Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 13АП-31463/2015 ПО ДЕЛУ N А42-5220/2015

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу N А42-5220/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
от истца: Бондаренко М.В. протокол от 10.03.2015 г., Драчук К.А. по дов. от 21.01.2016 г.,
от ответчика: Поршнева Е.И. по дов. от 20.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31463/2015) ООО "Полярная звезда", на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2015 года по делу N А42-5220/2015 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по иску ООО "Полярная звезда"
к Комитету по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области
о признании незаконным действий, обязании выплатить субсидии,
установил:

В арбитражный суд Мурманской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Полярная звезда" (далее - истец, Общество) с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области (далее - Комитет, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно просил признать незаконным отказ Комитета в выплате субсидии Обществу, выраженный в письме от 19.05.2015 г. N 924-02/971-ВС и возложении обязанности выплатить Обществу задолженность по соответствующей субсидии на продукцию животноводства.
Решением суда от 09.11.2015 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество подало апелляционную жалобу, указав следующее.
Общество указало, что оно, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, плательщиком единого сельскохозяйственного налога, зарегистрированным племенным репродуктором по разведению крупного рогатого скота голштинской породы, осуществляет свою деятельность в лице филиала, действующего на основании положения о филиале в н.п. Междуречье Кольского района Мурманской области, в связи с чем, может быть получателем федеральных, региональных субсидий и дотаций (иных мер государственной поддержки).
12.03.2015 Обществом и Комитетом были заключены договоры на предоставление субсидий, в соответствии с Правилами предоставления субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 05.03.2015 N 68-ПП (далее - Правила N 68-ПП); Правилами предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку сельскохозяйственного производства Мурманской области, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 22.03.2013 N 125-ПП; Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 (далее - указанные нормативные документы - Правила).
В соответствии с указанными нормативными актами у Общества возникло право за период с 01.11.2014 по 31.05.2015 на получение субсидии: на поддержку племенного животноводства за 2014 год, на продукцию животноводства за апрель, май 2015 года в размере 4 563 240 руб. 44 коп., в части возмещения уплаченных процентов по целевым кредитам с ноября 2014 года по март 2015 года в размере 4 030 380 руб. 49 коп.
Однако ответчик субсидии не выплатил. Отказ в выплате субсидий является необоснованным, поскольку условия выплаты, указанные в вышеназванных Правилах не были нарушены.
Основным мотивом отказа послужили выводы Комитета, с чем согласился суд первой инстанции о необходимости регистрации сельскохозяйственного товаропроизводителя на территории Мурманской области.
Однако полагают данные выводы суда и формальное условие регистрации, без оценки того обстоятельства, что истец являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляет свою профильную деятельность на территории Мурманской области, не соответствующим нормативным актам в области субсидирования и поддержки сельскохозяйственного производства и антимонопольного законодательства.
Условие регистрации следует рассматривать как регистрацию (постановку на учет) в качестве налогоплательщика (товаропроизводителя) на территории Мурманской области и осуществляющего деятельность на территории Мурманской области. Иное толкование противоречило бы федеральному законодательству, а также лишало бы сельскохозяйственных товаропроизводителей возможности получения субсидий, в том случае, когда фактическая деятельность осуществляется на территории субъекта Российской Федерации, а управляющий орган находится на территории другого субъекта Российской Федерации, что подтверждается в частности тем, что в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 N 1257 субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации, отвечающего одному из требований: наличие на территории субъекта Российской Федерации племенных стад сельскохозяйственных животных, зарегистрированных в государственном племенном регистре, принадлежащих организациям по племенному животноводству.
Таким образом, основным условием предоставления субсидий с точки зрения федерального законодательства является юридический факт наличия сельскохозяйственного производства, имущества для ведения сельскохозяйственного производства на территории в соответствующем регионе Российской Федерации.
Поскольку племенное стадо, принадлежащее Обществу, находится на территории Мурманской области, следовательно, заявитель является сельскохозяйственным товаропроизводителем Мурманской области, филиал которого зарегистрирован на территории Мурманской области.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, представитель Комитета просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционный суд не усматривает достаточных оснований для отмены или изменения решения суда, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, установлено судом, Общество было зарегистрировано 17.05.2013 г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1135105000469 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области.
27.06.2014 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Обществу выдано свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре, как племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота голштинской породы.
12.03.2015 между Комитетом и Обществом заключен договор, предметом которого является осуществление государственной поддержки путем предоставления субсидий на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области в соответствии с Государственной программой Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 563-ПП и в соответствии с правилами N 68-ПП (л.д. 55-60 том 1).
Согласно пункту 1.2 договора Комитет направляет предприятию денежные средства, выделяемые из областного бюджета на оказанием финансовой поддержки в форме субсидий на направлениям, предусмотренным Правилами.
Предприятие использует субсидии в порядке и на условиях, установленных Правилами (пункт 1.3 договора).
Для получения субсидии в 2015 году, предприятие в срок до 15.03.2015 представляет к Комитет заявление с указанием объемов по видам продукции, предлагаемых заявителем к субсидированию, необходимые документы.
03.04.2015 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица.
Общество стало зарегистрировано в Чеченской республике, Гудермесском районе, городе Гудермесе, проспект А.Кадырова дом 38, помещение 10 на 14 этаже.
06.04.2015 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области уведомила Общество о постановке на учет Российской Федерации в налоговом органе Общества по месту учета филиала - обособленного подразделения в н.п. Междуречье Кольского района.
Письмом от 13.05.2015 N 389 Общество направило бухгалтерскую отчетность для получения субсидий на продукцию животноводства за апрель 2015 года.
19.05.2015 Комитет письмом N 24-02/971-ВС фактически отказал в выплате Обществу субсидий, указав, что включение филиала Общества, расположенного в н.п. Междуречье, Общества, которое зарегистрированного в Чеченской республике, в перечень получателей субсидий на продукцию животноводства в 2015 году будет являться нарушением пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области "О развитии сельского хозяйства".
Считая, данный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Суд обоснованно счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом указано, что согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации, определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения и субъектов Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации области осуществляют собственное правовое регулирование включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики могут применяться, в том числе, следующие меры: предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства, организации и осуществления региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 3 указанного закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 5 Закона Мурманской области от 20.04.2009 N 1082-01-ЗМО "О развитии сельского хозяйства Мурманской области" (далее - Закон N 1082-01-ЗМО), государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства Мурманской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Согласно ст. 2 п. 1 Закона N.1082-01-ЗМО к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Мурманской области, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Таким образом, законодательство субъекта сузило понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, по сравнению с федеральным законодательством, в пределах предоставленных субъекту полномочий по данному предмету ведения.
В Определении от 01.12.2010 по делу N 34-Г10-15 Верховный Суд Российской Федерации указал, что определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижении устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов.
Поскольку, в данном случае основанием отказа в предоставлении субсидий на продукцию животноводства в 2015 году явилось несоответствие Общества требованиям, предъявляемым к сельскохозяйственным товаропроизводителям согласно Закону N 1082-01-ЗМО в целях получения субсидии, финансируемой из бюджета Мурманской области, и введение указанного ограничения соотносится с объемом полномочий субъекта, оснований для признания отказа Комитета в выплате субсидий незаконным не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.11.2015 года по делу N А42-5220/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА
Судьи
И.В.СОТОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)