Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец является собственником участков, несоответствие данных, внесенных в государственный кадастр недвижимости, их кадастровой стоимости нарушает его права, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ГПЗ-2" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008 равной их рыночной стоимости,
установил:
АО "ГПЗ-2" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости.
В административном иске просило установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 37 329 120 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 58 480 071 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 65 377 547 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2 121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 97 324 929 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 118 531 297 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 7 503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 337 156 787 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31Г, стр. 23 стр. 6, в размере его рыночной стоимости, равной 232 217 936 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> в размере его рыночной стоимости, равной 395 432 165 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Свои требования АО "ГПЗ-2" мотивирует тем, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца К. представила заявление об уточнении заявленных требований, просила установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с заключением судебной экспертизы, подготовленной ООО "Московский кадастровый центр", следующим образом: земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002 в размере 115 420 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003 в размере 99 434 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004 в размере 37 742 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005 в размере 65 590 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006 в размере 67 180 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007 в размере 390 070 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008 в размере 150 793 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001009:1009 в размере 441 642 000 руб. Представитель административного истца по доверенности Н. уточненные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы В.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 34);
- - площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 35);
- - площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 33);
- - площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 36);
- - площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 37);
- - площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 39);
- - площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> (том 1, л.д. 40);
- - площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенный по адресу <...>, вл. 31, стр. 23 (том 1, л.д. 38).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом в отношении указанных выше земельных участков утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 251 980 849,86 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, в размере 220 515 088,71 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, в размере 81 814 273,20 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, в размере 104 690 688,30 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, в размере 152 987 137,32 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, в размере 841 477 431,39 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, в размере 301 393 395,60 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, в размере 875 811 308,65 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 1, л.д. 25 - 32).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности АО "ГПЗ-2" как плательщика земельного налога, а административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 12 января 2016 года АО "ГПЗ-2" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 1 л.д. 41 - 46), в связи с чем общество обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО "ГПЗ-2" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены: отчет об оценке от 12 ноября 2015 года N 15Н-1211 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, составленный ООО "Оценщик" (том 1, л.д. 64 - 250, том 2, л.д. 1 - 87), положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация СВОД" N 3547/С-15 от 10 декабря 2015 года на данный отчет (том 2, л.д. 47 - 63).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Московского городского суда от 26 апреля 2016 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Московский кадастровый центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 16 июня 2016 года N 255-С/2016 Отчет от 12 ноября 2015 года N 15Н-1211 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, расположенных по адресу: <...>, составленный ООО "ОЦЕНЩИК", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, расположенных по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2014 года - 1 367 871 000 (один миллиард триста шестьдесят семь миллионов восемьсот семьдесят одна тысяча) рублей (77:05:0001007:1002 - 115 420 000 руб., 77:05:0001007:1003 - 99 434 000 руб., 77:05:0001007:1004 - 37 742 000 руб., 77:05:0001007:1005 - 65 590 000 руб., 77:05:0001007:1006 - 67 180 000 руб., 77:05:0001007:1007 - 390 070 000 руб., 77:05:0001007:1008 - 150 793 000 руб., 77:05:0001007:1009 - 441 642 000 руб.).
Оценивая заключение судебной экспертизы от 16 июня 2016 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков от 12 ноября 2015 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 4 - 8 заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Оценщик", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок земельных участков в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; экспертом произведена оценка объектов оценки с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2014 года.
В свою очередь, административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных земельных участков, не представлено. Административные ответчики ходатайства о повторной экспертизе не заявляли.
В названной ситуации оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о законности государственной кадастровой оценки в городе Москве, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения требований Общества не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 115 420 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 99 434 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 37 742 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 65 590 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 67 180 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 390 070 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 150 793 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31, стр. 23, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 441 642 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков Общество обратилось в Комиссию 16 декабря 2015 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом датой обращения общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - 16 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 115 420 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 99 434 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 37 742 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 65 590 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 67 180 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 390 070 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> в размере его рыночной стоимости, равной 150 793 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31, стр. 23, в размере его рыночной стоимости, равной 441 642 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 16 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.07.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-593/2016
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истец является собственником участков, несоответствие данных, внесенных в государственный кадастр недвижимости, их кадастровой стоимости нарушает его права, как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу N 3А-593/2016
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ГПЗ-2" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008 равной их рыночной стоимости,
установил:
АО "ГПЗ-2" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости.
В административном иске просило установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 37 329 120 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 58 480 071 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 65 377 547 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2 121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 97 324 929 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 118 531 297 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 7 503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 337 156 787 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31Г, стр. 23 стр. 6, в размере его рыночной стоимости, равной 232 217 936 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> в размере его рыночной стоимости, равной 395 432 165 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
Свои требования АО "ГПЗ-2" мотивирует тем, что является собственником указанных земельных участков, несоответствие внесенных в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца К. представила заявление об уточнении заявленных требований, просила установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в соответствии с заключением судебной экспертизы, подготовленной ООО "Московский кадастровый центр", следующим образом: земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002 в размере 115 420 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003 в размере 99 434 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004 в размере 37 742 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005 в размере 65 590 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006 в размере 67 180 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007 в размере 390 070 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008 в размере 150 793 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001009:1009 в размере 441 642 000 руб. Представитель административного истца по доверенности Н. уточненные требования поддержал.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы В.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 34);
- - площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 35);
- - площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 33);
- - площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 36);
- - площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 37);
- - площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенный по адресу <...> (том 1, л.д. 39);
- - площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> (том 1, л.д. 40);
- - площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенный по адресу <...>, вл. 31, стр. 23 (том 1, л.д. 38).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 338 НК РФ организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (то есть земельные участки, расположенные в пределах города федерального значения Москвы, на территории которого введен налог), являются плательщиками земельного налога.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом в отношении указанных выше земельных участков утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 251 980 849,86 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, в размере 220 515 088,71 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, в размере 81 814 273,20 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, в размере 104 690 688,30 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, в размере 152 987 137,32 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, в размере 841 477 431,39 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, в размере 301 393 395,60 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, в размере 875 811 308,65 руб. - земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 1, л.д. 25 - 32).
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияют на права и обязанности АО "ГПЗ-2" как плательщика земельного налога, а административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 12 января 2016 года АО "ГПЗ-2" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (том 1 л.д. 41 - 46), в связи с чем общество обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО "ГПЗ-2" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены: отчет об оценке от 12 ноября 2015 года N 15Н-1211 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, составленный ООО "Оценщик" (том 1, л.д. 64 - 250, том 2, л.д. 1 - 87), положительное экспертное заключение НП "Саморегулируемая организация СВОД" N 3547/С-15 от 10 декабря 2015 года на данный отчет (том 2, л.д. 47 - 63).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Московского городского суда от 26 апреля 2016 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Московский кадастровый центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 16 июня 2016 года N 255-С/2016 Отчет от 12 ноября 2015 года N 15Н-1211 об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, расположенных по адресу: <...>, составленный ООО "ОЦЕНЩИК", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:05:0001007:1004, 77:05:0001007:1005, 77:05:0001007:1006, 77:05:0001007:1003, 77:05:0001007:1002, 77:05:0001007:1007, 77:05:0001007:1009, 77:05:0001007:1008, расположенных по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2014 года - 1 367 871 000 (один миллиард триста шестьдесят семь миллионов восемьсот семьдесят одна тысяча) рублей (77:05:0001007:1002 - 115 420 000 руб., 77:05:0001007:1003 - 99 434 000 руб., 77:05:0001007:1004 - 37 742 000 руб., 77:05:0001007:1005 - 65 590 000 руб., 77:05:0001007:1006 - 67 180 000 руб., 77:05:0001007:1007 - 390 070 000 руб., 77:05:0001007:1008 - 150 793 000 руб., 77:05:0001007:1009 - 441 642 000 руб.).
Оценивая заключение судебной экспертизы от 16 июня 2016 года, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков от 12 ноября 2015 года, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 4 - 8 заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Оценщик", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок земельных участков в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; экспертом произведена оценка объектов оценки с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2014 года.
В свою очередь, административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных земельных участков, не представлено. Административные ответчики ходатайства о повторной экспертизе не заявляли.
В названной ситуации оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о законности государственной кадастровой оценки в городе Москве, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения требований Общества не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 2 462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 115 420 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 99 434 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 37 742 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 65 590 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 67 180 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 390 070 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 150 793 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года; земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31, стр. 23, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, равной 441 642 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков Общество обратилось в Комиссию 16 декабря 2015 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом датой обращения общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - 16 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2462 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 115 420 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1002, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2121 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 99 434 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1003, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 792 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 37 742 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1004, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1210 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 65 590 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1005, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 433 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 67 180 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1006, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 7503 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, расположенного по адресу <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 390 070 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1007, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 12 188 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, расположенного по адресу <...> в размере его рыночной стоимости, равной 150 793 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1008, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 8 495 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, расположенного по адресу <...>, вл. 31, стр. 23, в размере его рыночной стоимости, равной 441 642 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2014 года на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001007:1009, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 16 декабря 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)