Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015 (судья З.Р. Тлябичева),
по заявлению открытого акционерного общества "Автоприцеп-КАМАЗ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601930614,
к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644,
о признании недействительным подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость",
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
установил:
открытое акционерное общество "Автоприцеп-КАМАЗ", г. Ставрополь (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексту - Перечень).
Решением от 22.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.09.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 22.09.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту - министерство) от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется ка кадастровая стоимость" был утвержден Перечень, в пункте 606 которого указан объект недвижимого имущества с кадастровым номером: 26:12:010201:786, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18.
Данный объект принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АИ N 726722, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 13.05.2014 года; наименование объекта - нежилые помещения; назначение - нежилое.
Из представленных обществом документов следует, что в техническом паспорте на данный объект отсутствуют сведения о размещении помещений торгового назначения. Кроме этого, ни одно из помещений в данном здании не используется для размещения торговых объектов.
При этом объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: 26:12:010201:39, назначение: земли населенных пунктов - под объектами производственного назначения.
Полагая, что включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 26:12:010201:786 в "Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" противоречит нормам Закона Ставропольского края от 26.11.2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в значительной степени увеличивает налоговую нагрузку на организацию, общество обратилось в суд за его обжалованием в части подпункта 606.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 1.1 Закона СК "О налоге на имущество" от 26.11.2003 N 44-кз налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
- нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Во исполнение пункта 2 указанной статьи министерством был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
В обоснование своих возражений министерство указало, что базовыми данными для определения Перечня объектов недвижимого имущества служат сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Росреестр). При этом представленная информация подлежит дальнейшему корректированию в случае выявленных разночтений в отношении вида разрешенного использования объекта.
Проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, заключающихся в выезде на место, проведении обмеров, фото - и (или) видеосъемки в отношении указанного объекта не представлялось возможным, ввиду отсутствия утвержденного порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен порядок осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объекта и полномочия органа исполнительной власти по осуществлению выезда на спорный объект.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого Перечня, у министерства отсутствовали полномочия, необходимые для осуществления выезда на объект и установления его фактического использования имущества.
Вместе с тем, предварительный перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определялась как кадастровая стоимость, был опубликован на официальном сайте министерства и возможность заблаговременного ознакомления с указанным перечнем у общества имелась.
Однако для устранения возникшей, по мнению заявителя ошибки, общество в министерство не обращалось, правоустанавливающую, правоподтверждающую и техническую документацию не представляло.
Судом первой инстанции правомерно отклонен указанный довод, так как в рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением об оспаривании уже опубликованного Перечня (подпункта 606) и совершение или несовершение юридическим лицом вышеуказанных действий не является предметом рассмотрения дела, кроме того, правоустанавливающая, правоподтверждающая и техническая документация не запрашивалась министерством у общества, а само заинтересованное лицо пояснило, что базовыми данными для определения Перечня объектов недвижимого имущества послужили сведения, предоставленные Росреестром.
Вместе с тем судом установлено фактическое использование объекта на основании произведенного выезда.
Приказом министерства 06.08.2015 N 813 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года N 329" внесены изменения в приказ от 24.12.2014 N 329, в соответствии с которыми, оспариваемый подпункт 606 Перечня признан утратившим силу.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с нормами статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Удовлетворяя требования заявителя судом учтено, что Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п был утвержден "Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в соответствии с которым определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется правовым актом органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений, ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с указанным Порядком (пункт 2 Порядка). Проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым уполномоченным органом Перечнем объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид их фактического использования (пункт 3 Порядка).
Исходя из положений Порядка, утвержденного лишь в феврале 2015 года, правовой акт органа исполнительной власти Ставропольского края об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества, должен быть принят до 30 ноября 2015 года. Таким образом, общество, как плательщик налога на имущество организаций, налоговый период которого составляет квартал, полугодие и один год, должно будет исчислять и уплачивать налог в 2015 году по повышенной ставке с применением коэффициента - 0,9.
В рассматриваемом случае доказан факт внесения министерством не торговых объектов общества в Перечень, в который должны вноситься только торговые объекты, таким образом материалами дела подтверждается незаконное включение в Перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером: 26:12:010201:786, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18, принадлежащего обществу на праве собственности.
Однако, доказательств направления в налоговый орган Приказа, которым спорный (не торговый) объект недвижимого имущества исключен из перечня торговых объектов, а также доказательств восстановления налоговой нагрузки на юридическое лицо в спорный период действия Перечня, в материалы дела министерством не представлено.
То есть фактически, материалами дела не доказан факт восстановления нарушенного права общества, так как порядок исчисления налога и применение (либо не применение) неправомерно завышенного коэффициента расчетов налога в 2015 году, в материалах дела отсутствует.
При этом нормами части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Предметом спора является требование неимущественного характера и в силу статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного акта незаконным, министерство будет обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть восстановить прежнее положение сторон, существовавшее на момент совершения незаконных действий.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается незаконность подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость".
Доводы министерства, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 N 16АП-4615/2015 ПО ДЕЛУ N А63-3084/2015
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А63-3084/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015 (судья З.Р. Тлябичева),
по заявлению открытого акционерного общества "Автоприцеп-КАМАЗ", г. Ставрополь, ОГРН 1022601930614,
к министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644,
о признании недействительным подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость",
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
установил:
открытое акционерное общество "Автоприцеп-КАМАЗ", г. Ставрополь (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" (далее по тексту - Перечень).
Решением от 22.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.09.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда от 22.09.2015 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от министерства поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края (далее по тексту - министерство) от 24.11.2014 года N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется ка кадастровая стоимость" был утвержден Перечень, в пункте 606 которого указан объект недвижимого имущества с кадастровым номером: 26:12:010201:786, расположенный по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18.
Данный объект принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АИ N 726722, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 13.05.2014 года; наименование объекта - нежилые помещения; назначение - нежилое.
Из представленных обществом документов следует, что в техническом паспорте на данный объект отсутствуют сведения о размещении помещений торгового назначения. Кроме этого, ни одно из помещений в данном здании не используется для размещения торговых объектов.
При этом объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: 26:12:010201:39, назначение: земли населенных пунктов - под объектами производственного назначения.
Полагая, что включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 26:12:010201:786 в "Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" противоречит нормам Закона Ставропольского края от 26.11.2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в значительной степени увеличивает налоговую нагрузку на организацию, общество обратилось в суд за его обжалованием в части подпункта 606.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 1.1 Закона СК "О налоге на имущество" от 26.11.2003 N 44-кз налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
- нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Во исполнение пункта 2 указанной статьи министерством был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
В обоснование своих возражений министерство указало, что базовыми данными для определения Перечня объектов недвижимого имущества служат сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Росреестр). При этом представленная информация подлежит дальнейшему корректированию в случае выявленных разночтений в отношении вида разрешенного использования объекта.
Проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, заключающихся в выезде на место, проведении обмеров, фото - и (или) видеосъемки в отношении указанного объекта не представлялось возможным, ввиду отсутствия утвержденного порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен порядок осуществления мероприятий по определению вида фактического использования объекта и полномочия органа исполнительной власти по осуществлению выезда на спорный объект.
Таким образом, на момент утверждения оспариваемого Перечня, у министерства отсутствовали полномочия, необходимые для осуществления выезда на объект и установления его фактического использования имущества.
Вместе с тем, предварительный перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определялась как кадастровая стоимость, был опубликован на официальном сайте министерства и возможность заблаговременного ознакомления с указанным перечнем у общества имелась.
Однако для устранения возникшей, по мнению заявителя ошибки, общество в министерство не обращалось, правоустанавливающую, правоподтверждающую и техническую документацию не представляло.
Судом первой инстанции правомерно отклонен указанный довод, так как в рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением об оспаривании уже опубликованного Перечня (подпункта 606) и совершение или несовершение юридическим лицом вышеуказанных действий не является предметом рассмотрения дела, кроме того, правоустанавливающая, правоподтверждающая и техническая документация не запрашивалась министерством у общества, а само заинтересованное лицо пояснило, что базовыми данными для определения Перечня объектов недвижимого имущества послужили сведения, предоставленные Росреестром.
Вместе с тем судом установлено фактическое использование объекта на основании произведенного выезда.
Приказом министерства 06.08.2015 N 813 "О внесении изменений в приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24 декабря 2014 года N 329" внесены изменения в приказ от 24.12.2014 N 329, в соответствии с которыми, оспариваемый подпункт 606 Перечня признан утратившим силу.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с нормами статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Удовлетворяя требования заявителя судом учтено, что Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п был утвержден "Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в соответствии с которым определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется правовым актом органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений, ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с указанным Порядком (пункт 2 Порядка). Проведение мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым уполномоченным органом Перечнем объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид их фактического использования (пункт 3 Порядка).
Исходя из положений Порядка, утвержденного лишь в феврале 2015 года, правовой акт органа исполнительной власти Ставропольского края об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества, должен быть принят до 30 ноября 2015 года. Таким образом, общество, как плательщик налога на имущество организаций, налоговый период которого составляет квартал, полугодие и один год, должно будет исчислять и уплачивать налог в 2015 году по повышенной ставке с применением коэффициента - 0,9.
В рассматриваемом случае доказан факт внесения министерством не торговых объектов общества в Перечень, в который должны вноситься только торговые объекты, таким образом материалами дела подтверждается незаконное включение в Перечень объекта недвижимого имущества с кадастровым номером: 26:12:010201:786, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 18, принадлежащего обществу на праве собственности.
Однако, доказательств направления в налоговый орган Приказа, которым спорный (не торговый) объект недвижимого имущества исключен из перечня торговых объектов, а также доказательств восстановления налоговой нагрузки на юридическое лицо в спорный период действия Перечня, в материалы дела министерством не представлено.
То есть фактически, материалами дела не доказан факт восстановления нарушенного права общества, так как порядок исчисления налога и применение (либо не применение) неправомерно завышенного коэффициента расчетов налога в 2015 году, в материалах дела отсутствует.
При этом нормами части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Предметом спора является требование неимущественного характера и в силу статьи 201 АПК РФ в случае признания ненормативного акта незаконным, министерство будет обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть восстановить прежнее положение сторон, существовавшее на момент совершения незаконных действий.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается незаконность подпункта 606 "Перечня недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 24.11.2014 N 329 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость".
Доводы министерства, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2015 по делу N А63-3084/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ
Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)