Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2013 N 11АП-13454/2013 ПО ДЕЛУ N А65-9159/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2013 г. по делу N А65-9159/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - представителя Якуповой Л.Р. (доверенность от 28.02.2013 N 2.4-0-10/002966),
от ООО "Казанский завод железобетонных изделий" - представителей Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013), Романовой О.В. (доверенность от 04.03.2013),
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился; управление извещено надлежащим образом,
рассмотрев в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Татарстан апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2013 года по делу N А65-9159/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (ОГРН 1021603273053, ИНН 1658027170), г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437), г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437), г. Казань,
о признании частично недействительным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (далее - ООО "Казанский завод железобетонных изделий", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган) от 27.12.2012 N 2.11-0-36/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 1 530 589 рублей; в части предложения уплатить земельный налог в размере 1 530 589 рублей; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, законность принятого Инспекцией решения в части доначисления и предложения к уплате заявителю земельного налога в размере 1 530 589 рублей, просит отменить решение суда от 17.06.2013, принять по делу новый судебный акт.
ООО "Казанский завод железобетонных изделий" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
В судебное заседание не явился представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Управление надлежаще извещено.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в отношении заявителя ответчиком проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой в том числе произведена проверка уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки был составлен акт выездной налоговой проверки N 2.11-0-35/68 от 05.12.2012 г.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, ответчиком было вынесено решение N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Посчитав решение N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения частично незаконным, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
11 апреля 2013 года Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ вынесено решение N 2.14-0-18/00788900, оставив жалобу заявителя без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением ответчика N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г., считая его, в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2011 год в размере 1 530 589 руб., а также в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не соответствующим закону и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения частично недействительным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:100106:0001, общей площадью 5 940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная (по тексту - земельные участки).
По первичной декларации за 2011 год исчисленная налогоплательщиком сумма налога составила 1992787 руб. по уточненной налоговой декларации - 462198 руб. Разница составила 1 530 589 рублей. При этом, по первичной декларации за 2011 год налогоплательщиком при исчислении суммы налога кадастровая стоимость земельных участков определялась на основании данных, указанных в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Налоговый орган в решении N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. указывает на занижение земельного налога за 2011 г. из-за неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков; доначисляет и предлагает уплатить земельный налог в сумме 1 530 589 рублей, составляющей разницу между суммой исчисленного налогоплательщиком земельного налога по первичной и уточненной налоговой декларацией за 2011 год; требует внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 (по тексту - Постановление N 1102). Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 года кадастровая стоимость определена для участка N 16:50:100106:0001 в размере 45 785 341 рублей 80 копеек, а для участка N 16:50:310101:7 в размере 337 351 070 рублей 10 копеек (по тексту - первоначальная кадастровая стоимость).
По мнению заявителя, ответчиком доначисление земельного налога произведено на основании неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков.
Заявитель ссылается на решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-29184/2011 от 05.03.2012 г., которым была установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 рублей (по тексту - измененная кадастровая стоимость). Измененная кадастровая стоимость была определена по состоянию на 01.01.2011 года.
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков. Сумма исчисленного ООО "Казанский завод железобетонных изделий" земельного налога за 2011 год, по мнению заявителя, должна составлять 462 198 рублей.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 данного кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
На основании пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Согласно пункту 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда РТ по делу N А65-29184/2011 от 05.03.2012 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 г., установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости: для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 рублей.
Указанное решение суда имеет для настоящего дела преюдициальное значение, поскольку оно вступило в законную силу, а также оно обязательно для исполнения в силу положений ст. 16 АПК РФ.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В рамках дела N А65-29184/2011 судом, в соответствии с правовой позицией Постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, была определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 года.
Решение, вынесенное по делу N А65-29184/2011, не приводит к восстановлению в полном объеме прав заявителя как плательщика земельного налога, нарушенных несоответствием внесенной с 01.01.2011 года в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков его рыночной стоимости, в силу того, что за период 2011 года заявитель вынужденно уплатил земельный налог исходя из необоснованно завышенной кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ, изложенным в письме от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, не может изменяться в течение налогового периода, за исключением случая, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п.
Более того, в письме Минфина России от 16.11.2012 N 03-05-05-02/116 указано, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, то кадастровая стоимость земельного участка, определенная судебным решением, применяется с начала налогового периода, для которого установлена первоначальная кадастровая стоимость (аналогичные выводы в Письме Минфина России от 13.09.2012 N 03-05-06-02/65 и др.).
В письме Минфина России от 01.11.2012 N 03-05-05-02/112 указано, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету (аналогичные выводы в Письме Минфина России от 28 августа 2012 г. N 03-05-06-02/59, Письме Минфина России от 30.10.2012 N 03-05-05-02/111, Письме Минфина России от 30.08.2012 N 03-05-05-02/89 и др.).
В письме от 01 марта 2012 г. N 03-05-04-02/17 Министерство финансов РФ указывает на то, что измененная кадастровая стоимость применяется с даты, по состоянию на которую она установлена. Если кадастровая стоимость определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то измененная кадастровая стоимость должна применяться в текущем налоговом периоде.
Следовательно, Министерство финансов РФ придерживается позиции о необходимости применения измененной кадастровой стоимости на предыдущие налоговые периоды.
Заявителем на основании вышеуказанного решения суда в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой указана измененная кадастровая стоимость земельных участков в качестве налоговой базы для исчисления налога, исчислен налог, подлежащий уплате в бюджет за налоговый период в сумме 462198 руб.
С учетом вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу N А65-29184/2011 суд правомерно счел обоснованным и документально подтвержденным довод заявителя о том, что налоговая база заявителя по земельным участкам по состоянию на 01.01.2011 года фактически составляла 63 907 468 (52 254 127+11 653 341) рублей, сумма налога составляет 462198 руб.
Довод налогового органа о том, что указанная стоимость земельных участков для целей налогообложения должна применяться только в 2012 году, с момента внесения органом кадастрового учета установленной в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, подлежит отклонению как противоречащий основному принципу налогообложения, закрепленному в ст. 3 НК РФ, - экономической обоснованности налога.
Применение для целей налогообложения кадастровой стоимости земельного участка, установленной в размере 383 136 412 рублей, в данном случае повлечет причинение убытков налогоплательщику в виде уплаты необоснованно завышенной суммы земельного налога за 2011 год.
Принимая во внимание изложенное, доводы заявителя являются обоснованными, подтвержденными материалами настоящего дела.
Начисление налоговым органом земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением N 1102, неправомерно и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом, судом также принимается во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Судом установлено, что результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно статье 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом изложенного, этот порядок применим и к порядку вступления в силу Постановления N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012.
Этот вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Доводы налогового органа рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Инспекции в обжалуемой его части.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2013 года по делу N А65-9159/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)