Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2017 N 17АП-4380/2017-АК ПО ДЕЛУ N А50-28224/2016

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2017 г. N 17АП-4380/2017-АК

Дело N А50-28224/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
- от заявителя ООО "Межбольничные аптеки" (ОГРН 1055901708312, ИНН 5904129110) - Коняев С.В., паспорт, доверенность от 09.01.2017;
- от заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Алексеева М.В., удостоверение, доверенность от 02.03.2017;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Межбольничные аптеки"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года
по делу N А50-28224/2016,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по заявлению ООО "Межбольничные аптеки"
к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения,
установил:

ООО "Межбольничные аптеки" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Отделение фонда, фонд) о признании недействительным решения от 14.11.2016 N 139094/34л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2017 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда от 17.02.2017 отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято при неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждено, что более 70% дохода общества в спорном периоде получено от розничной торговли лекарственными средствами, соответственно, общество имеет право на применение пониженного тарифа по страховым взносам. Так, отмечает, что изготовление лекарственных средств аптечными организациями по требованиям медицинских организаций является особой частью розничной торговли лекарственными средствами, осуществляемой аптечными организациями, в связи с чем для отпуска изготовленных в аптечной организации лекарственных средств действующим законодательством предусмотрены особенности, в том числе, отнесение отпуска таких лекарственных средств по требованиям медицинских организаций к розничной торговле лекарственными средствами.
Заявитель указывает на то, что осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, полагает, что действующее законодательство допускает заключение договора купли-продажи с условием о доставке товара покупателю, а также возможность заключения договора купли-продажи между юридическими лицами, ссылается на то, что заявитель не имеет возможности повлиять на условия заключаемых с медицинскими организациями договоров, так как контрагенты обязаны соблюдать положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
По ходатайству представителя заявителя судом в порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ приобщено к материалам дела письмо ФГБОУ ВО "ПГФА Минздрава России" от 05.05.2017 N 009/366.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и является страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По итогам проведенной камеральной проверки представленного обществом расчета по форме 4-ФСС за 1 полугодие 2016 года должностным лицом Отделения фонда составлен акт камеральной проверки от 07.10.2016 N 139094/34л, фиксирующий выявленные в рамках проверки нарушения.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки должностным лицом Отделения фонда вынесено решение от 14.11.2016 N 139094/34л об отказе привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым страхователю доначислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 285 807,10 руб., заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 54 880,12 руб., начисленные пени за неуплату в установленный срок страховых взносов в сумме 468,52 руб.
Не согласившись с указанным решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не доказано соблюдение условий для применения пониженного тарифа.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из содержания ст. 198-201 АПК РФ основанием для признания незаконным решения государственного органа является наличие одновременно двух условий - несоответствия оспариваемого решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ указанный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Плательщики страховых взносов определены в статье 5 Закона N 212-ФЗ.
Общество является плательщиком страховых взносов.
Как установлено судами, доначисление заявителю страховых взносов в сумме 285 807,10 руб. по итогам проведенной камеральной проверки обусловлено выводами Отделения фонда о необоснованном применении обществом пониженных (льготных) тарифов по страховым взносам, исчисленным за отчетный период - 1 полугодие 2016 года.
В соответствии со статьями 7, 8 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их исчисления для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Закона.
Исходя из статьи 12 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Закона.
Статьей 58.2 Закона N 212-ФЗ тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (в пределах установленной предельной величины) установлен в размере 2,9 процента; свыше установленной предельной величины - 0 процентов.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Подпунктом "я.8" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
Для указанных плательщиков в течение 2012-2018 годов применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 процентов (часть 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ). Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Как установлено пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: - доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в бюджеты внебюджетных фондов для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 Закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных статьей 58 Закона N 212-ФЗ совокупности условий (критериев), при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Как следует из материалов дела, в рамках проведенной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за отчетный период - 1 полугодие 2016 года, заинтересованным лицом выявлено несоблюдение заявителем как страхователем условий, указанных в части 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ - необоснованное применение пониженного тарифа страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетный фонд.
Сторонами не оспаривается, что в течение отчетного периода - 1 полугодие 2016 года общество "Межбольничные аптеки" применяло упрощенную систему налогообложения.
Как установлено заинтересованным лицом и подтверждается материалами дела, в том числе сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности заявителя является деятельность по розничной торговле лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код ОКВЭД 47.73); заявителем получены лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения от 08.05.2013 N ЛО-59-02-000971.
В спорный период заявителем получены доходы в общей сумме 31 235 503,58 руб., из них доходы от реализации лекарственных средств составили - 31 200 503,58 руб. (свыше 99%).
При этом за отчетный период - 1 полугодие 2016 года заявителем получены доходы от реализации экстемпоральных лекарственных средств на договорной основе медицинским организациям в размере 16 937 524,24 руб., что составляет 54,23% в общем объеме доходов, полученных обществом в 1 полугодии 2016 года.
На основании установленных проверкой обстоятельств Отделение фонда пришло к выводу о том, что полученная заявителем от реализации на возмездной основе медицинским организациям экстемпоральных лекарственных средств выручка не может быть отнесена к доходам, полученным в связи с розничной продажей фармацевтических товаров (код по ОКВЭД 52.31).
Выявленные обстоятельства послужили основанием для вывода фонда о том, что обществом не соблюдены условия для применения льготного тарифа страховых взносов по такому критерию как доля дохода, так как доля дохода общества от вида деятельности, предусмотренного подпунктом "я. 8" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, составила менее 70% в общем объеме дохода.
Указанные выводы фонда признаны судом первой инстанции верными.
Как установлено судами, заявителем на основании заключенных с медицинскими организациями (преимущественно государственные бюджетные учреждения Пермского края) договоров поставки лекарственных препаратов, экстемпоральных лекарственных средств, в адрес медицинских организаций реализовывались указанные препараты и лекарственные средства (в упаковках, флаконах, банках).
По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждено, что более 70% дохода общества в спорном периоде получено от розничной торговли лекарственными средствами, соответственно, общество имеет право на применение пониженного тарифа по страховым взносам. Так, отмечает, что изготовление лекарственных средств аптечными организациями по требованиям медицинских организаций является особой частью розничной торговли лекарственными средствами, осуществляемой аптечными организациями, в связи с чем для отпуска изготовленных в аптечной организации лекарственных средств действующим законодательством предусмотрены особенности, в том числе отнесение отпуска таких лекарственных средств по требованиям медицинских организаций к розничной торговле лекарственными средствами.
Заявитель указывает на то, что осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, полагает, что действующее законодательство допускает заключение договора купли-продажи с условием о доставке товара покупателю, а также возможность заключения договора купли-продажи между юридическими лицами, ссылается на то, что заявитель не имеет возможности повлиять на условия заключаемых с медицинскими организациями договоров, так как контрагенты обязаны соблюдать положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Нормативная регламентация условий, обязательств и статуса субъектов сделок при заключении и исполнении договоров розничной купли-продажи и поставки, наряду с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), осуществляется нормами § 2 "Розничная купля-продажа" и § 3 "Поставка товаров" главы 30 ГК РФ. Также содержание понятий розничная и оптовая торговля нормативно предусмотрено и раскрывается в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденном и введенном в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, "ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденном и введенном в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст.
В частности, исходя из статьи Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", указанных ГОСТов, оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 492 ГК), цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех покупателей. При этом договор розничной купли-продажи по способу заключения относится к категории договоров присоединения. В свою очередь, договор поставки как вид договора купли-продажи является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором.
Определяющим признаком договора розничной купли-продажи является то, для каких целей продавец реализует товары организациям и физическим лицам. Основным критерием, отличающим оптовую торговлю от розничной, является использование юридическими лицами приобретенных товаров с целью их переработки и дальнейшей реализации в профессиональной (предпринимательской) деятельности для извлечения дохода.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
Согласно пункту 1, абзацу 1 пункта 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
В соответствии с положениями статьи 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 настоящего Кодекса. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
Статьей 516 ГК РФ определено, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
По правилам пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Фондом установлено, что заявитель осуществлял реализацию медицинских препаратов медицинским организациям, преимущественно бюджетным, на основании заключенных договоров поставки, с приложением спецификаций, обществом выписывались счета-фактуры, накладные, оплата производилась в безналичном порядке. В договорах поставки, заключенных заявителем с медицинскими организациями, сторонами определены условия, сроки поставки и условия приемки поставляемого товара, цена договора и сроки действия договоров, взаимные права и обязательства сторон, ответственность субъектов договорных отношений, в частности заявителя как поставщика за нарушение сроков поставки товара, отказ от поставки товара. Поставка медицинских препаратов, как определено договорами, осуществляется обществом (поставщиком) по заявкам покупателей (медицинской организации), в том числе партиями еженедельно в течение 3 рабочих дней с даты получения обществом заявки (в частности, договоры от 17.05.2016 N 161, от 26.05.2015 N 172).
Условиями договоров поставки предусмотрено обеспечение обязательств, в частности предоставление заявителем (поставщиком) банковских гарантий, внесение денежных средств на определенный банковский счет. Поставка товаров медицинским организациям осуществляется, в том числе в аптеки.
Таким образом, проанализировав условия, содержание договоров, субъективный состав участников договоров, статус субъектов договорных отношений, объем и содержание оформляемых документов, объем (количество) реализуемых медицинских препаратов и лекарственных средств, периодичность их реализации в рамках действия договоров поставки, способы обеспечения обязательств, ответственность сторон, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришел к верному выводу о том, что при взаимоотношениях с медицинским организациями заявителем исполнялись обязательства по договору поставки, а не розничной купли-продажи.
Довод подателя жалобы о том, что покупателями являлись некоммерческие организации, которые использовали приобретенную продукцию для собственных нужд, а не с целью коммерческого использования; порядок оформления договорных обязательств предопределен требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отклоняется.
Применительно к обстоятельствам спора, нормативному регулированию и правовой позиции, отраженной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", арбитражный суд отмечает, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя.
Таким образом, особый статус покупателей по договорам поставки - бюджетных учреждений, которые являются некоммерческими организациями, созданными согласно статье 123.21 ГК РФ, статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для определенной цели некоммерческого характера, не свидетельствует об осуществлении розничной торговли, так как в данном случае товары приобретались медицинским учреждениями (как и иными организациями) для обеспечения их уставной деятельности, что исключает признак договора розничной купли-продажи - использование товара для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В свою очередь, правовой статус покупателей товаров - государственных учреждений и соблюдение соответствующей процедуры (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), как и источник финансирования приобретения товара (средства обязательного медицинского страхования, бюджетные средства, доходы учреждений от оказания платных услуг - источник оплаты в договорах поставки дифференцируется) не изменяет содержание обязательств сторон и квалификацию деятельности заявителя как поставщика товаров, а не реализацию им товаров при розничной торговле.
Также суд отмечает следующее.
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Законом N 61-ФЗ.
Исходя из содержащихся в статье 4 Закона N 61-ФЗ понятий,
- - производство лекарственных средств - это деятельность по производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств;
- - фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и(или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов;
- - организация оптовой торговли лекарственными средствами - это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- - аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями этого Федерального закона.
Как предусмотрено Законом N 61-ФЗ, производство лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, имеющими лицензию на производство лекарственных средств (часть 2 статьи 45 Закона N 61-ФЗ).
В силу части 8 статьи 45 Закона N 61-ФЗ производители лекарственных средств могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим производителям лекарственных средств для производства лекарственных средств; 2) организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 3) аптечным организациям, ветеринарным аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) медицинским организациям и ветеринарным организациям; 6) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии со статьей 53 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: 1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами; 2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; 3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям; 4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; 5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; 6) медицинским организациям, ветеринарным организациям; 7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.
Порядок розничной торговли установлен статьей 55 Закона N 61-ФЗ, в соответствии с которым розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, поставку лекарственных препаратов в медицинское учреждение могут осуществлять производители лекарственных средств и организации оптовой торговли указанными средствами, поставка лекарственных препаратов аптечной организацией данным Федеральным законом не предусмотрена.
Положения статьи 55 Закона N 61-ФЗ о том, что "розничная торговля представляет собой обеспечение лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений", не свидетельствует о том, что такому обеспечению подлежат именно медицинские учреждения.
Положения Закона N 61-ФЗ определяют розничную торговлю как обеспечение препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляемое медицинскими организациями, аптечными организациями не для целей, установленных статьей 53 названного Закона (оптовая торговля), в том числе не для целей обеспечения деятельности медицинских организаций.
Таким образом, обеспечение деятельности медицинских организаций препаратами в контексте норм Закона N 61-ФЗ не является розничной торговлей.
Следовательно, доводы фонда о том, что осуществляемая заявителем деятельность, от которой получен основной доход, не является розничной реализацией медицинских товаров, являются правомерными.
Как установлено ранее, по расчетам фонда, доля доходов общества от розничной торговли фармацевтическими товарами, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, в проверенный период составила менее 70 процентов в общем объеме полученных доходов, а именно: - 54,23%, поэтому выводы о занижении обществом подлежащих уплате в бюджет страховых взносов в результате неправомерного применения пониженного тарифа страховых взносов, предопределившие доначисление страховых взносов, подтверждаются материалами дела.
Как правильно отметил суд первой инстанции, доводы заявителя основаны на неверной интерпретации нормативных положений, в том числе Закона N 61-ФЗ, необоснованном, без учета нормативных условий, расширительном толковании критериев для применения пониженных тарифов.
При этом, исходя из корреспондирующих правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в определениях от 19.01.2005 N 41-О, от 23.10.2014 N 2335-О, положения законодательства в сфере уплаты публичных обязательных платежей, предусматривающие льготы расширительному толкованию не подлежат.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем суду не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 17.02.2017 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная подателем жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 февраля 2017 года по делу N А50-28224/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Межбольничные аптеки" (ОГРН 1055901708312, ИНН 5904129110) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.03.2017 N 357.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)