Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2016 по делу N А47-3093/2016 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Лекарственная компания "Лекко" - Сумин В.В. (доверенность N 7 от 12.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Лекарственная Компания "ЛЕККО" (далее - заявитель, ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ОРО ФСС РФ, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения N 5 от 14.01.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.07.2016 заявленные требования ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" удовлетворены: решение N 5 от 14.01.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
ГУ - ОРО ФСС РФ (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - ОРО ФСС РФ ссылается, что условия для применения пониженных тарифов в 2012-2014 гг., предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователем - ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО", не соблюдены.
Податель жалобы указывает, что страхователь в 2012-2014 гг. осуществлял несколько видов деятельности. Также ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" применяло две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Фонд социального страхования считает, что судом первой инстанции были неполно исследованы фактические обстоятельства дела, что в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные (новые) документы, приложенные к апелляционной жалобе (копии налоговых деклараций), суду первой инстанции не представлялись и им не оценивались, в связи с чем, не могут быть приняты в опровержение обоснованности его выводов и в их приобщении на стадии апелляционного производства отказано (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Отзыв в материалы дела представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание Фонд социального страхования не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Фонда социального страхования.
В судебном заседании представитель заявителя, озвучил возражения против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" за период с 07.09.2012 по 31.12.2014 являлось плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с пониженным тарифом в части сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, размер тарифа страховых взносов - 0 процента (уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе (в уведомлении указано о заявлении о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, N 54524 от 05.12.2012), информационное письмо о подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2012-2014 гг. с отметками налогового органа о принятии; налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013-2014 гг. с отметками налогового органа о принятии, лицензия (бессрочная) на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-56-02-000828 от 08.11.2012.
Плательщиком страховых взносов представлена отчетность с отметками налогового органа извещение о вводе сведений:
- - за 2012 год: бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.31; налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ОКВЭД 52.3;
- - за 2013 год: бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.3; налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ОКВЭД 52.3; налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; ОКВЭД 52.3; книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ОКВЭД 52.3;
- - за 2014 год: бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.31; налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. ОКВЭД 52.31; налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ОКВЭД 52.31; книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Фондом социального страхования в период с 05.10.2015 по 03.12.2015 в отношении ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 07.09.2012 по 31.12.2014.
По результату проверки составлен акт выездной проверки N 1052 от 04.12.2015 (т. 1 л.д. 84-91), из которого следует, что в ходе проверки Фондом социального страхования сделан вывод о неправомерном применении заявителем пониженного тарифа для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты, производимые физическим лицам, обязанности которых не связаны с осуществлением фармацевтической деятельности, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам.
Копия акта проверки вручена законному представителю общества 07.12.2015, что подтверждается личной подписью Филипповой С.В.
16.12.2015 в адрес общества направлено уведомление о дате и месте рассмотрения материалов выездной проверки (т. 1 л.д. 83).
14.01.2016 управляющий ГУ - ОРО ФСС РФ, рассмотрев акт N 1052 от 04.12.2015 и прочие материалы проверки, вынес решение N 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 76-80). Данное решение отправлено в адрес общества 18.01.2016.
Указанным решением:
- - заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 28 523 руб. 53 коп.;
- - заявителю начислены пени в общей сумме 1 229 руб. 30 коп.;
- - заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 142 617 руб. 65 коп.
Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов в отношении спорных выплат и вознаграждений за 2012-2014 гг.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Согласно статье 12 Федерального закона N 212-ФЗ тарифом страхового взноса является размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено Федерального закона N 212-ФЗ - Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015, то есть в спорный период 2012-2014 гг.) аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федеральный закон N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012-2014 гг. подлежат применению следующий тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0,0%.
Таким образом, критериями, определяющими возможность применения пониженных тарифов страховых взносов, являются вид осуществляемой деятельности и применение ЕНВД.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.
Из материалов дела следует, что ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является розничная торговля лекарственными средствами, осуществляющая на основании лицензии. В спорный период заявитель являлся плательщиком ЕНВД.
На основании п. 2 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а не только лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Федерального закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста.
Судом первой инстанции верно указано, что фармацевтическую деятельность осуществляет общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Работники общества, непосредственно не оказывающие фармацевтические услуги, а исполняющие иные функции, направленные на обеспечение нормальной фармацевтической деятельности, также участвовали в ее осуществлении. Соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению по пониженным тарифам страховых взносов.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, Фондом социального страхования неправомерно произведено привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа, доначисление страховых взносов, а также начисление пени по страховым взносам в размере.
Доводам Фонда социального страхования, что общество выдавало займы и получало доходы в виде процентов по займам, а также применяло две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
От оплаты государственной пошлины податель апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2016 по делу N А47-3093/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 N 18АП-11989/2016 ПО ДЕЛУ N А47-3093/2016
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. N 18АП-11989/2016
Дело N А47-3093/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2016 по делу N А47-3093/2016 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Лекарственная компания "Лекко" - Сумин В.В. (доверенность N 7 от 12.01.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Лекарственная Компания "ЛЕККО" (далее - заявитель, ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ - ОРО ФСС РФ, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения N 5 от 14.01.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.07.2016 заявленные требования ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" удовлетворены: решение N 5 от 14.01.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным.
ГУ - ОРО ФСС РФ (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ГУ - ОРО ФСС РФ ссылается, что условия для применения пониженных тарифов в 2012-2014 гг., предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователем - ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО", не соблюдены.
Податель жалобы указывает, что страхователь в 2012-2014 гг. осуществлял несколько видов деятельности. Также ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" применяло две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).
Фонд социального страхования считает, что судом первой инстанции были неполно исследованы фактические обстоятельства дела, что в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные (новые) документы, приложенные к апелляционной жалобе (копии налоговых деклараций), суду первой инстанции не представлялись и им не оценивались, в связи с чем, не могут быть приняты в опровержение обоснованности его выводов и в их приобщении на стадии апелляционного производства отказано (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Отзыв в материалы дела представлен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание Фонд социального страхования не явился. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Фонда социального страхования.
В судебном заседании представитель заявителя, озвучил возражения против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" за период с 07.09.2012 по 31.12.2014 являлось плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с пониженным тарифом в части сумм выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, размер тарифа страховых взносов - 0 процента (уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе (в уведомлении указано о заявлении о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, N 54524 от 05.12.2012), информационное письмо о подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2012-2014 гг. с отметками налогового органа о принятии; налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2013-2014 гг. с отметками налогового органа о принятии, лицензия (бессрочная) на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-56-02-000828 от 08.11.2012.
Плательщиком страховых взносов представлена отчетность с отметками налогового органа извещение о вводе сведений:
- - за 2012 год: бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.31; налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ОКВЭД 52.3;
- - за 2013 год: бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.3; налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ОКВЭД 52.3; налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения; ОКВЭД 52.3; книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ОКВЭД 52.3;
- - за 2014 год: бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах), ОКВЭД 52.31; налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. ОКВЭД 52.31; налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ОКВЭД 52.31; книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Фондом социального страхования в период с 05.10.2015 по 03.12.2015 в отношении ООО "Лекарственная Компания "ЛЕККО" проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 07.09.2012 по 31.12.2014.
По результату проверки составлен акт выездной проверки N 1052 от 04.12.2015 (т. 1 л.д. 84-91), из которого следует, что в ходе проверки Фондом социального страхования сделан вывод о неправомерном применении заявителем пониженного тарифа для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты, производимые физическим лицам, обязанности которых не связаны с осуществлением фармацевтической деятельности, в результате чего образовалась недоимка по страховым взносам.
Копия акта проверки вручена законному представителю общества 07.12.2015, что подтверждается личной подписью Филипповой С.В.
16.12.2015 в адрес общества направлено уведомление о дате и месте рассмотрения материалов выездной проверки (т. 1 л.д. 83).
14.01.2016 управляющий ГУ - ОРО ФСС РФ, рассмотрев акт N 1052 от 04.12.2015 и прочие материалы проверки, вынес решение N 5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 76-80). Данное решение отправлено в адрес общества 18.01.2016.
Указанным решением:
- - заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 28 523 руб. 53 коп.;
- - заявителю начислены пени в общей сумме 1 229 руб. 30 коп.;
- - заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 142 617 руб. 65 коп.
Несогласие с принятым решением послужило основанием для обращения ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения страхователем пониженных тарифов страховых взносов в отношении спорных выплат и вознаграждений за 2012-2014 гг.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Согласно статье 12 Федерального закона N 212-ФЗ тарифом страхового взноса является размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено Федерального закона N 212-ФЗ - Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015, то есть в спорный период 2012-2014 гг.) аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяют пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федеральный закон N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012-2014 гг. подлежат применению следующий тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0,0%.
Таким образом, критериями, определяющими возможность применения пониженных тарифов страховых взносов, являются вид осуществляемой деятельности и применение ЕНВД.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона.
Из материалов дела следует, что ООО "Лекарственная компания "ЛЕККО" зарегистрировано налоговым органом в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является розничная торговля лекарственными средствами, осуществляющая на основании лицензии. В спорный период заявитель являлся плательщиком ЕНВД.
На основании п. 2 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081, фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическую деятельность осуществляет именно общество, а не только лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста.
Пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ содержит отсылочные нормы на положения Федерального закона N 61-ФЗ в части признания организаций аптечными, но не указывает на необходимость соответствия физического лица, трудоустроенного в аптечной организации, в пользу которого осуществляются выплаты и вознаграждения применительно к называемым критериям: имеющих соответствующее образование и сертификат специалиста.
Судом первой инстанции верно указано, что фармацевтическую деятельность осуществляет общество, а не лица, состоящие с ним в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. Работники общества, непосредственно не оказывающие фармацевтические услуги, а исполняющие иные функции, направленные на обеспечение нормальной фармацевтической деятельности, также участвовали в ее осуществлении. Соответственно, производимые выплаты в пользу таких лиц также подлежат обложению по пониженным тарифам страховых взносов.
Поскольку общество является аптечной организацией, действующей на основании лицензии, то право применять пониженные тарифы страховых взносов ему предоставлено пунктом 10 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, Фондом социального страхования неправомерно произведено привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа, доначисление страховых взносов, а также начисление пени по страховым взносам в размере.
Доводам Фонда социального страхования, что общество выдавало займы и получало доходы в виде процентов по займам, а также применяло две системы налогообложения: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на законность судебного решения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией.
Из указанного выше следует, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и своевременного рассмотрения настоящего дела, правильно установлены подлежащие применению нормы материального права, нарушение либо неправильное применение норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
От оплаты государственной пошлины податель апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2016 по делу N А47-3093/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)