Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 17АП-11447/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-13516/2017

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. N 17АП-11447/2017-АК

Дело N А60-13516/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кривощековой С.В.,
при участии:
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 24 по Свердловской области - Широков А.Г. удостоверение, по доверенности от 20.12.2016 N 05-14/47098
заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2017 года
по делу N А60-13516/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (ИНН 6660084047, ОГРН 1036603481639)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным решения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (далее - заявитель, ООО Артель старателей "ФАРТА", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 в части предложения о внесении изменений в авансовый расчет, в бухгалтерский и налоговый учет налогоплательщика о доначислении и доплате в бюджет налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., а также пени в сумме 1494 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель полагает, что им обоснованно применялась пониженная ставка по налогу на имущество, так как спорные объекты основных средств относятся к линиям передач, а также к сооружениям, которые являются неотъемлемой, технологической частью линий энергопередачи и, соответственно, им соблюдены требования п. 4.1 ст. 2 Закона Свердловской области N 35-ОЗ от 27.11.2003 "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций".
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу по изложенным в нем основаниям, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка расчета по налогу на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года, представленного 01.08.2016 ООО Артель старателей "ФАРТА" в налоговый орган.
Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 31.10.2016 N 59433.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 14.12.2016 N 29104 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., на сумму неуплаченного налога начислены пени.
Как следует из оспариваемого решения, доначисление налога на имущество организаций произведено инспекцией в связи с неправомерным применением ООО Артель старателей "ФАРТА" пониженной ставки налога.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.02.2017 N 87/17 решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 оставлено без изменения и утверждено.
Полагая, что решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2016 N 29104 в оспариваемой части не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что льгота по налогу на имущество организации за 1 полугодие 2016 года применена ООО Артель старателей "Фарта" необоснованно, доначисление налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года в сумме 33658 руб., начисление соответствующих сумм пени произведено налоговым органом правомерно.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Налог на имущество организаций, согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Согласно п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году - 1 процента.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит столбец "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Однако право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ; 2) имущество указано в Перечне N 504.
Как следует из материалов дела, ООО Артель старателей "Фарта" за 1 полугодие 2016 года заявлена льгота по налогу на имущество организаций в виде пониженной ставки налога в размере 1,3 процента в отношении следующего имущества:
- - линия электропередачи воздушная 35 кВ "Фарта", код льготы 12 4521125 - Линии электропередачи воздушные;
- - трансформаторная подстанция ПС 35/6 кВ "Фарта", код льготы 14 3115020 - Подстанции трансформаторные комплектные;
- - трансформатор силовой ТМНП 6300/35-У 1, код льготы 14 3115010 - Трансформаторы электрические силовые мощные.
Указанные объекты основных средств принадлежат обществу на основании Свидетельства о государственной регистрации права N 66 АЖ 510294, согласно которому: Объект права: "ПС 35 Кв "Фарта" с ВЛ 35 кВ, назначение: электроэнергетики. Протяженность 6550 м. Адрес (местоположение): Свердловская область, Кушвинский городской округ, от столба существующей ЛЭП в районе 204 км автомагистрали Екатеринбург-Серов до проектируемой подстанции в деревне Мостовая, Разрешения N 19-06-15/14 от 22.04.2014, выданного Уральским управлением Ростехнадзора, на допуск в эксплуатацию энергоустановки ВЛ-35 кВ с кабельной вставкой, ПС-35/6 кВ "Фарта" с силовым трансформатором 6300 Ква, подключенные к ВЛ-35 кВ "Верхняя Тура-Насосная-2" в пролете опор N 54-55 ПС-110/35/ кВ "Верхняя Тура" ПО НТЭС филиала ОАО "МРСК Урала" - "Свердловэнерго" (подстанция).
Основанием для доначисления суммы налога на имущество организаций за 1 полугодие 2016 года, явилось неправомерное применение обществом льготы, предусмотренной п. 3 ст. 380 НК РФ и п. 11 ст. 381 НК РФ, в отношении указанных основных средств, поскольку фактическое назначение льготируемого налогоплательщиком имущества не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.
В Перечень N 504 включены воздушные линии электропередач напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно (код ОКОФ 12 4521125), подстанции трансформаторные комплектные (код ОКОФ 14 3115020) и трансформаторы электрические силовые мощные (код ОКОФ 14 3115010). Эти же коды льгот присвоены обществом указанному льготируемому имуществу.
Согласно коду ОКОФ 12 4521125, указанному в Перечне N 504, к линиям электропередачи воздушным относятся линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи.
В Постановлении Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.2003 N 65 содержится определение воздушной линии электропередачи - это устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), стационарные или передвижные.
Понятие "линии энергопередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, в связи с чем необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации (пункт 1 ст. 11 Кодекса).
Перечень объектов, входящих в состав линий энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов, утвержден Министерством энергетики Российской Федерации 25.04.2001 и согласован с МНС России и Минфином России; указанный Перечень разработан на основании ГОСТ 24291-90, ГОСТ 19431-84, СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства", "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей" и "Правил устройства электроустановок", указанный Перечень является действующим до настоящего времени.
Согласно п. 6 "ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения", утвержденных Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 1943184), энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией), при этом на основании п. 21 этого Стандарта потребителем признается предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
На основании п. 34 ГОСТ 19431-84, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.
Классификатором "ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 определен код ОКОФ 14 3115020 "Подстанции трансформаторные комплектные". По структуре данный код ОКОФ является подклассом, входит в группу под общим (класс) кодом ОКОФ 14 3115000 "Трансформаторы электрические силовые мощные".
Пунктом 4.2.6 "Правил устройства электроустановок", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242 определено, что трансформаторная подстанция определяется, как электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Комплектная трансформаторная подстанция модульного типа ПС 35/6 Кв "Фарта" относится к коду ОКОФ 14 3115020 "подстанции трансформаторные комплектные" и предназначена для приема, преобразования и распределения электрической энергии переменного тока.
Данные подстанции соответствуют определению комплектной трансформаторной подстанции, содержащемуся в ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения": комплектная трансформаторная подстанция (КТП) - это подстанция, состоящая из шкафов или блоков со встроенных в них трансформатором и другим оборудованием распределительного устройства, поставляемая в собранном или подготовленном для сборки виде.
Относящийся к подклассу 14 3115010 "Трансформаторы электрические силовые мощные", в рассматриваемом случае Трансформатор силовой ТМНП6300/35-У1, относится к классу 14 3115000 "Трансформаторы электрические преобразователи статистические и индукторы" подраздела 14 0000000 "Машины и оборудование" и предназначен для преобразования электрической энергии в сетях энергосистем, а также для питания различных потребителей в сетях переменного тока.
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд - потребители электрической и тепловой энергии (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Таким образом, налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики, на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Спорные основные средства, в отношении которых применена пониженная ставка налога, являются оборудованием, обеспечивающим передачу и преобразование электроэнергии от точки разграничения эксплуатационной ответственности общества и сетевой организации (от столба существующей ЛЭП в районе 204 км автомагистрали Екатеринбург-Серов до проектируемой подстанции в деревне Мостовая). Указанное обстоятельство не оспаривается налогоплательщиком.
Льготируемые налогоплательщиком объекты основных средств, исходя из их функционального назначения и технических характеристик, обеспечивают снабжение электроэнергией свои производственные здания, помещения в пределах зоны эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности ООО Артель старателей "Фарта".
Указанные объекты предназначены и фактически используются для обеспечения собственных нужд предприятия электроэнергией.
ООО Артель старателей "Фарта" не является сетевой организацией, не оказывает услуги по поставке и передаче электроэнергии, а является потребителем, получая электроэнергию от сетевой организации, посредством энергопринимающих устройств.
Находящееся на балансе предприятия электрическое оборудование и сооружения, используемые им для собственных и производственных нужд, не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, к которым согласно Закону N 35-ФЗ относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Таким образом, фактическое назначение льготируемого имущества не соответствует функциональному назначению имущества, указанному в Перечне N 504, что исключает применение в отношении этого имущества налоговой льготы.
Таким образом, налоговый орган обоснованно произвел доначисление налога на имущества по данному объекту в связи с неправомерным применением заявителем пониженной ставки налога по данному объекту поскольку, льгота по налогу на имущество организации за 1 полугодие 2016 года применена ООО Артель старателей "Фарта" необоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Данные доводы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июня 2017 года по делу N А60-13516/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Артель старателей "ФАРТА" (ИНН 6660084047, ОГРН 1036603481639) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.07.2017 N 1238.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)