Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.08.2016 ПО ДЕЛУ N 3А-480/2016

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2016 г. по делу N 3а-480/2016


Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре У.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-480/2016 по административному исковому заявлению ООО "Т" о признании недействующими пункта 755 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
представителя ООО "Т" Х.,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.,
установил:

ООО "Т" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 755 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033, и о взыскании с Министерства имущественных отношений Самарской области судебных расходов по оплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Требования обоснованы тем, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание истца, его фактическое использование, отсутствие в Уставе Общества деятельности по оказанию бытовых услуг, не отвечают критериям, определенным налоговым законодательством для возможного отнесения нежилого здания к торговым и административно-деловым центрам.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области исковые требования не признала, ссылаясь на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним, а также кадастровому паспорту оспариваемый объект недвижимости является профилакторием для автомашин и включен в Перечень, исходя из критерия его предназначения для использования в качестве объекта бытового обслуживания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 1.1).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год (далее - Перечень).
В указанный Перечень (пункт 755) включено нежилое здание с кадастровым номером: <...>.
Приказ опубликован на официальном сайте Министерства www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
- При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд полагает, что административный ответчик по настоящему делу не представил доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных отношений Самарской области 30.11.2015 N 3033 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, в части включения в него пункта 755, касающегося здания с кадастровым номером: <...>, принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Т" является собственником нежилого здания <...>.
Земельный участок, на котором расположено здание, имеет вид разрешенного использования: под нежилые здания с прилегающей территорией.
В рассматриваемом случае отнесение здания к объекту бытового обслуживания осуществлено исходя из его предназначения для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания, которое в силу прямого указания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается на основании кадастрового паспорта или документов технического учета (инвентаризации).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права принадлежащее истцу здание площадью 2 835,5 кв. м имеет наименование - профилакторий для автомашин.
Аналогичные сведения относительно целевого назначения здания содержатся и в кадастровом паспорте.
Содержащиеся в вышеприведенных документах сведения не позволяют с достоверностью прийти к выводу о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Одного наименования здания, значащегося в кадастровом паспорте, недостаточно для определения соотношения общей площади здания к площади, занимаемой объектом бытового обслуживания.
Указанные сведения могли быть получены из документов технического учета (инвентаризации), однако, Министерство такими документами не располагало, и указанные сведения административным ответчиком суду не представлены, в связи с этим доводы административного ответчика о том, что 100% площади здания используется под объекты бытового обслуживания, не подтверждены документально.
Между тем, из заключения кадастрового инженера <...> от 18.07.2016 следует, что здание с кадастровым номером: <...> используется арендаторами под склады и офисы, площадь под склады составляет 2 660 кв. м, под офисы - 353 кв. м.
Остальная площадь здания используется под вспомогательные помещения: теплопункт площадью 24,6 кв. м, щитовую площадью 11, 6 кв. м, а также под помещения общего пользования: коридоры площадью 87,6 кв. м, санузел площадью 26,00 кв. м, подсобные помещения площадью 25,7 кв. м.
Использование помещений под офисы составляет 12% от общей площади здания.
Включение объекта в Перечень произведено при отсутствии у Министерства сведений о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества не соответствует критериям его включения в Перечень, в связи с этим полагает необходимым удовлетворить требование административного истца о признании недействующим со дня принятия пункта 755 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и часть 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поскольку по основному требованию суд принимает решение в пользу административного истца, судебные издержки в виде госпошлины в размере 4 500 руб. подлежат взысканию в пользу административного истца с административного ответчика - Министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд
решил:

Требования ООО "Т" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 755 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Т" расходы по госпошлине в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Т.А.РОДИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)