Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 11.05.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-647/2017

Требование: О признании незаконным уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу заявление.

Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что уведомлением об отказе в принятии документов в комиссию заявление возвращено подателю в связи с пропуском срока на его подачу, что истец считает незаконным, поскольку данные действия противоречат нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. по делу N 3А-647/2017


Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанное заявление,

установил:

Государственное предприятие Красноярского края "Красноярский аналитический центр" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия), в котором просит признать незаконными действия Комиссии, выразившиеся в вынесении уведомления от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:телефон:1029 по состоянию на 1 января 2014 г.; возложить на Комиссию обязанность рассмотреть заявление Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного нежилого здания.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что нежилое здание с кадастровым номером 77:01:телефон:1029, расположенное по адресу: <...>, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2014 года и утверждена постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" в размере сумма.
Впоследствии на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09.02.2016 года, принятого по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества г. Москвы от 25.01.2016 года, кадастровая стоимость объекта была пересмотрена и составила сумма Указанная стоимость применяется с 01 января 2016 года.
Поскольку несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, Государственное предприятие Красноярского края "Красноярский аналитический центр", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, 29 декабря 2016 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем, уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 об отказе в принятии документов в Комиссию заявление возвращено подателю в связи с пропуском срока на его подачу.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, оформленные уведомлением от 30 января 2017 г. N 51-665/2017, поскольку они противоречат нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца фио в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что административному истцу на праве хозяйственного ведения принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:01:телефон:1029, расположенное по адресу: <...>, что подтверждается нотариально удостоверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 04.12.2015 г. (л.д. 50).
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного нежилого здания с кадастровым номером 77:01:телефон:1029 уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года.
На основании приведенного постановления в отношении спорного нежилого здания по состоянию на 01 января 2014 года установлена кадастровая стоимость в размере сумма, что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 25).
Впоследствии на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09.02.2016 года, принятого по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества г. Москвы от 25.01.2016 года, кадастровая стоимость объекта была пересмотрена и составила сумма, что подтверждается кадастровой справкой (л.д. 24). Указанная стоимость применяется с 01 января 2016 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и 29 декабря 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию (л.д. 52, 57 - опись вложения со штампом отделения почтовой связи от 29.12.2016 года).
К заявлению приложены все необходимые документы, предусмотренные статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в том числе отчет N ФН-телефон от 20 декабря 2016 года об определении рыночной стоимости нежилого здания. Однако уведомлением Комиссии от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 административному истцу было отказано в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по мотиву пропуска срока, установленного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Иных мотивов для отказа в принятии документов в Комиссию ни в оспариваемом уведомлении, ни в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не приведено.
Проверяя обоснованность отказа, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена новая кадастровая стоимость спорного объекта по состоянию на 1 января 2016 года - сумма; названное постановление применяется с 1 января 2017 года.
Согласно выписке из ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 30 декабря 2016 года (л.д. 51), соответственно, административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, что в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Таким образом, действия Комиссии, выразившиеся в вынесении оспариваемого уведомления, являются незаконными, поскольку основания для отказа в принятии документов в Комиссию для рассмотрения заявления отсутствовали.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего спора кадастровая стоимость спорного объекта, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, стала архивной, также не может повлечь за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Так, как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 275 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Кадастровая стоимость указанного выше объекта, установленная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 09.02.2016 года, принятого по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества г. Москвы от 25.01.2016 года, на период с 01 января 2016 года до 31 декабря 2016 года, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за налоговый период 2016 года.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2016 году, административный истец имел право на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" будут применяться с 1 января 2016 года, то есть с даты, по состоянию на которую определяется налоговая база в отношении принадлежащего налогоплательщику объекта, исчисляемая из утвержденной по состоянию на 1 января 2014 года его кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания являются актуальными для Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр".
Необходимо также отметить, что пятилетний срок с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд признает незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:телефон:1029, расположенного по адресу: <...>.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" о пересмотре кадастровой стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 30 января 2017 г. N 51-665/2017 в принятии к рассмотрению заявления Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:телефон:1029, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 1 января 2014 г.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление Государственного предприятия Красноярского края "Красноярский аналитический центр" от 29 декабря 2016 года о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:телефон:1029, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 1 января 2014 г. в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в Московский городской суд и ГП Красноярского края "Красноярский аналитический центр".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
Ж.А.СИБУЛ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)