Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2016 N 10АП-9015/2016 ПО ДЕЛУ N А41-13573/15

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. по делу N А41-13573/15


Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от ООО "Кузяево Трейд": не явились, извещены; от Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: Винокуров Д.В., по доверенности от 31.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кузяево Трейд" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-13573/15, принятое судьей Востоковой Е.А., по заявлению ООО "Кузяево Трейд" к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области о признании незаконными решений налогового органа,

установил:

ООО "Кузяево Трейд" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области о признании незаконными:
- - решения от 15.08.2014 N 14725 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- - требования N 4766 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 24.09.2014;
- - решения от 12.05.2015 N 23032 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-13573/15 требования ООО "Кузяево Трейд" удовлетворены в части. Суд решил: решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области от 15.08.2014 N 14725 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать незаконным в части доначисления: земельного налога в сумме, превышающей 12 217 313 руб., пени в сумме, превышающей 1 653 934,19 руб., штрафа в сумме, превышающей 214 796,6 руб., требование N 4766 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 24.09.2014 признать незаконным в части пени в сумме, превышающей 1 653 934,19 руб., в части штрафа в сумме, превышающей 214 796,6 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Инспекция направила в судебное заседание своего представителя, который возражал по доводам апелляционной жалобы.
Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Кузяево Трейд" по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 3), по результатам которой составлен акт N 65574 от 09.06.2014.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, руководителем налогового органа было принято решение N 14725 от 15.08.2014, в соответствии с которым заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 879 868,72 руб., доначислен земельный налог в сумме 14 779 317 руб., пени - 2 158 370 руб.
На основании решения N 14725 от 15.08.2014 Инспекция выставила обществу требование N 4766, которым в срок до 14.10.2014 предложила уплатить: земельный налог за 2012 год в сумме 10 176 349,63 руб., пени в сумме 2 158 370 руб. и штраф в сумме 2 879 868,72 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 12.02.2015 N 07-12/06809, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, вышеуказанные решение и требование, оставлены без изменения.
Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Кузяево Трейд" по земельному налогу за 2012 год (корректировка N 6), по результатам которой составлен акт N 71057 от 04.03.2015.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, руководителем налогового органа было принято решение N 23032 от 12.05.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен земельный налог в сумме 11 930 122 руб. и предложено уплатить пени с учетом пени, доначисленных решением N 14724 от 15.08.2014.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 03.08.2015 N 07-12/39603, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение от 12.05.2015 N 23032 отменено в части доначисления земельного налога в сумме 171 руб. в связи с неправильным определением количества месяцев владения земельным участком. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая указанные решения и требование налогового органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из необоснованности применения обществом пониженной ставки земельного налога, предусмотренных для земельных участков под дачное строительство. Суд первой инстанции также пришел к выводу о применении Инспекцией ошибочных показателей кадастровой стоимости и о наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Апелляционный суд поддерживает указанные выводы суда, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Кузяево Трейд" в спорный период на праве собственности принадлежали 489 земельных участка, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования: "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем".
Указанные земельные участки расположены на территории сельского поселения Новохаритоновское Раменского муниципального района Московской области.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
На основании ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой.
В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в том числе 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Новохаритоновское Раменского муниципального района Московской области от 19.08.2010 N 7/1 "О земельном налоге" ставка по земельному налогу 0,3% устанавливается в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и землям в составе зон сельскохозяйственного использования в сельском поселении Новохаритоновское и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объекты, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Ставка 0,09% установлена в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и земельных участков под индивидуальной жилой застройкой.
Ставка 0,19% установлена в отношении земельных участков:
- - приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства;
- - приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, в том числе за земли огороднических, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, а также дачного хозяйства.
Для прочих земельных участков установлена ставка 1,3%.
По итогам проведения камеральных налоговых проверок Инспекцией установлено, что обществом применялась пониженная ставка земельного налога - 0,3%, как для земель сельскохозяйственного назначения.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением в суд заявитель указывает на необходимость применения ставки 0,09%, как для жилищного строительства.
Применяя указанную ставку общество руководствовалось тем, что на спорных земельных участках ведется строительство коттеджного поселка. Поскольку данные коттеджи предполагают постоянное проживание с правом постоянной же регистрации проживания в них, по мнению общества, указанное обстоятельство дает право на применение к таким участкам пониженной ставки земельного налога, предусмотренной для жилищного строительства.
В пункте 1 статьи 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В определении от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию в соответствии с которой для установления обстоятельства обоснованности применения пониженной налоговой ставки исследованию подлежат обстоятельства использования налогоплательщиком земельного участка по его целевому назначению.
Таким образом, общество, применяя пониженную ставку 0,09% обязано доказать, что спорные земельные участки предоставлены ему для индивидуального жилищного строительства, а также доказать, что на этих земельных участках им осуществляется индивидуальное жилищное строительство.
Однако, как указывалось выше, спорные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а статьей 25.2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В свою очередь п. 13 ст. 217 НК РФ регулирует вопросы налогообложения доходов, полученных в связи с продажей выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции.
Системное толкование данных норм позволяет прийти к выводу о том, что правом на применение пониженной налоговой ставки в связи с индивидуальным жилищным строительством обладают граждане в отношении предоставленных им земельных участков. Аналогичные выводы необходимо сделать и рассматривая возможность применения обществом пониженной ставки 0,3%, исходя из использования земельных участков для дачного строительства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом - коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога 0,09% в отношении спорных земельных участков.
Исходя из изложенного налоговым органом правомерно применена ставка налога 1,3% от кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, установив, что Инспекцией в оспариваемых решениях применены ошибочные показатели кадастровой стоимости, а также сроки использования земельных участков в спорный период, обязал Инспекцию представить соответствующий расчет.
Кроме того, суд первой инстанции установил наличие смягчающих налоговую ответственность обстоятельства и снизил сумму штрафа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал решения и требования Инспекции недействительным в части.
Апелляционная жалоба общества доводов по существу рассматриваемого спора не содержит, представитель общества в судебное заседание апелляционного суда не явился, мотивов по которым обжалует решение суда не привел.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 13 мая 2016 года по делу N А41-13573/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)