Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Общество полагает, что кадастровая стоимость участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт" Шуманова В.Ю. (доверенность от 20.12.2015), рассмотрев 23.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2015 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-4197/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, Кронштадтская ул., д. 1/10, ОГРН 1023902095590, ИНН 3901005916 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Калининградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304, об установлении кадастровой стоимости земельных участков площадью 440 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:000000:14, расположенного примерно в 600 м относительно ориентира (адрес ориентира: Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Чехова, д. 26), в размере его рыночной стоимости, равной 237 103 000 руб., и площадью 42 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:010634:12, расположенного примерно в 460 м относительно ориентира (адрес ориентира: Калининградская обл., г. Балтийск, Артиллерийская ул., д. 14), в размере его рыночной стоимости, равной 31 775 000 руб., а также об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость указанных земельных участков с 01.01.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство), и администрация Балтийского муниципального района, место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1023902092994, ИНН 3901003933 (далее - Администрация района).
В соответствии со статьей 47 АПК РФ судом первой инстанции произведена замена Администрации района на администрацию муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, ул. В. Егорова, д. 1, ОГРН 1093925002852, ИНН 3901500413 (далее - Администрация поселения).
Решением 28.05.2015 (с учетом определения от 28.05.2015 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.09.2015, заявленные требования удовлетворены частично; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12 установлена в размере 31 775 000 руб.; на Кадастровую палату возложена обязанность с даты вступления в законную силу судебного акта внести в ГКН сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит изменить обжалуемые судебные акты, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере его рыночной стоимости, равной 237 103 000 руб., а также дополнить резолютивную часть решения и постановления указанием на то, что сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков подлежат внесению в ГКН с 01.01.2014.
Как считает податель жалобы, суды ошибочно не указали, с какого момента подлежит применению новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12, тогда как согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости; судами не учтено, что на земельном участке с кадастровым номером 39:14:000000:14 расположены 17 объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, а прекращение его права собственности на упомянутый земельный участок не зарегистрировано; согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы Балтийского городского округа от 13.08.2009 N 953 Администрация района (арендодатель) и Общество (арендатор) 13.08.2009 заключили договор N 184 аренды земельного участка площадью 42 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:010634:12, под проектирование и строительство объектов рекреации.
Пунктом 2.1 договора определен срок аренды - с 13.08.2009 до 10.08.2057.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 22.04.2014 Общество является собственником земельного участка площадью 440 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:000000:14.
Согласно утвержденным постановлением Правительства от 29.08.2013 N 641 по состоянию на 01.01.2012 результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010634:12 и 39:14:000000:14 составила 146 175 960 руб. и 1 621 633 408 руб. 12 коп. Данные сведения внесены в ГКН.
Стоимость названных земельных участков, определенная по заказу истца независимым оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Независимый центр "Балтэкспертиза" и представленная в отчетах от 03.04.2014 N Н-0334-2014 и от 17.04.2014 N Н-0457-2014, по состоянию на 01.01.2012 составила 237 103 000 руб. и 31 775 000 руб. соответственно. По результатам экспертизы указанных отчетов, проведенной экспертом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" Румянцевым Марком Альбертовичем, получены положительные экспертные заключения от 25.04.2014 N Э-170414-2-КД, Э-140414-КД.
Общество, считая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что судебными актами по делу N А21-6529/2010 применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи от 25.08.2009 путем прекращения права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:14:000000:14, пришли к выводу об отсутствии у Общества законного интереса в изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка, в связи с чем заявленные требования удовлетворили частично.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 названного постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как следует из выписки из ЕГРП от 07.04.2015 N 39-0-1-81/4001/2015-1514, Общество является зарегистрированным собственником земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14. Запись о прекращении указанного права в соответствии с вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А21-6529/2010 в ЕГРП не внесена.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Закона (22.07.2014), а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу названного Закона.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления N 28, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в пункте 15 Постановления N 28, действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом приведенных выше положений, а также того факта, что право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:14:000000:14 зарегистрировано в ЕГРП, а исковое заявление подано в 2014 году, вывод судов об отсутствии у Общества права на установление кадастровой стоимости этого участка в размере рыночной не соответствует представленным в материалы дела доказательствам. Общество как в 2014, так и в 2015 году являлось плательщиком земельного налога, который в силу налогового законодательства рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 288 АПК РФ обжалуемые судебные акты в части отказа в требовании об установлении кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере его рыночной стоимости подлежат отмене, а дело в этой части - передаче на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции необходимо оценить, в том числе с учетом доводов Администрации поселения, представленные истцом доказательства в подтверждение рыночной стоимости участка.
Довод подателя жалобы о необоснованном неуказании судами в резолютивной части обжалуемых судебных актов на необходимость внесения новой кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2014 был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен ими.
Тот факт, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12, доказанная истцом и установленная решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, подлежит внесению органом кадастрового учета в ГКН в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта, не влияет на определение момента, с которого указанная стоимость подлежит применению - с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Вопреки доводам подателя жалобы обжалуемые судебные акты указанным выводам не противоречат.
Поскольку нормы материального и процессуального права при рассмотрении требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12 применены судами правильно, их выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в этой части обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А21-4197/2014 в части отказа в удовлетворении требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 отменить. Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение от 28.05.2015 и постановление от 22.09.2015 оставить без изменения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.12.2015 ПО ДЕЛУ N А21-4197/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Общество полагает, что кадастровая стоимость участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 г. по делу N А21-4197/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт" Шуманова В.Ю. (доверенность от 20.12.2015), рассмотрев 23.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2015 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-4197/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский курорт", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, Кронштадтская ул., д. 1/10, ОГРН 1023902095590, ИНН 3901005916 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Калининградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304, об установлении кадастровой стоимости земельных участков площадью 440 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:000000:14, расположенного примерно в 600 м относительно ориентира (адрес ориентира: Калининградская обл., г. Балтийск, ул. Чехова, д. 26), в размере его рыночной стоимости, равной 237 103 000 руб., и площадью 42 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:010634:12, расположенного примерно в 460 м относительно ориентира (адрес ориентира: Калининградская обл., г. Балтийск, Артиллерийская ул., д. 14), в размере его рыночной стоимости, равной 31 775 000 руб., а также об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость указанных земельных участков с 01.01.2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство), и администрация Балтийского муниципального района, место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1023902092994, ИНН 3901003933 (далее - Администрация района).
В соответствии со статьей 47 АПК РФ судом первой инстанции произведена замена Администрации района на администрацию муниципального образования городское поселение "Город Балтийск", место нахождения: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, ул. В. Егорова, д. 1, ОГРН 1093925002852, ИНН 3901500413 (далее - Администрация поселения).
Решением 28.05.2015 (с учетом определения от 28.05.2015 об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.09.2015, заявленные требования удовлетворены частично; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12 установлена в размере 31 775 000 руб.; на Кадастровую палату возложена обязанность с даты вступления в законную силу судебного акта внести в ГКН сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит изменить обжалуемые судебные акты, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере его рыночной стоимости, равной 237 103 000 руб., а также дополнить резолютивную часть решения и постановления указанием на то, что сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков подлежат внесению в ГКН с 01.01.2014.
Как считает податель жалобы, суды ошибочно не указали, с какого момента подлежит применению новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12, тогда как согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости; судами не учтено, что на земельном участке с кадастровым номером 39:14:000000:14 расположены 17 объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности, а прекращение его права собственности на упомянутый земельный участок не зарегистрировано; согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28) бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением главы Балтийского городского округа от 13.08.2009 N 953 Администрация района (арендодатель) и Общество (арендатор) 13.08.2009 заключили договор N 184 аренды земельного участка площадью 42 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:010634:12, под проектирование и строительство объектов рекреации.
Пунктом 2.1 договора определен срок аренды - с 13.08.2009 до 10.08.2057.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 22.04.2014 Общество является собственником земельного участка площадью 440 000 кв. м с кадастровым номером 39:14:000000:14.
Согласно утвержденным постановлением Правительства от 29.08.2013 N 641 по состоянию на 01.01.2012 результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 39:14:010634:12 и 39:14:000000:14 составила 146 175 960 руб. и 1 621 633 408 руб. 12 коп. Данные сведения внесены в ГКН.
Стоимость названных земельных участков, определенная по заказу истца независимым оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Независимый центр "Балтэкспертиза" и представленная в отчетах от 03.04.2014 N Н-0334-2014 и от 17.04.2014 N Н-0457-2014, по состоянию на 01.01.2012 составила 237 103 000 руб. и 31 775 000 руб. соответственно. По результатам экспертизы указанных отчетов, проведенной экспертом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" Румянцевым Марком Альбертовичем, получены положительные экспертные заключения от 25.04.2014 N Э-170414-2-КД, Э-140414-КД.
Общество, считая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что судебными актами по делу N А21-6529/2010 применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи от 25.08.2009 путем прекращения права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:14:000000:14, пришли к выводу об отсутствии у Общества законного интереса в изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка, в связи с чем заявленные требования удовлетворили частично.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 названного постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП, и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Как следует из выписки из ЕГРП от 07.04.2015 N 39-0-1-81/4001/2015-1514, Общество является зарегистрированным собственником земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14. Запись о прекращении указанного права в соответствии с вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А21-6529/2010 в ЕГРП не внесена.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Закона (22.07.2014), а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу названного Закона.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления N 28, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в пункте 15 Постановления N 28, действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом приведенных выше положений, а также того факта, что право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:14:000000:14 зарегистрировано в ЕГРП, а исковое заявление подано в 2014 году, вывод судов об отсутствии у Общества права на установление кадастровой стоимости этого участка в размере рыночной не соответствует представленным в материалы дела доказательствам. Общество как в 2014, так и в 2015 году являлось плательщиком земельного налога, который в силу налогового законодательства рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 288 АПК РФ обжалуемые судебные акты в части отказа в требовании об установлении кадастровой стоимости участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 в размере его рыночной стоимости подлежат отмене, а дело в этой части - передаче на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции необходимо оценить, в том числе с учетом доводов Администрации поселения, представленные истцом доказательства в подтверждение рыночной стоимости участка.
Довод подателя жалобы о необоснованном неуказании судами в резолютивной части обжалуемых судебных актов на необходимость внесения новой кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2014 был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен ими.
Тот факт, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12, доказанная истцом и установленная решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, подлежит внесению органом кадастрового учета в ГКН в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта, не влияет на определение момента, с которого указанная стоимость подлежит применению - с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Вопреки доводам подателя жалобы обжалуемые судебные акты указанным выводам не противоречат.
Поскольку нормы материального и процессуального права при рассмотрении требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:14:010634:12 применены судами правильно, их выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в этой части обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А21-4197/2014 в части отказа в удовлетворении требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:14:000000:14 отменить. Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение от 28.05.2015 и постановление от 22.09.2015 оставить без изменения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)