Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2017 N Ф07-4780/2017 ПО ДЕЛУ N А66-4054/2016

Требование: О признании незаконным отказа налогового органа в перерасчете земельного налога.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды исходя из установленной вступившим в законную силу решением суда кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А66-4054/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В., при участии индивидуального предпринимателя Батарина Игоря Борисовича и его представителя Епифанова К.В. (доверенность от 01.11.2016 N 69АА1523318), рассмотрев 18.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Батарина Игоря Борисовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.08.2016 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-4054/2016,

установил:

Индивидуальный предприниматель Батарин Игорь Борисович, ОГРНИП 308691314400010, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным изложенного в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тверской области, место нахождения: 172730, Тверская область, город Осташков, Рудинская улица, дом 7, ОГРН 1046912005953, ИНН 6913008804 (далее - Инспекция), от 25.02.2016 N 06/30/01430 отказа в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды. В ходе рассмотрения дела предприниматель также заявил требование о признании неправомерным отказа налогового органа в перерасчете земельного налога в связи неверным применением Инспекцией налоговой ставки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Батарин Андрей Игоревич, место жительства: Тверская область, город Осташков, являющийся собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:45:080317:0034 и 69:45:080317:0035 на основании договора дарения от 14.04.2014 N 3.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2016 отказано в удовлетворении требования предпринимателя о признании недействительным отказа Инспекции, изложенного в письме от 25.02.2016 N 06/30/01430, в перерасчете земельного налога за предыдущие налоговые периоды в связи с установлением решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере рыночной; требование предпринимателя о признании недействительным отказа Инспекции в перерасчете земельного налога в связи с неверным применением налоговой ставки оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционного суда от 26.01.2017 решение от 19.08.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.08.2016 и постановление от 26.01.2017 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления. Как указывает податель жалобы, решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009. Соответственно, по мнению предпринимателя, с 01.01.2009 для целей налогообложения должна применяться кадастровая стоимость в размере 1 256 000 руб. и 1 579 000 руб., иное приводит к значительному неосновательному обогащению бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Налоговый орган и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. От налогового органа в суд кассационной инстанции через систему подачи документов "Мой арбитр" 17.05.2017 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Батарин И.Б. до 22.04.2014 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером 69:45:080317:0034, общей площадью 3991 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, Загородная ул., д. 56 "в", и земельного участка с кадастровым номером 69:45:080317:0035, общей площадью 5193 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, г. Осташков, Загородная ул., д. 56 "в" (стр. 5).
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 определена в размере 16 207 650 руб. 55 коп. и 23 704 348 руб. 85 коп. соответственно.
В период с 2011 года по 2013 год Инспекция направила заявителю налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2009 - 2013 годы за указанные земельные участки. Сумма налога, подлежащая уплате Батариным И.Б. в бюджет, определена налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости и равной 16 207 650 руб. 55 коп. по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0034 и 23 704 348 руб. 85 коп. по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0035.
В феврале 2016 года предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением от 03.02.2016 (том дела 1, лист 56) о проведении перерасчета задолженности по земельному налогу за период с 01.01.2009 по настоящее время, исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014. Указанным решением кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009, в частности: по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0034 в размере 1 256 000 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0035 в размере 1 579 000 руб.
Письмом от 25.02.2016 N 06-30/01430 Инспекция отказала в перерасчете задолженности по земельному налогу в связи с отсутствием оснований.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.04.2016 N 08-10/65 жалоба предпринимателя на действия (бездействия) налогового органа по отказу в перерасчете земельного налога оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 24.18 - 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), а также разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суды пришли к выводу, что налоговая база по земельному налогу должна быть рассчитана исходя из установленной решением суда кадастровой стоимости земельного участка с момента вступления указанного судебного акта в законную силу. В данном случае, как указали суды, правовых оснований для использования при расчете земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2013 установленной решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 кадастровой стоимости земельных участков не имеется.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных упомянутым Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и путем установления рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как установлено судами, Батарин И.Б., полагая, что определенная постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, 27.06.2014 обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском об установлении их рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014 кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости: по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0034 в размере 1 256 000 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 69:45:080317:0035 в размере 1 579 000 руб.
Указанная кадастровая стоимость земельных участков внесена в государственный кадастр недвижимости 31.10.2014.
При рассмотрении дела суды пришли к правомерному выводу, что рыночная стоимость спорных земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Тверской области от 23.09.2014 по делу N А66-8629/2014, вступившим в законную силу в 2014 году, не может являться основанием для перерасчета земельного налога за период с 01.01.2009 по 31.12.2013.
Согласно статье 3 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровой стоимостью на основании статьи 3 названного Закона в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) признается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Закона.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ в редакции, действовавшей до 22.07.2014).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ (в редакции Закона N 225-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
При этом абзац 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.
На основании изложенного суды правомерно исходили из того, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная арбитражным судом как равная их рыночной стоимости, будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период только с момента вступления судебного акта в законную силу и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр, поскольку не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Несогласие предпринимателя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным фактическим обстоятельствам данного дела.
Доводы заявителя о том, что судом установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости для целей налогообложения с 01.01.2009, подлежат отклонению.







































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)