Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Свифт" о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2014 г. N 769 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 ноября 2013 года N 610" в части пункта 3
по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 19 мая 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Самарской области по доверенности Ивлиевой И.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ЗАО "Свифт" по доверенности Туманова С.В., объяснения представителей УФНС по Самарской области Касаевой Н.В. и Денисаева М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Самарской области постановлением от 13 ноября 2013 г. N 610 (далее - Постановление N 610) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области.
Впоследствии постановлением от 10 декабря 2014 г. N 769 (далее - Постановление N 769) Правительство Самарской области, в связи с исправлением кадастровой ошибки внесло изменения в Постановление N 610 в части установления кадастровой стоимости отдельных земельных участков.
Пунктом 3 Постановления N 769 определено, что действие этого постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 24 ноября 2013 года, а для целей налогообложения - с 1 января 2014 года.
Закрытое акционерное общество "Свифт" (далее - ЗАО "Свифт", общество), являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, 98 (кадастровый номер 63:01:0615001:0010), оспорило пункт 3 Постановления N 769 в Самарский областной суд, как нарушающий его права и законные интересы.
В обоснование заявления ЗАО "Свифт" указало на то, что пункт 3 Постановления N 769 противоречит пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, так как оспариваемым постановлением увеличен размер кадастровой стоимости данного земельного участка, что повлечет увеличение размера земельного налога за 2014 год.
Решением Самарского областного суда от 19 мая 2015 г. пункт 3 Постановления N 769 в части вступления его в силу для целей налогообложения с 1 января 2014 г., в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявления отказать.
УФНС по Самарской области поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ЗАО "Свифт" поданы возражения относительно апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление N 769 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых НК РФ к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Согласно статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что результаты кадастровой оценки, содержащиеся в оспариваемом нормативном правовом акте, не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2014 год в отношении земельных участков, расположенных на территории Самарской области.
Судебная коллегия также учитывает, что возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотрена только при исправлении технических, а не кадастровых ошибок, что следует из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статьи 391 НК РФ.
Поскольку требования заявителя направлены на признание пункта 3 оспариваемого постановления недействующим в части вступления его в силу для целей налогообложения с 1 января 2014 г. в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков, то с учетом требований статьи 178, пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемая норма в той мере, в какой она применяется для целей налогообложения земельным налогом за 2014 год в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была увеличена оспариваемым нормативным правовым актом, противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в статье 5 НК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 19 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.12.2015 N 46-АПГ15-51
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 46-АПГ15-51
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Свифт" о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2014 г. N 769 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 13 ноября 2013 года N 610" в части пункта 3
по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 19 мая 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Самарской области по доверенности Ивлиевой И.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ЗАО "Свифт" по доверенности Туманова С.В., объяснения представителей УФНС по Самарской области Касаевой Н.В. и Денисаева М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Самарской области постановлением от 13 ноября 2013 г. N 610 (далее - Постановление N 610) утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области.
Впоследствии постановлением от 10 декабря 2014 г. N 769 (далее - Постановление N 769) Правительство Самарской области, в связи с исправлением кадастровой ошибки внесло изменения в Постановление N 610 в части установления кадастровой стоимости отдельных земельных участков.
Пунктом 3 Постановления N 769 определено, что действие этого постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 24 ноября 2013 года, а для целей налогообложения - с 1 января 2014 года.
Закрытое акционерное общество "Свифт" (далее - ЗАО "Свифт", общество), являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Мичурина, 98 (кадастровый номер 63:01:0615001:0010), оспорило пункт 3 Постановления N 769 в Самарский областной суд, как нарушающий его права и законные интересы.
В обоснование заявления ЗАО "Свифт" указало на то, что пункт 3 Постановления N 769 противоречит пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, так как оспариваемым постановлением увеличен размер кадастровой стоимости данного земельного участка, что повлечет увеличение размера земельного налога за 2014 год.
Решением Самарского областного суда от 19 мая 2015 г. пункт 3 Постановления N 769 в части вступления его в силу для целей налогообложения с 1 января 2014 г., в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявления отказать.
УФНС по Самарской области поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ЗАО "Свифт" поданы возражения относительно апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление N 769 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых НК РФ к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Согласно статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
При этом акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что результаты кадастровой оценки, содержащиеся в оспариваемом нормативном правовом акте, не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2014 год в отношении земельных участков, расположенных на территории Самарской области.
Судебная коллегия также учитывает, что возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости, то есть в периоды, предшествующие периоду исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, предусмотрена только при исправлении технических, а не кадастровых ошибок, что следует из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статьи 391 НК РФ.
Поскольку требования заявителя направлены на признание пункта 3 оспариваемого постановления недействующим в части вступления его в силу для целей налогообложения с 1 января 2014 г. в случаях увеличения кадастровой стоимости земельных участков, то с учетом требований статьи 178, пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемая норма в той мере, в какой она применяется для целей налогообложения земельным налогом за 2014 год в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была увеличена оспариваемым нормативным правовым актом, противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в статье 5 НК РФ.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 19 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)