Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции - Мелеховой О.Ю., действующего на основании доверенности от 14.02.2017,
представителя Управления - Мелеховой О.Ю., действующей на основании доверенности от 15.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 по делу N А29-479/2017, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" (ИНН: 1101481687, ОГРН: 1031100406930)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: 1101486269, ОГРН: 1041130401058)
о признании недействительными решений,
Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми", Военный комиссариат) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 02.11.2016 N 63714, от 02.11.2016 N 63715 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что спорный земельный участок является участком, изъятым из оборота. Военный комиссариат указывает, что на земельном участке расположены здания гаража и общежития, в котором проживают военнослужащие и члены их семей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" считает, что земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9 не является объектом налогообложения по земельному налогу.
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Военный комиссариат о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" налоговых деклараций по земельному налогу за 2014 год и уточненной (корректирующей) налоговой декларации за 2015 год. В ходе проверок налоговый орган пришел к выводу о занижении налогооблагаемой базы по земельному налогу, поскольку у налогоплательщика отсутствуют основания для применения подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ, т.к. спорный земельный участок, не относится к категории земель изъятых из оборота.
Выявленные нарушения отражены в актах проверок N 74325 от 26.09.2016 (т. 1 л.д. 68-71), N 74326 от 26.09.2016 (т. 1 л.д. 73-76).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции приняты решения от 02.11.2016:
- - N 63714 о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 135 рублей 80 копеек, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 181 рубля 06 копеек (сумма штрафа уменьшена с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ). Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 9 053 рублей, исчислены пени в сумме 2 147 рублей 22 копеек (т. 1 л.д. 33-39);
- - N 63715 о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 рублей, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 26 рублей 62 копеек (сумма штрафа уменьшена с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ). Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 1 131 рубля, исчислены пени в сумме 180 рублей 83 копеек (т. 1 л.д. 40-45).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 21.12.2017 N 278-А, N 279-А решения Инспекции от 02.11.2016 N 63714 и N 63715 оставлены без изменения (т. 1 л.д. 23-25, 26-28).
Налогоплательщик не согласился с решениями Инспекции и обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 388, 389, 390, 391, 393, 394 НК РФ, статьями 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, требования Общества признал неправомерными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции и Управления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 03.05.2001 N 5/1436 земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9, площадью 2417 кв. м, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 33, предоставлен Военному комиссариату на праве постоянного (бессрочного) пользования с разрешенным использованием - "для обслуживания здания общежития офицерского состава" (т. 2 л.д. 22).
Земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9, площадью 2417 кв. м, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 33 имеет вид разрешенного использования "для обслуживания здания общежития офицерского состава", категория земель - земли населенных пунктов, вид права - постоянное (бессрочное) пользование (т. 2 л.д. 21).
Регистрация вышеуказанного права постоянного (бессрочного) пользования подтверждена выпиской из реестра федерального имущества N 92/1 от 10.03.2015 (т. 2 л.д. 20).
Военным комиссариатом не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0106056:9 зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Довод заявителя о том, что из 27 человек зарегистрированных в общежитии 8 человек являются военнослужащими и членами их семей, отклоняется апелляционным судом, поскольку не свидетельствует о размещении в спорном здании Вооруженных Сил Российской Федерации, войск, воинских формирований и органов для осуществления их постоянной деятельности.
При этом судом учтено, что цели и задачи функционирования общежития не связаны с уставной деятельностью Военного комиссариата, данный объект территориально обособлен и осуществляет самостоятельную бытовую функцию, не связанную с деятельностью по обеспечению обороны.
Доказательств того, что на спорном земельном участке располагаются здания, строения и сооружения, перечисленные в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, либо другие войска, воинские формирования и органы, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорный земельный участок принадлежал заявителю в 2014, 2015 годах на праве постоянного (бессрочного) пользования и не обладал статусом изъятых из оборота, суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции о несоответствии земельного участка условиям, необходимым для его исключения из объекта обложения земельным налогом.
Довод заявителя о нахождении на спорном земельном участке двух объектов федеральной собственности (здание общежития и гараж со складом), обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9 не разделен на два самостоятельных участка для обслуживания здание общежития и обслуживания гаража со складом, и в целом относится к категории земель - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием - "для обслуживания здания общежития офицерского состава".
Таким образом, доначисление земельного налога за 2014-2015 годы в отношении спорного земельного участка, а также соответствующих сумм пени и штрафа произведено Инспекцией правомерно.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 14.07.2017 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 по делу N А29-479/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 02АП-6619/2017 ПО ДЕЛУ N А29-479/2017
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А29-479/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции - Мелеховой О.Ю., действующего на основании доверенности от 14.02.2017,
представителя Управления - Мелеховой О.Ю., действующей на основании доверенности от 15.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 по делу N А29-479/2017, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" (ИНН: 1101481687, ОГРН: 1031100406930)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: 1101486269, ОГРН: 1041130401058)
о признании недействительными решений,
установил:
Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми", Военный комиссариат) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 02.11.2016 N 63714, от 02.11.2016 N 63715 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что спорный земельный участок является участком, изъятым из оборота. Военный комиссариат указывает, что на земельном участке расположены здания гаража и общежития, в котором проживают военнослужащие и члены их семей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" считает, что земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9 не является объектом налогообложения по земельному налогу.
В судебном заседании представитель Инспекции и Управления указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Военный комиссариат о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" налоговых деклараций по земельному налогу за 2014 год и уточненной (корректирующей) налоговой декларации за 2015 год. В ходе проверок налоговый орган пришел к выводу о занижении налогооблагаемой базы по земельному налогу, поскольку у налогоплательщика отсутствуют основания для применения подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ, т.к. спорный земельный участок, не относится к категории земель изъятых из оборота.
Выявленные нарушения отражены в актах проверок N 74325 от 26.09.2016 (т. 1 л.д. 68-71), N 74326 от 26.09.2016 (т. 1 л.д. 73-76).
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции приняты решения от 02.11.2016:
- - N 63714 о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 135 рублей 80 копеек, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 181 рубля 06 копеек (сумма штрафа уменьшена с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ). Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 9 053 рублей, исчислены пени в сумме 2 147 рублей 22 копеек (т. 1 л.д. 33-39);
- - N 63715 о привлечении ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 рублей, пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 26 рублей 62 копеек (сумма штрафа уменьшена с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ). Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за 2015 год в сумме 1 131 рубля, исчислены пени в сумме 180 рублей 83 копеек (т. 1 л.д. 40-45).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 21.12.2017 N 278-А, N 279-А решения Инспекции от 02.11.2016 N 63714 и N 63715 оставлены без изменения (т. 1 л.д. 23-25, 26-28).
Налогоплательщик не согласился с решениями Инспекции и обратился с настоящим заявлением в суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 388, 389, 390, 391, 393, 394 НК РФ, статьями 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, требования Общества признал неправомерными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции и Управления, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 03.05.2001 N 5/1436 земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9, площадью 2417 кв. м, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 33, предоставлен Военному комиссариату на праве постоянного (бессрочного) пользования с разрешенным использованием - "для обслуживания здания общежития офицерского состава" (т. 2 л.д. 22).
Земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9, площадью 2417 кв. м, расположенный по адресу: г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 33 имеет вид разрешенного использования "для обслуживания здания общежития офицерского состава", категория земель - земли населенных пунктов, вид права - постоянное (бессрочное) пользование (т. 2 л.д. 21).
Регистрация вышеуказанного права постоянного (бессрочного) пользования подтверждена выпиской из реестра федерального имущества N 92/1 от 10.03.2015 (т. 2 л.д. 20).
Военным комиссариатом не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 11:05:0106056:9 зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Довод заявителя о том, что из 27 человек зарегистрированных в общежитии 8 человек являются военнослужащими и членами их семей, отклоняется апелляционным судом, поскольку не свидетельствует о размещении в спорном здании Вооруженных Сил Российской Федерации, войск, воинских формирований и органов для осуществления их постоянной деятельности.
При этом судом учтено, что цели и задачи функционирования общежития не связаны с уставной деятельностью Военного комиссариата, данный объект территориально обособлен и осуществляет самостоятельную бытовую функцию, не связанную с деятельностью по обеспечению обороны.
Доказательств того, что на спорном земельном участке располагаются здания, строения и сооружения, перечисленные в подпункте 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, либо другие войска, воинские формирования и органы, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах и учитывая, что спорный земельный участок принадлежал заявителю в 2014, 2015 годах на праве постоянного (бессрочного) пользования и не обладал статусом изъятых из оборота, суд апелляционной инстанции признает верным вывод суда первой инстанции о несоответствии земельного участка условиям, необходимым для его исключения из объекта обложения земельным налогом.
Довод заявителя о нахождении на спорном земельном участке двух объектов федеральной собственности (здание общежития и гараж со складом), обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельный участок с кадастровым номером 11:05:0106056:9 не разделен на два самостоятельных участка для обслуживания здание общежития и обслуживания гаража со складом, и в целом относится к категории земель - "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием - "для обслуживания здания общежития офицерского состава".
Таким образом, доначисление земельного налога за 2014-2015 годы в отношении спорного земельного участка, а также соответствующих сумм пени и штрафа произведено Инспекцией правомерно.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 14.07.2017 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2017 по делу N А29-479/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)