полученного теруправлением поручения Росимущества, оспоренное распоряжение об уменьшении имущества, внесенного в уставный капитал ОАО "Росипподромы", основано только на внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации изменениях.
При этом в поручении указано о том, что незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал заявителя.
Однако, ни Росимущество, ни теруправление не учли, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, особенности оборота которых регулируется Земельным Кодексам и Федеральным законом N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.04.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу N А64-6274/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)