Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Требования мотивированы утратой налоговым органом возможности взыскания недоимки по налогу в связи с длительным его бездействием, выразившимся в непроизведении перерасчета земельного налога, отсутствием в связи с этим у налогоплательщика законных оснований для уплаты земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья В.В. Ершов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Т.К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России Московской области по городу Сергиеву Посаду Московской области (ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО) по доверенности Т.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению Б.Д. о признании ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области утратившей право на принудительное взыскание с Б.Д. сумм земельного налога, пеней по земельному налогу за 2009 - 2013 года как безнадежных ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которым заявленные требования удовлетворены,
Б.Д. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. Заявленные требования мотивированы утратой налоговым органом возможности взыскания недоимки по налогу, в связи с длительным его бездействием, выразившимся в непроизведении перерасчета земельного налога за 2009 - 2013 годы, отсутствием, в связи с этим, у налогоплательщика законных оснований для уплаты земельного налога.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года постановлено: административное исковое заявление Б.Д. удовлетворить.
Признать утратившим право Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области на принудительное взыскание с Б.Д. (ИНН <...>) сумм земельного налога, пеней по земельному налогу за 2009 - 2013 года как безнадежными ко взысканию и обязанность по их уплате прекращенной.
В апелляционной жалобе представителя ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО по доверенности Т.М. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО по доверенности Б.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель Б.Д. по доверенности М. просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что Б.Д., как собственником земельных участков, находящихся в Сергиево-Посадском районе Московской области, получено налоговое уведомление ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области N 230257 об уплате земельного налога за 2009 год.
Согласно содержанию данного уведомления, срок уплаты налога назначен до 1 ноября 2012 года.
За 2010 - 2012 года налоговый орган - ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области выставил Б.Д. общее требование от 2.12.2013 N 108965, со сроком добровольного исполнения требования до 21.01.2014.
За 2013 год требование об уплате налога Б.Д. не выставлялось и в адрес налогоплательщика не направлялось.
Посчитав неверным определение кадастровой стоимости земельных участков, Б.Д. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлениями о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков и об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр изменения путем указания рыночной стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-8629/12, требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
Органом кадастрового учета решение Арбитражного суда Московской области исполнено путем внесения в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельных участков.
29 мая 2015 года Б.Д. обратился в налоговый орган о признании безнадежной к взысканию суммы земельного налога, по которым истек срок взыскания и списания данных сумм земельного налога и пени.
В ответ на данное обращение, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области письмом от 2 июня 2015 года. N 09-22/01092 сообщило Б.Д. об отсутствии правовых оснований для списания задолженности.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Б.Д., суд указал на их законность, поскольку налоговым органом пропущены сроки взыскания земельного налога и пени за 2009 - 2013 годы.
С данным решением не может согласиться судебная коллегия в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лигами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговым периодом по земельному налогу, согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ, признается календарный год.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ, порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к изысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами I и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с п. п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Исходя из предписаний вышеприведенных законоположений в совокупности с изученными материалами дела в контексте заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца. Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа и не является прерогативой суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе Б.Д. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Б.Д. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2219/2017
Требование: О признании утратившим право на принудительное взыскание земельного налога, пени как безнадежных к взысканию, признании обязанности по их уплате прекращенной.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Требования мотивированы утратой налоговым органом возможности взыскания недоимки по налогу в связи с длительным его бездействием, выразившимся в непроизведении перерасчета земельного налога, отсутствием в связи с этим у налогоплательщика законных оснований для уплаты земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. по делу N 33а-2219
судья В.В. Ершов
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Т.К., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России Московской области по городу Сергиеву Посаду Московской области (ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО) по доверенности Т.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению Б.Д. о признании ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области утратившей право на принудительное взыскание с Б.Д. сумм земельного налога, пеней по земельному налогу за 2009 - 2013 года как безнадежных ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которым заявленные требования удовлетворены,
установила:
Б.Д. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. Заявленные требования мотивированы утратой налоговым органом возможности взыскания недоимки по налогу, в связи с длительным его бездействием, выразившимся в непроизведении перерасчета земельного налога за 2009 - 2013 годы, отсутствием, в связи с этим, у налогоплательщика законных оснований для уплаты земельного налога.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года постановлено: административное исковое заявление Б.Д. удовлетворить.
Признать утратившим право Инспекции федеральной налоговой службы по г. Сергиеву Посаду Московской области на принудительное взыскание с Б.Д. (ИНН <...>) сумм земельного налога, пеней по земельному налогу за 2009 - 2013 года как безнадежными ко взысканию и обязанность по их уплате прекращенной.
В апелляционной жалобе представителя ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО по доверенности Т.М. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по г. Сергиеву Посаду МО по доверенности Б.В. доводы жалобы поддержала.
Представитель Б.Д. по доверенности М. просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что Б.Д., как собственником земельных участков, находящихся в Сергиево-Посадском районе Московской области, получено налоговое уведомление ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области N 230257 об уплате земельного налога за 2009 год.
Согласно содержанию данного уведомления, срок уплаты налога назначен до 1 ноября 2012 года.
За 2010 - 2012 года налоговый орган - ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области выставил Б.Д. общее требование от 2.12.2013 N 108965, со сроком добровольного исполнения требования до 21.01.2014.
За 2013 год требование об уплате налога Б.Д. не выставлялось и в адрес налогоплательщика не направлялось.
Посчитав неверным определение кадастровой стоимости земельных участков, Б.Д. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлениями о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков и об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр изменения путем указания рыночной стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-8629/12, требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
Органом кадастрового учета решение Арбитражного суда Московской области исполнено путем внесения в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельных участков.
29 мая 2015 года Б.Д. обратился в налоговый орган о признании безнадежной к взысканию суммы земельного налога, по которым истек срок взыскания и списания данных сумм земельного налога и пени.
В ответ на данное обращение, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области письмом от 2 июня 2015 года. N 09-22/01092 сообщило Б.Д. об отсутствии правовых оснований для списания задолженности.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования Б.Д., суд указал на их законность, поскольку налоговым органом пропущены сроки взыскания земельного налога и пени за 2009 - 2013 годы.
С данным решением не может согласиться судебная коллегия в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лигами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговым периодом по земельному налогу, согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ, признается календарный год.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ, порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к изысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами I и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с п. п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Исходя из предписаний вышеприведенных законоположений в совокупности с изученными материалами дела в контексте заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца. Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа и не является прерогативой суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе Б.Д. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь п. п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Б.Д. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)