Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2017 N 17АП-13471/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-1222/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. N 17АП-13471/2017-АК

Дело N А71-1222/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Рент-Инвест" (ИНН 1831148583, ОГРН 1111831010246) - Дмитрошкина М.А. паспорт, по доверенности от 12.08.2016;
- от заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике - Чунарев О.Н. удостоверение, по доверенности от 30.12.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Рент-Инвест",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2017 года
по делу N А71-1222/2015, принятое судьей И.В.Шумиловой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рент-Инвест"

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике
о признании недействительным решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Рент-Инвест" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике г. Ижевск от 19.09.2014 N 21702.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество "Рент-Инвест" указывает на отсутствие оснований для привлечения общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначисления земельного налога в сумме 7 800 807 руб., поскольку в отношении спорных земельных участков, по мнению заявителя, конкретный разрешенный вид использования земельного участка определен не был и был указан в государственном кадастре недвижимости, исходя из наименования всей зоны Ж2 как "зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности". Бывший собственник земельного участка с кадастровым номером 18:26:040709:4 Повышев С.С. использовал земельный участок в сельскохозяйственных целях. Строить на данном земельном участке какие-либо объекты капитального строительства было нельзя, т.к. проект планировки жилого района Александровский, на территории которого расположен земельный участок, находился с 2011 года на стадии разработки и планировался Администрацией города Ижевска к утверждению в 2013 году. Поэтому земельный участок продолжал использоваться налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях путем сенокошения до 2014 года.
При принятии оспариваемого решения и определении суммы доначисленного земельного налога за 2012 г. инспекция применила показатели кадастровой стоимости с учетом неверного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:26:040709:4., а также образовавшихся в результате его разделения земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:040709:120 и 18:26:040709:121.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель налогового органа возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности с 21.02.2012 г. принадлежал земельный участок 18:26:040709:4 площадью 438770 кв. м.
17.05.2012 г. были зарегистрированы два земельных участка с кадастровым номером 18:26:040709:121, площадью 421770 кв. м, и с кадастровым номером 18:26:040709:120.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной заявителем 15.04.2014 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, в ходе которой установлено занижение налоговой базы по земельному налогу в результате занижения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:040709:4, 18:26:040709:121, 18:26:040709:120.
Результаты проверки оформлены актом от 28.07.2014 N 20805.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 19.09.2014 N 21702 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен земельный налог в сумме 7 800 807 руб., начислены штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату земельного налога в сумме 1 560 161,40 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 1 571 570,06 руб.
ООО "Рент-Инвест" обжаловало решение в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 05.01.2015 N 06-07/00004@ решение от 19.09.2014 N 21702 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения инспекции от 19.09.2014 N 21702, поскольку материалами дела подтверждено, что налогоплательщиком занижена кадастровая стоимость спорных земельных участков, что повлекло за собой неполное исчисление земельного налога.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", пунктом 10 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Кадастровая стоимость земель в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 установлена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике".
Необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
Согласно представленным данным из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 18:26:040709:121 составляет 4734452604 руб., с кадастровым номером 18:26:040709:120-190828400 руб.
Указанные земельные участки образовались 17.05.2012 в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 18:26:040709:4, кадастровая стоимость которого составляла 4925281004 руб. Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами и подтверждено материалами дела.
Ссылки апелляционной жалобы на наличие технической ошибки в кадастровых сведениях в отношении спорных земельных участков, ввиду несоответствия сведений о виде разрешенного использования земельных участников, его фактическому использованию отклоняются, как противоречащие представленным по делу доказательствам и обстоятельствам, установленным постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2016 N Ф09-11317/1, определением Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ16-2448 от 08.04.2016, решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 11.11.2016 по делу N 3а-199/2016, апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 15.03.2017 по делу N 3а-199/2016, решением Устиновского районного суда г. Ижевска УР по административному делу N 2а-1167/17 имеющим преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в соответствии со ст. 69 АПК РФ.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
При этом из ч. 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Росреестром и ФНС России заключено Соглашение от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", согласно которому Росреестр бесплатно в порядке информационного взаимодействия предоставляет в налоговые органы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и сведения, содержащиеся в ЕГРП.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР кадастровая стоимость и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 18:26.040709:4, 18:26:040709:120, 18:26:040709:121, на момент вынесения решения от 19.09.2014 г. N 21702 и по настоящее время не менялись. Согласно имеющим сведениям характеристика разрешенного использования, указанных выше участков - зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности. Иного из материалов дела не следует.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что земельные участки использовались налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях путем сенокошения до 2014 года, отклоняются, поскольку из материалов дела не следует, что вид разрешенного использования земельных участков был изменен в установленном порядке в связи с тем, что фактически они используются по другому назначению.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
В силу п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, налоговый орган должен доказать факт неуплаты налога, а также выяснить, в результате каких конкретных виновных действий (бездействия) налогоплательщика допущена такая неуплата.
Поскольку в ходе камеральной проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по земельному налогу, начисление штрафа по ст. 122 НК РФ является обоснованным.
Частью 1 ст. 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что налогоплательщиком не заявлено ходатайства о снижении размера штрафа в виде отдельного документа в письменном виде.
В ходе судебного заседания от 11.07.2017 (л.д. 145,т.2) заявитель в связи с тяжелым материальным положением просил применить смягчающие меры при вынесении решения об отказе в удовлетворении требований.
При этом заявителем не подтверждена необходимость применения положений статей 112 и 114 Налогового кодекса РФ, поскольку не представлены доказательства, свидетельствующие об их наличии.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не применил положения ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 июля 2017 года по делу N А71-1222/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рент-Инвест" (ИНН 1831148583, ОГРН 1111831010246) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 12.09.2017 N 156.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)