Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2017 N Ф08-5791/2017 ПО ДЕЛУ N А32-45399/2016

Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований в процессе осуществления деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вина).

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N А32-45399/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Танова Д.Г.), при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Юному федеральному округу - Камоза Э.Д. (доверенность от 30.12.2016), от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Аврора" (ИНН 2337024203, ОГРН 1022304057808) - Ульчича С.А. (доверенность от 09.08.2017), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аврора" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-45399/2016, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Аврора" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.05.2017, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 100 тыс. рублей административного штрафа с конфискацией федеральных специальных марок (далее - ФСМ) согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.11.2016 N 11-16/1028-2.
Судебные акты мотивированы тем, что обществом сделаны записи в Журнале учета нанесения ФСМ о нанесении ФСМ на соответствующую алкогольную продукцию, однако, обнаруженные отштрихкодированные ФСМ не нанесены на алкогольную продукцию. Данные ФСМ, зафиксированные в протоколе ареста товаров и иных вещей от 11.11.2016 N 11-16/1028-2, хранятся с нарушением лицензионных требований, не могут повторно быть использованы и подлежат конфискации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.02.2017 и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что законодательно не определен конкретный момент нанесения ФСМ на алкогольную продукцию. Общество указывает на отсутствие события правонарушения, поскольку отштрихкодированная ФСМ с фиксацией соответствующей информации в ЕГАИС сразу же не наносилась на потребительскую тару ввиду использования обществом своих собственных "ноу-хау" в процессе производства продукции. Нанесение ФСМ осуществлялось после доведения изготовленной продукции до определенных показателей. Также общество указало, что применение такой меры ответственности как конфискация специальных марок в количестве 43 909 единиц не способствует защите охраняемых законом интересов, наносит несоразмерный ущерб экономической основе предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители управления в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии 23ПВН0005478, выданной 12.05.2016, сроком действия до 14.06.2021, общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вина).
Управление в ходе проверки общества установило, что во 2 квартале 2015 года, 3 и 4 кварталах 2016 года общество в процессе осуществления деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вина), допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: ФСМ в количестве 43 909 единиц отштрихкодирована, но не нанесена на алкогольную продукцию по ведомостям о нанесении ФСМ на алкогольную продукцию. В нарушение пункта 4 Порядка хранения федеральных специальных марок в организациях, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31н, общество осуществляет хранение ФСМ в картонных коробках комнаты ЕГАИС.
Отштрихкодированная ФСМ и не нанесенная на алкогольную продукцию, находящаяся в картонных коробах, нанесена на алкогольную продукцию согласно записям в Журнале учета нанесения ФСМ и ведомостях о нанесении ФСМ соответствующего диапазона на алкогольную продукцию.
В целях обеспечения производства по делу в отношении обнаруженных ФСМ применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста ФСМ (протокол ареста товаров и иных вещей от 11.11.2016 N 11-16/1028-2), согласно ведомостям нанесения ФСМ: от 12.10.2016 N 128, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007405874, от 12.10.2016 N 129, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007407191; от 13.10.2016 N 130, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007411983; от 13.10.2016 N 131, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007412911; от 16.09.2016 N 119, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007300718; от 28.10.2016 N 132, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007486675; от 09.05.2015 N 61, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000005286061; от 08.05.2015 N 58, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000005285236; от 05.10.2016 N 124, номер подтверждения фиксации в ЕГАИС 92000007376196.
Всего арест наложен на 43 909 штук ФСМ, которые оставлены на ответственное хранение заместителю генерального директора общества Залюбовской Л.А. в складском помещении общества по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х. Садовый, ул. Виновосточная, д. 1.
По данному факту управление составило протокол от 05.12.2016 N 11-16/1162 и в соответствии со статьями 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 23.1 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.17 Кодекса. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В силу абзаца 27 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации. Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными Законом N 171-ФЗ марками не допускается.
Пунктом 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ установлено, что федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно пункту 3.3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС.
Порядок хранения федеральных специальных марок в организациях утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31н.
В соответствии с Порядком приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.06.2010 N 42н, учет марок, нанесенных на алкогольную продукцию, ведется организацией в Журнале учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию согласно приложению N 2 к приказу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - постановление N 785) утверждены Правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками; Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции; требования к образцам федеральных специальных марок.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 6 месяцев следующих действий:
- - нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, а также нанесение федеральных специальных марок на потребительскую тару алкогольной продукции, содержание этилового спирта которой (за исключением вин, вин с защищенным географическим указанием, вин с защищенным наименованием места происхождения, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, игристых вин (шампанских) с защищенным наименованием места происхождения, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), а также вид и емкость указаны в заявлении о выдаче марок;
- - уничтожение поврежденных федеральных специальных марок;
- - уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство алкогольной продукции;
- - уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок (за исключением уничтожения неиспользованных федеральных специальных марок в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство алкогольной продукции) или представление в отношении их обязательства об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с настоящим пунктом), а также представление обеспечения этого обязательства. Данное обязательство представляется однократно;
- - представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
ФСМ должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, в том числе, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, нанесение ФСМ на алкогольную продукцию должно производиться после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, в том числе о наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме продукции в потребительской таре и получения подтверждения о фиксации таких сведений в ЕГАИС.
Учет марок, нанесенных на алкогольную продукцию, ведется организацией в Журнале учета нанесенных федеральных специальных марок на алкогольную продукцию согласно приложению N 2 к данному Порядку.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, отштрихкодированная ФСМ находится в картонных коробах, на алкогольную продукцию не нанесена, однако внесена обществом в Журнал учета нанесения ФСМ на алкогольную продукции. Сведения о маркируемой алкогольной продукции зафиксированы в ЕГАИС. Фиксация информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС свидетельствует о наличии на алкогольной продукции ФСМ. Вместе с тем, делая записи в Журнале учета нанесения ФСМ о нанесении ФСМ на соответствующую алкогольную продукцию, общество фактически не наносило отштрихкодированные ФСМ на алкогольную продукцию. Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, обнаруженные управлением ФСМ, хранятся с нарушением лицензионных требований, не могут быть повторно использованы, а, следовательно, подлежат конфискации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного является правомерным вывод судебных инстанций о том, что в нарушение положений пункта 3 статьи 12 Закона N 171-ФЗ, Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30.04.2010 N 31н, Порядка приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.06.2010 N 42н, общество в процессе осуществления деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, что выразилось в нарушении установленного порядка учета и хранения ФСМ.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса.
С учетом приведенных выше норм права в рассматриваемом случае отштрихкодированные ФСМ на алкогольную продукцию в количестве 43909 единиц и не нанесенные на алкогольную продукцию, обнаруженные в комнате ЕГАИС и арестованные согласно протоколу ареста от 11.11.2016 N 11-16/1028-2, хранятся с нарушением лицензионных требований.
Учитывая, что санкция части 1 статьи 14.17 Кодекса предусматривает конфискацию продукции и оборудования, являющихся предметом и орудием правонарушения, судебные инстанции правомерно приняли решение о конфискации предметов и орудий административного правонарушения, арестованных протоколом от 11.11.2016 N 11-16/1028-2. При этом суды правомерно указали, что возвращение обществу изъятых федеральных специальных марок может привести к их незаконному использованию - нанесению на потребительскую тару алкогольной продукции в нарушение положений Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками и требований Закона N 171-ФЗ либо самим обществом, либо иными лицами. Таким образом, выявленные управлением в ходе проверки ФСМ подлежали конфискации.
Суды установили соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности, а также непредставление обществом доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А32-45399/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)