Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2016 N 16АП-2178/2016 ПО ДЕЛУ N А61-4311/2015

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. по делу N А61-4311/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедова У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2016 года по делу N А61-4311/2015 (судья Джиоев З.П.)
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (ОГРН 1101513003184, ИНН 1513003376)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (ОГРН 1101516001575, ИНН 1513000015),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике (ОГРН 1042002612068, ИНН 2014029532),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Чеченской Республике (ОГРН 1072032000831, ИНН 2012001813),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чеченской Республике (ОГРН 1072033000478, ИНН 2007002963),
о признании незаконными решений и возврате налоговым органом излишне уплаченных сумм налога,
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ул. Джанаева 39, ИНН 1515900068)
Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (г. Грозный, ул. С.Ш. Лорсанова 12, ИНН 2014029490)
Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике (г. Грозный, ул. Космонавтов 15, ИНН 1502021704),
при участии в судебном заседании: от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" - Кудряшовой И.Г. по доверенности N 11 от 26.01.2016, Мартыновой М.Н. по доверенности N 1 от 11.01.2016, Янченко О.В. по доверенности N 9 от 26.01.2016,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу - Калоевой А.И. по доверенности от 14.06.2016, Николова В.В. по доверенности от 22.04.2016,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чеченской Республике - Улубаева Ш.Ш. по доверенности от 07.04.2016,
от Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике - Бугаенко В.В. по доверенности от 10.05.2016,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - инспекция), о признании незаконными решения от 11.09.2015 N 2820, 2821, 2822, 2823 об отказе в осуществлении возврата суммы, не являющейся налогом на доходы физических лиц и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ, обязании инспекции сумму переплаты, не являющейся налогом на доходы физических лиц и ошибочно перечисленную в бюджетную систему РФ в размере 71 408 243 руб. 39 коп. возвратить из бюджета Чеченской Республики (требования уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решения инспекции об отказе в осуществлении возврата налога соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания его недействительным.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на то, что на момент проверки у ВЧ6776 отсутствовала задолженность по НДФЛ в размере, указанном в решении, имелась только переплата.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу инспекция, МРИФНС N 1 по Чеченской Республике, МОИФНС N 4 по Чеченской Республике и УФНС РФ по РСО-Алания просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От МРИФНС N 5 по Чеченской республике поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что управление создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2010 года N 1144 в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" для осуществления оперативной, тактической (и иной) функции управления войсковым звеном некоммерческого характера, в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, а также осуществления финансового обеспечения воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъектов Российской Федерации, является юридическим лицом, выполняет функции администратора доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управление является налогоплательщиком.
Одними из основных видов деятельности, осуществляемых управлением в интересах Министерства обороны РФ, являются: исчисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на банковские карты установленным порядком; своевременное производство предусмотренных законодательством Российской Федерации удержаний из денежного довольствия, заработной платы и прочих выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала и перечисление их по принадлежности; своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными бюджетными фондами; организация и ведение налогового учета; составление и представление бюджетной, налоговой, статистической и иной отчетности.
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации от 07.09.2012 года N 2798 "О реорганизации федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Чеченской Республике и Республике Ингушетия" реорганизовано с 01.10.2012 года путем присоединения к управлению.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.11.2012 года N 20дсп "О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приказ), с 01.10.2012 года в федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" на финансовое обеспечение зачислены войсковые части и организации Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности присоединенного юридического лица приняты Управлением в соответствии с передаточным актом, утвержденным Заместителем Министра обороны Российской Федерации 14.05.2013 года.
Согласно передаточному акту управлением принята дебиторская задолженность по налогу на доходы физических лиц.
Считая, что указанная задолженность образовалась в результате ошибочного перечисления федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Чеченской Республике и Республике Ингушетия" в бюджетную систему Российской Федерации сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за войсковые части и организации, находящиеся на финансовом обеспечении в федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Чеченской Республике и Республике Ингушетия", управление обратилось за возвратом излишне уплаченного налога в Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Чеченской Республике N 1, 4, 5.
В ответ на заявления получено разъяснение о необходимости обращения с соответствующими заявлениями по месту учета реорганизованного лица, которое на текущую дату подлежит налоговому администрированию инспекцией.
Управление обратилось в инспекцию с заявлениями б/н о возврате излишне (ошибочно) уплаченной (взысканной) суммы НДФЛ установленном порядке.
Инспекцией вынесены решения об отказе в осуществлении возврата (зачета) излишне (ошибочно) уплаченной суммы налога на доходы физических лиц от 11.09.2015 г. исх. N 2820, 2821, 2822, 2823.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания от 16.11.2015 N 94 решения инспекции N 2820, 2821, 2822, 2823 от 11.09.2015 оставлены без изменения, жалоба управления - без удовлетворения.
Считая, что данные решения являются недействительными, управление обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя, в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 24 Кодекса налоговые агенты обязаны вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.
При этом п. 9 ст. 226 Кодекса установлено, что уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Системный анализ норм ст. 24 и 226 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что обязанность по перечислению в бюджет налога возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику.
В соответствии с п. 1 ст. 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, в частности, о суммах дохода, датах их выплаты, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.
Обязанностью налоговых агентов по НДФЛ является отражение в регистрах налогового учета: доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде (календарном году); предоставленных налоговых вычетов; исчисленных и удержанных налогов.
Налоговый агент по налогу на доходы физических лиц должен самостоятельно разработать формы регистров налогового учета, как и порядок отражения в них аналитических данных, сведений первичных учетных документов. Эти формы должны содержать информацию, в частности, о суммах дохода, датах их выплаты, датах удержания и перечисления налога в бюджет РФ, реквизитах соответствующего платежного документа (Письмо Минфина РФ от 18.04.2014 N 03-04-06/17867).
Положениями пп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Статьей 231 НК РФ предусмотрены особенности возврата излишне удержанной налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц, а именно: налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 настоящего Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно материалам дела, управлением ФНС России по Чеченской Республике и Межрайонной ИФНС России N 1 по Чеченской Республике проведена выездная налоговая проверка управления за период с 15.12.2010 по 30.06.2012.
Выездная налоговая проверка начата 08.08.2012 года, окончена 04.10.2012 года. Составлен Акт налоговой проверки от 01.11.2012 N 2031-11-01/081.
По результатам налоговой проверки, на основании акта выездной проверки, вынесено решение от 27.11.2012 N 2031-11-01/081, в соответствии с которым установлено неправомерное занижение налоговым агентом подлежащих удержанию и перечислению в бюджет сумм налога, а также несвоевременное перечисление в бюджет удержанного налога, налоговый агент привлечен к соответствующей налоговой ответственности.
Вместе с тем, факт обращения с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, ошибочно перечисленной в бюджет, не свидетельствует о наличии оснований для возврата данной суммы автоматически.
В данном случае заявителю необходимо подтвердить, что НДФЛ перечислен в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога; перечисление суммы не связано с исполнением обязанности налогового агента; сумма перечислена ошибочно из собственных средств.
Для того, чтобы налоговый орган мог установить порядок возврата излишне перечисленной суммы в бюджет как НДФЛ, необходимо определить природу излишне перечисленной суммы, то есть установить, является ли она излишне удержанным НДФЛ, либо ошибочно перечислена за счет средств заявителя.
Письмом ФНС России N СА-4-8/147707@ от 20.08.2015 до сведения налогоплательщика доведен перечень документов, подтверждающих факт уплаченной суммы: выписка из регистров налогового учета за соответствующий налоговый период; документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ (бухгалтерские справки, пояснения, расчетно-платежные ведомости с исправлением ошибки); справки о доходах физических лиц (формы 2-НДФЛ); платежные документы, подтверждающие факт перечисления налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, а также ошибочно перечисленные суммы.
Письмами от 18.06.2014 N 2325/3 и от 31.08.2015 N 5682/3 подтверждается, что управление представило в инспекцию пакет документов в количестве 628 листов для подтверждения излишней уплаты налога.
Указанный пакет документов содержит заверенные копии следующих документов: платежные поручения, заявки на кассовый расход, выписки из лицевых счетов, акты совместных сверок, сводные справки, а также акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении к налоговой ответственности по результатам проведенной налоговой проверки.
Однако, спорная сумма переплаты налогоплательщиком не подтверждена, т.к. им не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты налога, указанных в письме ФНС России N СА-4-8/14707@ от 20.08.2015 г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленные документы являются подтверждением перечисления суммы налога в бюджетную систему РФ, но не подтверждают факт ее излишней уплаты. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.
Таким образом, управление не подтвердило, что 71 408 243 руб. 39 коп. перечислены в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога из собственных средств, а у инспекции отсутствовала возможность проверить правильность начисления и удержания НДФЛ, а, следовательно, установить факт излишней уплаты данной суммы заявителем.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2016 года по делу N А61-4311/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи
Л.В.АФАНАСЬЕВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)