Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" (г. Москва, ОГРН 1047796526040, ИНН 7704525952) - Грачева Д.А. (доверенность от 11.01.2016), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427) - Пантюхина К.А. (доверенность от 11.01.2016 N 04-41/00008), Глотовой А.А. (доверенность от 11.01.2016 N 04/41-00012), третьего лица - правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) - Демидовой А.В. (доверенность от 11.01.2016 N 6), в отсутствие третьих лиц - администрации муниципального образования г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 по делу N А68-11845/2014 (судья Чубарова Н.И.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" (далее - общество, ООО "ПЕНТЕЛАР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тульской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 23.07.2014 N 5375 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 13.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Тулы (далее - администрация г. Тулы), министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство), правительство Тульской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 23.07.2014 N 5375 признано незаконным в части привлечения ООО "ПЕНТЕЛАР" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 204 рублей 20 копеек за неполную уплату земельного налога, как не соответствующее статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленного требования обществу отказано.
ООО "ПЕНТЕЛАР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на грубое нарушение при проведении камеральной проверки.
Общество указывает на то, что налоговым органом не представлено надлежащих доказательств направления обществу в рамках камеральной налоговой проверки сообщений о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях в первичных документах, а также требований о необходимости представления пояснений и внесения соответствующих исправлений, как этого требует подпункт 12 пункта 3 статьи 100, пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что проверка проводилась в произвольный период, а не в срок, указанный в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, а сам акт проверки в установленный абзацем 2 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации срок не составлен.
ООО "ПЕНТЕЛАР" считает, что инспекцией не представлено доказательств движения сообщения (с требованием представления документов) от 16.04.2014 N 23139 далее отделения почтовой связи, а запрос в ФГУП "Почта России" отклонен судом первой инстанции неправомерно.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ООО "ПЕНТЕЛАР" обжалует решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения от 23.07.2014 N 5375 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 224 075 рублей, начисления пени по состоянию на 23.07.2014 в сумме 18 598 рублей 92 копейки, а инспекция не заявила возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в указанной части.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, поданной ООО "ПЕНТЕЛАР".
В указанной декларации в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 ООО "ПЕНТЕЛАР" исчислен земельный налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости в размере 2 960 123 рублей, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" (далее - Постановление N 715).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 27.05.2014 N 5905, в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076, и для расчета налога применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области" (далее - Постановление N 1007), в сумме 18 607 265 рублей.
По результатам рассмотрения указанного акта, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 02.07.2014 N 5375 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением (его итоговой частью) ООО "ПЕНТЕЛАР" доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 224 075 рублей, начислены пени по состоянию на 23.07.2014 в сумме 18 598 рублей 92 копейки, ООО "ПЕНТЕЛАР" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 204 рублей 20 копеек за неполную уплату земельного налога.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ПЕНТЕЛАР" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 10.11.2014 N 07-15/15935@ жалоба ООО "ПЕНТЕЛАР" на решение инспекции от 02.07.2014 N 5375 оставлена без удовлетворения.
Решением Федеральной налоговой службы от 26.02.2015 N СА-4-9/3025@ жалоба ООО "ПЕНТЕЛАР" на указанные решения инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 02.07.2014 N 5375, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как установлено пунктом 2 названной статьи, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Из пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с пунктом 4 этой статьи налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Согласно пункту 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Как установлено в пункте 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В обоснование своей позиции заявитель полагает, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки: налогоплательщику не было направлено сообщение с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, как того требует пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение, по мнению заявителя, влечет отмену оспариваемого решения.
Указанный довод общества изложен в жалобе на решение от 23.07.2014 N 5375, направленной в Федеральную налоговую службу России. Из решения Федеральной налоговой службы от 26.02.2015 N СА-4-9/3025@ усматривается, что оценка довода ООО "ПЕНТЕЛАР" о том, что ему не было направлено сообщение с требованием о представлении документов, была дана при отсутствии такого сообщения.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации пришла к выводу о том, что сам по себе факт ненаправления в адрес налогоплательщика сообщения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, поскольку ООО "ПЕНТЕЛАР" реализовало свое право на представление в порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации возражений на акт камеральной налоговой проверки, которые (возражения) были рассмотрены в присутствии представителя заявителя, что подтверждается протоколом от 23.07.2014 N 2181.
Суд первой инстанции также обоснованно счел, что ООО "ПЕНТЕЛАР" реализовало свое право на представление возражений и участие в рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки, а сам по себе факт ненаправления в адрес налогоплательщика сообщения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.
В материалах дела имеется сообщение (с требованием представления документов) от 16.04.2014 N 23139, адресованное ООО "ПЕНТЕЛАР".
Как следует из указанного документа, инспекция сообщает, что в налоговой декларация по земельному налогу за 2013 год выявлено несоответствие, а именно кадастровая стоимость земельного участка соответствует кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715, но указанное постановление опубликовано 27.12.2012, и согласно положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения вступает в силу с 01.01.2014. Инспекция просит ООО "ПЕНТЕЛАР" представить пояснения или уточненную налоговую декларацию.
Отправку указанного сообщения от 16.04.2014 N 23139 в адрес ООО "ПЕНТЕЛАР" подтверждает копия реестра отправки за 17.04.2014 с оттиском почтового штемпеля за 18.04.2014.
Поскольку факт того, что налогоплательщику не были вручены вместе с актом камеральной налоговой проверки постановления N 715 и N 1007, не свидетельствует о нарушении инспекцией положений пункта 3.1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции справедливо не усмотрел нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Из материалов дела следует, что ООО "ПЕНТЕЛАР" владеет земельным участком с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 по адресу г. Тула, ул. Демонстрации, 2Г, по праву общей долевой собственности с долей 8091/8475.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство Тульской области постановлением от 18.12.2012 N 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N 1, N 2, N 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее Постановлением N 1007.
В пункте 5 Постановления N 715 указано, что оно вступает в силу с 1 января 2013 года.
Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 в газете "Тульские известия".
Отклоняя довод заявителя о возможности применения Постановления N 715 к налоговым отношениям за 2013 год, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В абзаце 4 пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В пункте 4 этой статьи указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Из пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы", несмотря на имеющийся пункт 5 о вступлении постановления в силу с 1 января 2013 года, вступает в силу для целей налогообложения в порядке, определенном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, кадастровая стоимость устанавливается не только для исчисления земельного налога, но и применяется (используется) в гражданских и иных правоотношениях.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков (к которым относится и Постановление N 715), являются комплексными нормативными правовыми актами, то есть регулирующими не только налоговые отношения, но и гражданские отношения (в частности отношения, связанные с арендой земельных участков, выкупом земельных участков).
Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.07.2013 N 17-П. При этом, как указано в названном постановлении, такие нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время, что и имело место с Постановлением N 715.
В связи с тем, что Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 (в газете "Тульские известия") и месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, а налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, следовательно, по общему правилу для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2014.
В этой связи кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 2013 год, содержащаяся в кадастровых справках, выписках, выданных ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не может быть использована для расчета земельного налога в 2013 году.
Поскольку в Постановлении N 715 отсутствует конкретное указание на то, что акт имеет обратную силу и что он распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что 01.01.2013 - это дата вступления Постановления N 715 в силу только для целей, не связанных с налогообложением.
В соответствии с Постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
Постановление N 715 не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, оно для разных земельных участков установило разную кадастровую стоимость, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации положения абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применимы.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2013 год ООО "ПЕНТЕЛАР" необоснованно применена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 715.
В проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало Постановление N 1007.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 поставлен на учет после принятия администрацией Тульской области постановления от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области".
Как указано в пункте 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Указанное обстоятельство подтверждается правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления от 23.07.2009 N 54.
По данным из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 до внесения на основании Постановления N 715 изменений в государственный кадастр недвижимости составляла 18 607 265 рублей.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на наличие оснований для доначисления земельного налога и начисления соответствующих пеней.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были обоснованно им отклонены со ссылками на нормы действующего законодательства. Указанные доводы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 по делу N А68-11845/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2016 N 20АП-1868/2016 ПО ДЕЛУ N А68-11845/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу N А68-11845/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" (г. Москва, ОГРН 1047796526040, ИНН 7704525952) - Грачева Д.А. (доверенность от 11.01.2016), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047100445006, ИНН 7104014427) - Пантюхина К.А. (доверенность от 11.01.2016 N 04-41/00008), Глотовой А.А. (доверенность от 11.01.2016 N 04/41-00012), третьего лица - правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) - Демидовой А.В. (доверенность от 11.01.2016 N 6), в отсутствие третьих лиц - администрации муниципального образования г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 по делу N А68-11845/2014 (судья Чубарова Н.И.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕНТЕЛАР" (далее - общество, ООО "ПЕНТЕЛАР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Тульской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 23.07.2014 N 5375 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 13.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Тулы (далее - администрация г. Тулы), министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство), правительство Тульской области (далее - Правительство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции от 23.07.2014 N 5375 признано незаконным в части привлечения ООО "ПЕНТЕЛАР" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 204 рублей 20 копеек за неполную уплату земельного налога, как не соответствующее статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленного требования обществу отказано.
ООО "ПЕНТЕЛАР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на грубое нарушение при проведении камеральной проверки.
Общество указывает на то, что налоговым органом не представлено надлежащих доказательств направления обществу в рамках камеральной налоговой проверки сообщений о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях в первичных документах, а также требований о необходимости представления пояснений и внесения соответствующих исправлений, как этого требует подпункт 12 пункта 3 статьи 100, пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что проверка проводилась в произвольный период, а не в срок, указанный в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, а сам акт проверки в установленный абзацем 2 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации срок не составлен.
ООО "ПЕНТЕЛАР" считает, что инспекцией не представлено доказательств движения сообщения (с требованием представления документов) от 16.04.2014 N 23139 далее отделения почтовой связи, а запрос в ФГУП "Почта России" отклонен судом первой инстанции неправомерно.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ООО "ПЕНТЕЛАР" обжалует решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения от 23.07.2014 N 5375 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 224 075 рублей, начисления пени по состоянию на 23.07.2014 в сумме 18 598 рублей 92 копейки, а инспекция не заявила возражений относительно его проверки в другой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в указанной части.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, поданной ООО "ПЕНТЕЛАР".
В указанной декларации в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 ООО "ПЕНТЕЛАР" исчислен земельный налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости в размере 2 960 123 рублей, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" (далее - Постановление N 715).
По результатам проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 27.05.2014 N 5905, в котором установлено занижение исчисленной к уплате суммы земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076, и для расчета налога применена кадастровая стоимость, установленная постановлением администрации Тульской области от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области" (далее - Постановление N 1007), в сумме 18 607 265 рублей.
По результатам рассмотрения указанного акта, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 02.07.2014 N 5375 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением (его итоговой частью) ООО "ПЕНТЕЛАР" доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 224 075 рублей, начислены пени по состоянию на 23.07.2014 в сумме 18 598 рублей 92 копейки, ООО "ПЕНТЕЛАР" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 11 204 рублей 20 копеек за неполную уплату земельного налога.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ПЕНТЕЛАР" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области от 10.11.2014 N 07-15/15935@ жалоба ООО "ПЕНТЕЛАР" на решение инспекции от 02.07.2014 N 5375 оставлена без удовлетворения.
Решением Федеральной налоговой службы от 26.02.2015 N СА-4-9/3025@ жалоба ООО "ПЕНТЕЛАР" на указанные решения инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 02.07.2014 N 5375, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как установлено пунктом 2 названной статьи, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Из пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с пунктом 4 этой статьи налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Согласно пункту 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Как установлено в пункте 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В обоснование своей позиции заявитель полагает, что инспекцией нарушен порядок проведения камеральной налоговой проверки: налогоплательщику не было направлено сообщение с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, как того требует пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение, по мнению заявителя, влечет отмену оспариваемого решения.
Указанный довод общества изложен в жалобе на решение от 23.07.2014 N 5375, направленной в Федеральную налоговую службу России. Из решения Федеральной налоговой службы от 26.02.2015 N СА-4-9/3025@ усматривается, что оценка довода ООО "ПЕНТЕЛАР" о том, что ему не было направлено сообщение с требованием о представлении документов, была дана при отсутствии такого сообщения.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации пришла к выводу о том, что сам по себе факт ненаправления в адрес налогоплательщика сообщения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, поскольку ООО "ПЕНТЕЛАР" реализовало свое право на представление в порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации возражений на акт камеральной налоговой проверки, которые (возражения) были рассмотрены в присутствии представителя заявителя, что подтверждается протоколом от 23.07.2014 N 2181.
Суд первой инстанции также обоснованно счел, что ООО "ПЕНТЕЛАР" реализовало свое право на представление возражений и участие в рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки, а сам по себе факт ненаправления в адрес налогоплательщика сообщения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.
В материалах дела имеется сообщение (с требованием представления документов) от 16.04.2014 N 23139, адресованное ООО "ПЕНТЕЛАР".
Как следует из указанного документа, инспекция сообщает, что в налоговой декларация по земельному налогу за 2013 год выявлено несоответствие, а именно кадастровая стоимость земельного участка соответствует кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715, но указанное постановление опубликовано 27.12.2012, и согласно положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения вступает в силу с 01.01.2014. Инспекция просит ООО "ПЕНТЕЛАР" представить пояснения или уточненную налоговую декларацию.
Отправку указанного сообщения от 16.04.2014 N 23139 в адрес ООО "ПЕНТЕЛАР" подтверждает копия реестра отправки за 17.04.2014 с оттиском почтового штемпеля за 18.04.2014.
Поскольку факт того, что налогоплательщику не были вручены вместе с актом камеральной налоговой проверки постановления N 715 и N 1007, не свидетельствует о нарушении инспекцией положений пункта 3.1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции справедливо не усмотрел нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Из материалов дела следует, что ООО "ПЕНТЕЛАР" владеет земельным участком с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 по адресу г. Тула, ул. Демонстрации, 2Г, по праву общей долевой собственности с долей 8091/8475.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство Тульской области постановлением от 18.12.2012 N 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N 1, N 2, N 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее Постановлением N 1007.
В пункте 5 Постановления N 715 указано, что оно вступает в силу с 1 января 2013 года.
Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 в газете "Тульские известия".
Отклоняя довод заявителя о возможности применения Постановления N 715 к налоговым отношениям за 2013 год, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В абзаце 4 пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В пункте 4 этой статьи указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Из пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Постановление Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы", несмотря на имеющийся пункт 5 о вступлении постановления в силу с 1 января 2013 года, вступает в силу для целей налогообложения в порядке, определенном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, кадастровая стоимость устанавливается не только для исчисления земельного налога, но и применяется (используется) в гражданских и иных правоотношениях.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О отмечено, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, направленные на определение кадастровой стоимости земельных участков (к которым относится и Постановление N 715), являются комплексными нормативными правовыми актами, то есть регулирующими не только налоговые отношения, но и гражданские отношения (в частности отношения, связанные с арендой земельных участков, выкупом земельных участков).
Данный вывод следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.07.2013 N 17-П. При этом, как указано в названном постановлении, такие нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время, что и имело место с Постановлением N 715.
В связи с тем, что Постановление N 715 опубликовано 27.12.2012 (в газете "Тульские известия") и месячный срок на вступление в силу истек 27.01.2013, а налоговый период по земельному налогу составляет 1 год, следовательно, по общему правилу для целей налогообложения указанное постановление действует с 01.01.2014.
В этой связи кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 2013 год, содержащаяся в кадастровых справках, выписках, выданных ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не может быть использована для расчета земельного налога в 2013 году.
Поскольку в Постановлении N 715 отсутствует конкретное указание на то, что акт имеет обратную силу и что он распространяет свое действие на налоговые отношения, возникшие с 01.01.2013, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что 01.01.2013 - это дата вступления Постановления N 715 в силу только для целей, не связанных с налогообложением.
В соответствии с Постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
Постановление N 715 не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, оно для разных земельных участков установило разную кадастровую стоимость, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации положения абзаца 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применимы.
Таким образом, при исчислении земельного налога за 2013 год ООО "ПЕНТЕЛАР" необоснованно применена кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением N 715.
В проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения действовало Постановление N 1007.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 поставлен на учет после принятия администрацией Тульской области постановления от 28.12.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области".
Как указано в пункте 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Указанное обстоятельство подтверждается правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления от 23.07.2009 N 54.
По данным из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:30:04 01 12:0076 до внесения на основании Постановления N 715 изменений в государственный кадастр недвижимости составляла 18 607 265 рублей.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал на наличие оснований для доначисления земельного налога и начисления соответствующих пеней.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и были обоснованно им отклонены со ссылками на нормы действующего законодательства. Указанные доводы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.03.2016 по делу N А68-11845/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)