Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2016 N 18АП-7296/2016 ПО ДЕЛУ N А47-313/2016

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. N 18АП-7296/2016

Дело N А47-313/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Литосфера" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 апреля 2016 года по делу N А47-313/2016 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - Ястребов А.А. (доверенность от 09.10.2015 N 01/17023), Асеева А.А. (доверенность от 01.12.2015 N 01/19308).

Закрытое акционерное общество "Литосфера" (далее - заявитель, налогоплательщик, ЗАО "Литосфера", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 13.07.2015 N 08-06/1074 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 13.07.2015 N 08-06/1074, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 8 по Оренбургской области).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе закрытое акционерное общество "Литосфера" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы налогоплательщик ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции при принятии решения, неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, заявитель ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции не учтено, что до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 17.05.1996 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597), отсутствовали механизм и порядок принятия решения об освобождении пользователей недр от соответствующих отчислений. В этой связи выданное уполномоченным органом - Оренбурггеолком 22.09.1994 письмо N 04-773 об освобождении АО "Литосфера" от взимания отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за добычу магнезитов Халиловского месторождения, следует рассматривать, как выданное уполномоченным органом разрешение на освобождение заявителя от взимания отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Тот факт, что данное разрешение не было согласовано с федеральными органами исполнительной власти, не должно приниматься во внимание, поскольку соответствующий порядок был утвержден позднее. Кроме того, арбитражным судом первой инстанции неверно истолкованы положения ст. ст. 9, 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), - учитывая, что данные положения не предусматривают указание в лицензии на право пользования недрами условий об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Налогоплательщик, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенный надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание не направил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей налогоплательщика.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая закрытому акционерному обществу "Литосфера" в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам, и оснований для переоценки данных выводов, суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проведенной камеральная налоговая проверка представленной ЗАО "Литосфера" уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2014 года, Межрайонной ИФНС России N 8 по Оренбургской области 26.05.2015 был составлен акт N 08-06/1035, а, 13.07.2015 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 08-06/1074, которым ЗАО "Литосфера" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), штрафу 5398 руб. Также указанным решением обществу предложено уплатить доначисленный начислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 26 990 руб., и начисленные в соответствии со ст. 75 НК РФ пени, составившие 2159,78 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 24.12.2015 N 16-15/15640 решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Закрытым акционерным обществом "Литосфера" была получена лицензия на право пользования недрами Халиловского месторождения магнезита ОРБ 00237 ТР на разведку и добычу магнезита для производства порошка, используемого как вяжущее при получении стеновых блоков, сроком действия до 31.12.2015.
Налогоплательщик, представляя в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДПИ за август 2014 года, при исчислении налога применил коэффициент 0,7, обосновывая это тем, что им осуществляется за счет собственных средств поиск и разведка разрабатываемого месторождения полезных ископаемых, в связи с чем, по состоянию на 01.072001 общество было освобождено от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 338 НК РФ, налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, исходя из условий ст. 340 Кодекса.
До введения в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", с пользователей недр взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Статьей 44 Закона о недрах (здесь и далее - в редакции, действовавшей на день получения заявителем лицензии) пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора, такой договор будет неотъемлемой частью лицензии.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о недрах, лицензия на пользование недрами содержит условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Порядком использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597, предусмотрено, что пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений (п. 16).
Наличие в приложении к лицензии, являющемся его неотъемлемой частью, положений о выплате платежей за пользование недрами и освобождении от внесения отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы соответствует приведенным выше нормам.
Решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, что установлено пунктом 19 Порядка.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений" утратило силу с 01.01.2002 (постановление Правительства РФ от 04.12.2001 N 845), в связи с введением в действие главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
Льгота по налогу на добычу полезных ископаемых была сохранена в качестве переходной меры, только для тех налогоплательщиков НДПИ, которые пользовались льготой по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Согласно пункту 2 статьи 342 НК РФ налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 01.07.2001 в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Из представленных в материалы дела лицензии на право пользования недрами серии ОРБ N 00936 ТР (т. 1, л.д. 64, 65), соглашения об условиях разработки Халиловского месторождения магнезита (приложение к лицензии серии РББ N 00936) (т. 1, л.д. 66-69), следует, что ЗАО "Литосфера" предоставлено право пользования недрами для разведки и добычи магнезита для производства порошка, используемого как вяжущее при получении стеновых блоков.
Более того, пунктом 5 соглашения об условиях разработки Халиловского месторождения магнезита (приложение к лицензии серии РББ N 00936), прямо предусмотрено, что ЗАО "Литосфера" производит отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на основании постановления Комитета цен при Минэкономики России от 18.05.1992 N 4 (т. 1, л.д. 68).
В этой связи, арбитражным судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что справка от 22.09.1994 N 04-773, выданная Комитетом по геологии и использованию недр Оренбургской области, акционерному обществу "Литосфера" (л.д. 61), не является документом, освобождающим заявителя от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке месторождений полезных ископаемых, так как она не соответствует порядку и требованиям установленным законом, а именно, не принята органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (Комитетом природных ресурсов по Оренбургской области), по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (главой администрации района) и не содержится в лицензии (приложении к ней).
Более того, доказательств правопреемства ЗАО "Литосфера", от АО "Литосфера", не следует из материалов дела N А47-313/2016 Арбитражного суда Оренбургской области.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 937-О-О, положения пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, как предусматривающего возможность применения к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых понижающего коэффициента при наличии одновременно двух условий, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, не может рассматриваться как неопределенное, неясное или противоречивое, нарушающее конституционные права и свободы заявителя.
Поскольку доказательств того, что по состоянию на 01.07.2001 ЗАО "Литосфера" не было освобождено от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, применение коэффициента 0,7 к налоговой ставке по налогу на добычу полезных ископаемых является необоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная закрытым обществом "Литосфера" государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 17.05.2016 N 203 сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату закрытому акционерному обществу "Литосфера" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25 апреля 2016 года по делу N А47-313/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Литосфера" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Литосфера" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 17.05.2016 N 203 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
А.А.АРЯМОВ
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)